Полномочия Правительства РФ
очень широки9. Они распространяются на такие
основные сферы жизни общества, как экономическая,
социально-культурная, оборона страны,
внешняя политика, обеспечение законности,
охрана прав и свобод граждан, охрана собственности
и общественного порядка, государственная
безопасность. Таким образом. Правительство
РФ выступает в качестве органа общей
компетенции, ибо ему поручено руководство
практически всеми отраслями хозяйства,
социально-культурной и административной
сфер, относящимися к ведению Российской
Федерации и совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов.10
Конституция РФ в статье 114 закрепляет
следующие полномочия Правительства РФ:
- разработки и представление
Государственной Думе федерального
бюджета и обеспечение его
исполнения; представление Государственной
Думе отчета об исполнении
федерального бюджета;
- обеспечение проведения
в Российской Федерации единой
финансовой, кредитной и денежной
политики;
- обеспечение проведения
в Российской Федерации единой
государственной политики в области
культуры, науки, образования, здравоохранения,
социального обеспечения, экологии;
- осуществление управления
федеральной собственностью;
- осуществление мер по
обеспечению обороны страны, государственной
безопасности, реализации внешней
политики Российской Федерации;
- осуществление мер по
обеспечению законности, прав и
свобод граждан, охране собственности
и общественного порядка, борьбе
с преступностью и др.
Этот перечень полномочий не
является исчерпывающим, так как в нем
указывается, что на Правительство РФ
могут быть возложены федеральными законами
и указами Президента РФ иные полномочия.
В Конституции РФ установлены положения,
предопределяющие необходимость решения
Правительством РФ отдельных вопросов
государственного управления. Например,
из содержания статей 71 и 72 Конституции
РФ вытекают такие полномочия Правительства
РФ, как разработка и утверждение федеральных
программ в области экономического, экологического,
социального и культурного развития страны,
определение порядка осуществления мер
по борьбе с катастрофами, стихийными
бедствиями и др.
Более детально полномочия
Правительства РФ сформулированы в Федеральном
конституционном законе от 17 декабря 1997
г. .№ 2-ФКЗ "О Правительстве Российской
Федерации", в котором выделяется общая,
специальная компетенция и компетенция
по руководству федеральными органами
исполнительной власти.
Общая компетенция - это круг
полномочий, определяющих главные направления
и сферы деятельности Правительства РФ.
Соответственно, Правительство РФ в пределах
своей компетенции:
- организует реализацию
внутренней и внешней политики
государства;
- осуществляет регулирование
в социально-экономической сфере;
- обеспечивает единство
системы исполнительной власти
в Российской Федерации;
- направляет и контролирует
деятельность ее органов;
- формирует федеральные
целевые программы и обеспечивает
их реализацию;
- реализует предоставленное
ему право законодательной инициативы.
В отличие от общей специальная
компетенция характеризует круг полномочий,
определяющих деятельность Правительства
РФ в конкретных областях общественной
жизни. Так, Правительство РФ имеет компетенцию
в сферах:
- экономики (осуществляет
регулирование экономических процессов;
обеспечивает единство экономического
пространства и свободу экономической
деятельности, свободное перемещение
товаре», услуг и финансовых средств; прогнозирует
социально-экономическое развитие Российской
Федерации, разрабатывает и осуществляет
программы развития приоритетных отраслей
экономики; осуществляет управление федеральной
собственностью и др.);
- бюджетной, финансовой, кредитной
и денежного политики (обеспечивает
проведение единой финансовой, кредитной
и денежной политики; разрабатывает
и представляет Государственной
Думе федеральный бюджет и
обеспечивает его исполнение; разрабатывает
и реализует налоговую политику;
обеспечивает совершенствование
бюджетной системы; осуществляет
управление государственным внутренним
и внешним долгом Российской
Федерации и др.);
- социальной (обеспечивает
проведение единой государственной
социальной политики, реализацию
конституционных прав граждан
в области социального обеспечения,
способствует развитию социального
обеспечения и благотворительности;
принимает меры по реализации трудовых
прав граждан; разрабатывает программы
сокращения и ликвидации безработицы
и обеспечивает реализацию этих программ;
обеспечивает проведение единой государственной
миграционной политики и др.);
- науки, культуры, образования
(разрабатывает и осуществляет
меры государственной поддержки
развития науки; обеспечивает государственную
поддержку фундаментальной науки,
имеющих общегосударственное значение
приоритетных направлений прикладной
науки; обеспечивает проведение
единой государственной политики
в области образования, определяет
основные направления развития
и совершенствования общего и
профессионального образования, развивает
систему бесплатного образования
и др.);
- природопользования и
охраны окружающей среды (обеспечивает
проведение единой государственной
политики в области охраны
окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности; принимает
меры по реализации прав граждан
на благоприятную окружающую
среду, по обеспечению экологического
благополучия; координирует деятельность
по предотвращению стихийных
бедствий, аварий и катастроф, уменьшению
их опасности и ликвидации
их последствий и др.);
- обеспечения законности,
прав и свобод граждан, борьбы
с преступностью (участвует в
разработке и реализации государственной
политики в области обеспечения
безопасности личности, общества
и государства; осуществляет меры
по обеспечению законности, прав
и свобод граждан, по охране
собственности и общественного
порядка, по борьбе с преступностью
и другими общественно опасными
явлениями; разрабатывает и реализует
меры по укреплению кадров, развитию
и укреплению материально-технической
базы правоохранительных органов; осуществляет
меры по обеспечению деятельности органов
судебной власти)11;
- полномочий по обеспечению
обороны и государственной безопасности
Российской Федерации (осуществляет
необходимые меры по обеспечению
обороны и государственной безопасности
Российской Федерации; организует
оснащение вооружением и военной
техникой, обеспечение материальными
средствами, ресурсами и услугами
Вооруженных Сил РФ, других войск
и воинских формирований Российской
Федерации; обеспечивает выполнение
государственных целевых программ
и планов развития вооружения,
а также программ подготовки
граждан по военно-учетным специальностям;
обеспечивает социальные гарантии для
военнослужащих и др.);
- внешней политики и
международных отношений (осуществляет
меры по обеспечению реализации
внешней политики Российской
Федерации; обеспечивает представительство
Российской Федерации в иностранных
государствах и международных
организациях; в пределах своих
полномочий заключает международные
договоры Российской Федерации,
обеспечивает выполнение обязательств
Российской Федерацией по международным
договорам, а также наблюдает
за выполнением другими участниками
указанных договоров их обязательств
и др.).
Заключение
Правительство Российской Федерации
выполняет важнейшую функцию - оно руководит
и координирует действия исполнительной
власти в государстве. С принятием Конституции
РФ 1993 года статус Правительства существенно
вырос, по сравнению каким он раньше был.
Однако в настоящей Конституции РФ находят
свое место и положения, которые ущемляют
статус Правительства, делая его на практике
только в части высшим органом исполнительной
власти.
По существу руководство Правительством
РФ и соответственно исполнительной властью
осуществляется Президентом РФ. Поскольку
сам Президент РФ представляет кандидатуру
на должность Председателя Правительства
РФ, а также оказывает влияние на подбор
кандидатур других членом Правительства.
Все это делает Правительство чисто "президентским".
В связи с чем, положение Конституции РФ
о том, что Правительство осуществляет
государственную власть наравне с Президентом
РФ, Федеральным собранием и судами, ставится
под сомнение. Исходя из вышеизложенного
видно, что основными функциями Правительства
являются организация исполнения федеральных
законов, систематический контроль над
их исполнением органами исполнительной
власти всех уровней и принятие необходимых
мер по устранению допущенных нарушений.
Список
используемой литературы
1. Конституция Российской
Федерации 1993 г.
2. Постановление Правительства
РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте
Правительства Российской Федерации
и Положении об Аппарате Правительства
Российской Федерации".
3. Указ Президента РФ
от 9 марта 2010 г. N 314 "О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти".
4. Анисимов Л.Н. Конституционное
право России // "Юстицинформ" 2012.
5. Собрание законодательства
Российской Федерации (май 1994 г. – 2008 г.)
6. Закон РФ от 22 декабря 1992 г.
N 4174-I "О Совете Министров - Правительстве
Российской Федерации" // РГ.1993. 4 янв.
7. Указ Президента России №
2277от 23 декабря 1993 г. «О преобразовании
и реорганизации Совета Министров – Правительства
Российской Федерации» // САПП Российской
Федерации. 1993. № 52. Ст.5080.
8. Указ Президента РФ от 9 марта
2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти» // РГ.
2004. 11 марта.
9. Постановление Правительства
РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О регламенте Правительства
Российской Федерации и Положении об Аппарате
Правительства Российской Федерации»
//СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.
10. Закон РФ «О безопасности»
от 5 марта 2011 года № 2446-1 (в ред. Закона
РФ от 25.12.1992 N 4235-1, Указа Президента РФ
от 24.12.1993 N 2288, Федеральных законов от 25.07.2002
N 116-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от
02.03.2007 N 24-ФЗ)
11. Постановление Правительства
РФ от 31 июля 2011 г. № 451 (ред. от 21 мая 2012
г.) «О Правительственной комиссии по проведению
административной реформы» // СЗ РФ. 2003.
№ 31. Ст. 4720.
1
Конституция Российской Федерации 1993
г.
2
Постановление Правительства РФ от 1 июня
2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства
Российской Федерации и Положении об Аппарате
Правительства Российской Федерации".
3
Указ Президента РФ от 9 марта 2010 г. N 314
"О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти".
4
Анисимов Л.Н. Конституционное право России
// "Юстицинформ" 2012.
5
Собрание законодательства Российской
Федерации (май 1994 г. – 2008 г.)
6
Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4174-I "О Совете
Министров - Правительстве Российской
Федерации" // РГ.1993. 4 янв.
7
Указ Президента России № 2277от 23 декабря
1993 г. «О преобразовании и реорганизации
Совета Министров – Правительства Российской
Федерации» // САПП Российской Федерации.
1993. № 52. Ст.5080.
8
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314
«О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти» // РГ. 2004. 11 марта.
9
Постановление Правительства РФ от 1 июня
2004 г. № 260 «О регламенте Правительства
Российской Федерации и Положении об Аппарате
Правительства Российской Федерации»
//СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.
10
Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 2011
года № 2446-1 (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 N
4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288,
Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от
07.03.2005 N 15-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 02.03.2007 N
24-ФЗ)
11
Постановление Правительства РФ от 31 июля
2011 г. № 451 (ред. от 21 мая 2012 г.) «О Правительственной
комиссии по проведению административной
реформы» // СЗ РФ. 2003. № 31. Ст. 4720.