Правительство РФ и его полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

12 декабря 1993 года в России была принята новая Конституция Российской Федерации, которая послужила отправной точкой нового этапа государственно-политического развития России. В соответствии со ст.11 Конституции, Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным собранием и судами Российской Федерации. А согласно ст.110 Конституции, федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти.1

Файлы: 1 файл

Адм. право.docx

— 39.17 Кб (Скачать файл)

Полномочия Правительства РФ очень широки9. Они распространяются на такие основные сферы жизни общества, как экономическая, социально-культурная, оборона страны, внешняя политика, обеспечение законности, охрана прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, государственная безопасность. Таким образом. Правительство РФ выступает в качестве органа общей компетенции, ибо ему поручено руководство практически всеми отраслями хозяйства, социально-культурной и административной сфер, относящимися к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.10

 

Конституция РФ в статье 114 закрепляет следующие полномочия Правительства РФ:

- разработки и представление  Государственной Думе федерального  бюджета и обеспечение его  исполнения; представление Государственной  Думе отчета об исполнении  федерального бюджета;

- обеспечение проведения  в Российской Федерации единой  финансовой, кредитной и денежной  политики;

- обеспечение проведения  в Российской Федерации единой  государственной политики в области  культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- осуществление управления  федеральной собственностью;

- осуществление мер по  обеспечению обороны страны, государственной  безопасности, реализации внешней  политики Российской Федерации;

- осуществление мер по  обеспечению законности, прав и  свобод граждан, охране собственности  и общественного порядка, борьбе  с преступностью и др.

Этот перечень полномочий не является исчерпывающим, так как в нем указывается, что на Правительство РФ могут быть возложены федеральными законами и указами Президента РФ иные полномочия. В Конституции РФ установлены положения, предопределяющие необходимость решения Правительством РФ отдельных вопросов государственного управления. Например, из содержания статей 71 и 72 Конституции РФ вытекают такие полномочия Правительства РФ, как разработка и утверждение федеральных программ в области экономического, экологического, социального и культурного развития страны, определение порядка осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями и др.

Более детально полномочия Правительства РФ сформулированы в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. .№ 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в котором выделяется общая, специальная компетенция и компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти.

Общая компетенция - это круг полномочий, определяющих главные направления и сферы деятельности Правительства РФ. Соответственно, Правительство РФ в пределах своей компетенции:

- организует реализацию  внутренней и внешней политики  государства;

- осуществляет регулирование  в социально-экономической сфере;

- обеспечивает единство  системы исполнительной власти  в Российской Федерации;

- направляет и контролирует  деятельность ее органов;

- формирует федеральные  целевые программы и обеспечивает  их реализацию;

- реализует предоставленное  ему право законодательной инициативы.

В отличие от общей специальная компетенция характеризует круг полномочий, определяющих деятельность Правительства РФ в конкретных областях общественной жизни. Так, Правительство РФ имеет компетенцию в сферах:

- экономики (осуществляет  регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаре», услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; осуществляет управление федеральной собственностью и др.);

- бюджетной, финансовой, кредитной  и денежного политики (обеспечивает  проведение единой финансовой, кредитной  и денежной политики; разрабатывает  и представляет Государственной  Думе федеральный бюджет и  обеспечивает его исполнение; разрабатывает  и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование  бюджетной системы; осуществляет  управление государственным внутренним  и внешним долгом Российской  Федерации и др.);

- социальной (обеспечивает  проведение единой государственной  социальной политики, реализацию  конституционных прав граждан  в области социального обеспечения, способствует развитию социального  обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики и др.);

- науки, культуры, образования (разрабатывает и осуществляет  меры государственной поддержки  развития науки; обеспечивает государственную  поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение  приоритетных направлений прикладной  науки; обеспечивает проведение  единой государственной политики  в области образования, определяет  основные направления развития  и совершенствования общего и  профессионального образования, развивает  систему бесплатного образования  и др.);

- природопользования и  охраны окружающей среды (обеспечивает  проведение единой государственной  политики в области охраны  окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности; принимает  меры по реализации прав граждан  на благоприятную окружающую  среду, по обеспечению экологического  благополучия; координирует деятельность  по предотвращению стихийных  бедствий, аварий и катастроф, уменьшению  их опасности и ликвидации  их последствий и др.);

- обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы  с преступностью (участвует в  разработке и реализации государственной  политики в области обеспечения  безопасности личности, общества  и государства; осуществляет меры  по обеспечению законности, прав  и свобод граждан, по охране  собственности и общественного  порядка, по борьбе с преступностью  и другими общественно опасными  явлениями; разрабатывает и реализует  меры по укреплению кадров, развитию  и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти)11;

- полномочий по обеспечению  обороны и государственной безопасности  Российской Федерации (осуществляет  необходимые меры по обеспечению  обороны и государственной безопасности  Российской Федерации; организует  оснащение вооружением и военной  техникой, обеспечение материальными  средствами, ресурсами и услугами  Вооруженных Сил РФ, других войск  и воинских формирований Российской  Федерации; обеспечивает выполнение  государственных целевых программ  и планов развития вооружения, а также программ подготовки  граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и др.);

- внешней политики и  международных отношений (осуществляет  меры по обеспечению реализации  внешней политики Российской  Федерации; обеспечивает представительство  Российской Федерации в иностранных  государствах и международных  организациях; в пределах своих  полномочий заключает международные  договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств  Российской Федерацией по международным  договорам, а также наблюдает  за выполнением другими участниками  указанных договоров их обязательств  и др.).

 

 

 

 

 

Заключение

Правительство Российской Федерации выполняет важнейшую функцию - оно руководит и координирует действия исполнительной власти в государстве. С принятием Конституции РФ 1993 года статус Правительства существенно вырос, по сравнению каким он раньше был. Однако в настоящей Конституции РФ находят свое место и положения, которые ущемляют статус Правительства, делая его на практике только в части высшим органом исполнительной власти.

По существу руководство Правительством РФ и соответственно исполнительной властью осуществляется Президентом РФ. Поскольку сам Президент РФ представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ, а также оказывает влияние на подбор кандидатур других членом Правительства. Все это делает Правительство чисто "президентским". В связи с чем, положение Конституции РФ о том, что Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным собранием и судами, ставится под сомнение. Исходя из вышеизложенного видно, что основными функциями Правительства являются организация исполнения федеральных законов, систематический контроль над их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Конституция Российской  Федерации 1993 г.

2. Постановление Правительства  РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте  Правительства Российской Федерации  и Положении об Аппарате Правительства  Российской Федерации".

3. Указ Президента РФ  от 9 марта 2010 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

4. Анисимов Л.Н. Конституционное право России // "Юстицинформ" 2012.

5. Собрание законодательства Российской Федерации (май 1994 г. – 2008 г.)

6. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4174-I "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" // РГ.1993. 4 янв.

7. Указ Президента России № 2277от 23 декабря 1993 г. «О преобразовании и реорганизации Совета Министров – Правительства Российской Федерации» // САПП Российской Федерации. 1993. № 52. Ст.5080.

8. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // РГ. 2004. 11 марта.

9. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» //СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.

10. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 2011 года № 2446-1 (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 N 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288, Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

11. Постановление Правительства РФ от 31 июля 2011 г. № 451 (ред. от 21 мая 2012 г.) «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы» // СЗ РФ. 2003. № 31. Ст. 4720.

 

1 Конституция Российской Федерации 1993 г.

2 Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации".

3 Указ Президента РФ от 9 марта 2010 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

4 Анисимов Л.Н. Конституционное право России // "Юстицинформ" 2012.

5 Собрание законодательства Российской Федерации (май 1994 г. – 2008 г.)

 

6 Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4174-I "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" // РГ.1993. 4 янв.

7 Указ Президента России № 2277от 23 декабря 1993 г. «О преобразовании и реорганизации Совета Министров – Правительства Российской Федерации» // САПП Российской Федерации. 1993. № 52. Ст.5080.

8 Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // РГ. 2004. 11 марта.

9 Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» //СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.

10 Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 2011 года № 2446-1 (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 N 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288, Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ)

11 Постановление Правительства РФ от 31 июля 2011 г. № 451 (ред. от 21 мая 2012 г.) «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы» // СЗ РФ. 2003. № 31. Ст. 4720.

 

 


Информация о работе Правительство РФ и его полномочия