Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:20, курсовая работа
Исполнительная власть олицетворяется в определенной системе государственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали. На высшей ступени этой системы стоит Правительство, возглавляемое Председателем Правительства (премьер-министром). Роль Правительства в президентской республике значительно отличается от его роли в государствах с иной формой правления: здесь, выбранный народом президент, сам формирует состав Правительства при ограниченном участии Парламента, сам назначает и смещает министров. Правительство несет ответственность перед главой государства, который, в свою очередь, никому не подконтролен.
Введение. 2
Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти. 4
Общие полномочия Правительства РФ: 5
Компетенция Председателя Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ: 7
Формирование Правительства РФ. 8
Состав Правительства РФ. 11
Основные функции Аппарата Правительства: 15
Форма работы Правительства РФ. 16
Регламент заседаний Правительства и Президиума РФ. 16
Заключение. 18
Список литературы. 19
Содержание.
Введение. 2
Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти. 4
Общие полномочия Правительства РФ: 5
Компетенция Председателя Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ: 7
Формирование Правительства РФ. 8
Состав Правительства РФ. 11
Основные функции Аппарата Правительства: 15
Форма работы Правительства РФ. 16
Регламент заседаний Правительства и Президиума РФ. 16
Заключение. 18
Список
литературы. 19
Введение.
Исполнительная власть олицетворяется в определенной системе государственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали. На высшей ступени этой системы стоит Правительство, возглавляемое Председателем Правительства (премьер-министром). Роль Правительства в президентской республике значительно отличается от его роли в государствах с иной формой правления: здесь, выбранный народом президент, сам формирует состав Правительства при ограниченном участии Парламента, сам назначает и смещает министров. Правительство несет ответственность перед главой государства, который, в свою очередь, никому не подконтролен.
Правительство Российской Федерации представляет собой орган государственной власти, который призван, с одной стороны, воспринимать потребности, интересы и цели российского общества, адекватно их закреплять в своих правовых актах и содержании организационной деятельности, а с другой - рационально и законно управлять общественными процессами, придавать им целостность, организованность, динамику и эффективность. Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, состоящей из 80 федеральных министерств и ведомств, многие из которых образуют в субъектах Федерации свои территориальные органы Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность.
Положение и место Правительства РФ в системе органов государственной власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами. В ст. 110 Конституции РФ прямо устанавливается, что исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ.
Конституция РФ не закрепляет каких-либо специальных принципов деятельности Правительства РФ. Как орган государственной власти, оно руководствуется Конституцией РФ, законами, нормативными указами
Президента РФ, такими основополагающими принципами конституционного строя, как обеспечения прав и свобод человека и гражданина, федерализм, разделение властей и т.д. Правительство РФ, в пределах своей компетенции, организует исполнение принимаемых Федеральным Собранием законов, указов и распоряжений Президента РФ и международных договоров, осуществляет регулярный контроль за исполнением всех этих актов органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, принимает необходимые меры по устранению нарушений действующего законодательства.
В Конституции РФ Правительству уделена специальная глава из 8 статей (ст. 110 – 117), но ряд полномочий Правительства и норм, регламентирующих его правовое положение, закреплены в других главах (о Президенте РФ, о Федеральном Собрании РФ). Многие полномочия этого органа раскрываются в ФЗ («Об обороне», «О безопасности и др.), а также в указах Президента. Основные вопросы правового положения Правительства РФ, порядке его формирования и деятельности закреплены в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в редакции от 31.12.1997 года). Правовым актом, регулирующим деятельность Правительства, является также Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 5.10.2000 года. Этим актом определяются планирование и организация работы Правительства, порядок внесения в Правительство и рассмотрение проектов решений Правительства и иных актов, подготовки и проведения заседаний Правительства и оформления принятых на заседании решений, взаимодействия Правительства с органами судебной власти.
Правительство РФ – высший орган исполнительной власти РФ, наделенный общей компетенцией, действующий на коллегиальной основе и возглавляющий единую систему исполнительной власти РФ.
Прообразом
Правительства является созданный Петром
I в 1711 году Правительствующий Сенат, обеспечивающий
управление государством во время отсутствия
Императора. В царствование Александра
I появились первые акты Правительства.
Появление института Правительства относится
к 1906 году: учреждается высший орган исполнительной
власти, близкий к современному Правительству.
Совет Народных Комиссаров – новое Правительство
с 1917 года, в Конституции РФ появился раздел
о Правительстве. Современное российское
Правительство начинает складываться
с момента принятия Конституции РФ 1978
года1.
Основные принципы деятельности Правительства РФ:
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина
- народовластие
- федерализм
- ответственность
- гласность
- разделение властей
- верховенство Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ
- организует
реализацию внутренней и
- осуществляет
регулирование в социально-
- обеспечивает
единство системы
- формирует федеральные
целевые программы и
- реализует право законодательной инициативы
- представляет
Государственной Думе
Также, Правительство обладает полномочиями в сфере руководства федеральными органами исполнительной власти (руководство работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти), экономики (обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств), в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (обеспечивает совершенствование бюджетной системы, разрабатывает и реализует налоговую политику), в социальной сфере (принятие мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия), в сфере науки, культуры, образования (разработка и осуществление мер государственной поддержки развития науки), в сфере природопользования и охраны окружающей среды (принятие мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду), в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства), в сфере обеспечения обороны и государственной безопасности РФ (принятие мер по охране государственной границы РФ), в сфере внешней политики и международных отношений (обеспечение представительства РФ в иностранных государствах и международных организациях).
Свои полномочия Правительство РФ реализует через свои правовые акты – постановления и распоряжения. Их подготовка и проведение осуществляются в соответствии с регламентом Правительства РФ.
Структура федеральных органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации) утверждается указом Президента Российской Федерации на основании предложения Председателя Правительства, направляемого в течение недельного срока после его назначения (ст. 112 Конституции РФ).
- представляет предложения Президенту РФ о структуре федеральных органов исполнительной власти;
- предлагает
кандидатуры на должность
- определяет
основные направления
- подписывает
решения Правительства,
Конституция РФ, устанавливающая вопросы ведения Государственной Думы, к одному из важнейших вопросов относит дачу согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Установлены и точные сроки, в течение которых Президент должен представить Государственной Думе кандидатуру:
- не позднее двухнедельного срока, после вступления в должность вновь избранного Президента РФ;
- не позднее двухнедельного срока, после отставки Правительства РФ;
- в течение недели со дня отклонения внесенной кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.
В случае если Председатель Правительства РФ временно отсутствует, его обязанности исполняет один из заместителей Председателя Правительства РФ. В случае освобождения от должности Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства РФ поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ одному из заместителей Председателя Правительства РФ на срок до двух месяцев.
Кандидатуру на пост Председателя Правительства представляет Государственной Думе Президент. Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства или вносить в Думу альтернативную кандидатуру. Согласно Конституции Государственная Дума рассматривает кандидатуру, предложенную Президентом в течение недели. Кандидат на должность главы Правительства докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ, после чего происходит тайное голосование за предложенную кандидатуру или против нее. Решение принимается большинством голосов.
По
поводу назначения главы
После
назначения Председателя
Членам
Правительства не запрещено входить в
политические партии, но они не могут занимать
никакой другой должности в государственных
органах и органах МСУ, общественных объединениях,
не имеют права на предпринимательскую
деятельность, а также любую иную оплачиваемую
работу, кроме преподавательской, научной
или иной творческой.3
Члены Правительства РФ сообщают следующие сведения:
- о доходах, полученных за отчетный период, куда включаются доход по основному месту работы, доходы от педагогической, научной и творческой деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях и иные доходы;
- об имуществе, принадлежащем члену Правительства РФ на праве собственности, в том числе и на праве общей собственности. Также, они представляют сведения о доходах и имуществе супругов, детей и иных членов семьи.
Если кто-либо
из членов семьи члена Правительства РФ
сам является лицом, занимающим государственную
должность, или федеральным государственным
служащим, то декларация и справка в качестве
члена семьи не заполняются.
По Конституции РФ в состав Правительства входят:
- Председатель Правительства РФ (Медведев Д.А.);
- его заместители (первые заместители: Зубков В.А., Шувалов И.И; заместители: Козак Д.Н., Рогозин Д.О., Сечин И.И., Сурков В.Ю., Хлопонин А.Г.)