Правоохранительная деятельность Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в дипломной работе выступает анализ правового статуса Президента РФ как субъекта правоохранительной деятельности. Задачами исследования в представленной дипломной работе соответственно выступают: рассмотрение конституционного статуса Президента РФ; анализ полномочий Президента РФ по осуществлению правоохранительной деятельности; анализ правовых проблем в сфере правоохранительной деятельности Президента РФ; изучение полномочий главы государства в сфере осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти; рассмотрение проблем, связанных с расширением полномочий Президента РФ в сфере правоохранительной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3 Глава 1. Правовое регулирование института Президента РФ
1.1. Становление института президентства в России……….6
1.2.Полномочия Президента в сфере осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти…………12
1.3.Конституционно-правовая ответственность
Президента РФ………………………………………………...26
1.4. Структура администрации Президент РФ………………28
Глава 2. Проблемы расширения полномочий Президента по осуществлению правоохранительной деятельности на современном этапе развития России
2.1. Проблемы правового регулирования полномочий Президента в сфере правового статуса личности…………………………………31
2.2. Деятельность Президента РФ в военной сфере и области внешней политики: проблемы и перспективы развития……………34
Заключение………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………..….40

Файлы: 1 файл

курсовая с анализом.docx

— 39.26 Кб (Скачать файл)

Эту позицию разделяют многие современные авторы, а некоторые даже считают Россию суперпрезидентским государством.      

Сторонники  президентской республики в России исходят из того положения, которое занимает Президент в государственном механизме фактически. И это действительно так. Но все же по сравнению с традиционными президентскими республиками Российская Федерация обладает рядом особенностей.      

Наряду  с признаками президентской республики (это, в частности, контроль президента за деятельностью правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентской республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).     

В тех государствах, где присутствуют элементы парламентаризма в президентской республике или элементы президентской республики в парламентской, форму республиканского правления можно считать смешанной или полупрезидентской.     

В полупрезидентской республике обычно президент избирается населением путем  прямых выборов; является главой государства; исполнительную власть президент осуществляет совместно с главой правительства, которое должно пользоваться доверием парламента; правительство несет ответственность перед парламентом и частично перед президентом, который обладает правом роспуска парламента.      

Правда, по признанию Л. А. Окунькова, сравнение  текстов российской и зарубежных конституций дает лишь поверхностное представление о сходстве тех или иных положений, а равно и достоинствах или недостатках различных формулировок. Сам по себе даже безупречный текст Конституции с полным набором гарантий прав и свобод и общепризнанных принципов конституционного строя еще ничего не говорит о состоянии государственности и общественного бытия. Во многих государствах Африки, Латинской Америки внешне демократические конституции «сосуществуют» десятилетиями с диктаторским режимом государственной власти со всеми его последствиями для общества. В этом смысле говорить о приближении или тяготении нашей Конституции к французскому аналогу настолько верно, насколько «близки и схожи» наши российские будни с французским гражданским обществом, традициями, парламентаризмом, уважением личности в этом государстве5.      

«Думается, — пишет Л. А. Окуньков — хотя и имели в виду французский  опыт, что разработчики не смогли избежать внешне незаметного включения в текст Конституции апробированных методов руководства и легализации некоторых «партийных» механизмов и прерогатив власти. В результате Президент превратился в вершину государственной пирамиды, осуществляет единоличное руководство внешней политикой, всеми силовыми министерствами и ведомствами, обладает пропагандистским аппаратом, воздействующим на средства массовой информации. Многие элементы директивного руководства были сохранены и взяты в основу президентской власти. Это касается, в частности, опыта по подбору и расстановке кадров в высшем руководстве, в результате которой мы, как и прежде, остались с громоздкой, неуправляемой и неэффективной исполнительной вертикалью»6

    1. Полномочия  Президента в сфере  осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти

 

      

Президент как глава Российского государства  взаимодействует со всеми ветвями  власти. Взаимодействуя с Федеральным  Собранием:      

- Президент РФ обладает правом  вето на законы принятые Федеральным  Собранием.      

- обращается к Федеральному  Собранию с ежегодными посланиями  о положении в стране, об основных  направлениях внутренней и внешней  политики государства;     

- вводит на территории Российской  Федерации или в отдельных  её местностях военное либо чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;     

- назначает и отзывает после  консультаций с соответствующими  комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской федерации в иностранных государствах и международных организациях7.     

Президент, взаимодействуя с Государственной  Думой:     

- назначает с согласия Государственной  Думы Председателя Правительства  РФ;     

- представляет Государственной Думе  кандидатуру для назначения на  должность Председателя Центрального банка:     

- ставит перед Государственной  Думе вопрос об освобождении  от должности Председателя Центрального банка;     

- назначает выборы Государственной  Думы;     

- распускает Государственную Думу;      

- вносит законопроекты в Государственную  Думу;     

- вправе отклонить федеральный  закон и возвратить его в  Государственную Думу на новое  рассмотрение;     

Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение  против Президента для отрешения его от должности.     

Президент, взаимодействуя с Советом Федерации:     

- представляет Совету  Федерации кандидатуры для назначения  на должности судей Конституционного  Суда, Верховного Суда, высшего арбитражного  Суда; а также кандидатур) Генерального  прокурора РФ;     

- вносит в Совет Федерации предложение  об освобождении от должности  Генерального Прокурора.     

- Совет Федерации может отрешить  от должности Президента; утверждает  указа Президента о введении  военного и чрезвычайного положения.     

Президент, взаимодействуя с Правительством РФ:     

- принимает решение об отставке  Правительства;     

- по предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;     

- имеет право отменять постановления  Правительства.     

Глядя на полномочия Президента РФ во взаимоотношениях с Правительством РФ очень трудно разграничить полномочия между ними. Л. А. Окуньков в своей статье говорит о том, что «после принятия Конституции РФ было покончено с жестким разделением властей, типичным для президентской формы правления. Президент Российской Федерации не отвечает за состояние исполнительной власти, но имеет ключевые полномочия по руководству ею и может прямо вмешиваться в дела Правительства.8     

Президент стал главным действующим лицом  на политической сцене, а Правительство, хотя и декларировалось самостоятельным конституционным органом, осуществляющим исполнительную власть, превратилось в исполнителя президентских указаний, полностью зависимого в своей деятельности от усмотрения Президента. В частности, многие экономические и политические преобразования прошли под знаком президентского правотворчества. Президент должен осуществлять свои функции через Правительство, а не за него. «Имеет место дублирование в работе Президента и Правительства». Президент во взаимодействии с судебной властью:      

- представляет Совету  Федерации для назначения на  должность судей Конституционного  Суда. Верховного Суда, Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации.     

- самостоятельно назначает судей  других федеральных судов;     

- вправе обращаться с запросом  в Конституционный Суд РФ.     

Конституционный Суд РФ по запросам Совета Федерации  дает заключение о соблюдении обвинения Президента в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления.      

Президент наделен правом, принимать более  эффективные меры, влекущие за собой  роспуск представительных органов и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов РФ и глав местного самоуправления.     

В свою очередь, специфика судебной власти позволяет судам оказывать заметное влияние на издание и действие актов Президента. Это выражается в том, что акты, издаваемые Президентом РФ, являются объектом судебного контроля.     

Компетенция Президента РФ.     

Под функциями Президента РФ понимаются направления его деятельности.      

Основные  функции Президента РФ как главы  государства определены в ст. 80 Конституции РФ:     

1) Президент РФ является гарантом  Конституции РФ, прав и свобод  человека и гражданина;      

2) Президент РФ в установленном  Конституцией РФ порядке принимает  меры по охране суверенитета  Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности:     

3) Президент РФ обеспечивает согласованное,  функционирование и взаимодействие  органов государственной власти;     

4) Президент РФ в соответствии  с Конституцией РФ и федеральным  законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;     

5) Президент РФ представляет Российскую  Федерацию внутри стран и в  международных отношениях.     

Под полномочиями Президента РФ понимается совокупность предоставленных ему  прав и обязанностей, необходимых  для выполнения возложенных на него функций.     

Круг  предоставленных Президенту полномочий очень широк. Их можно классифицировать по направлениям деятельности, а также по сферам взаимодействия Президента РФ с органами различных ветвей государственной власти.9     

Но  в Конституции некоторые функции  и полномочия Президента сформулированы в слишком общей форме, например, как «определение основных направлений внутренней и внешней политики государства»10. В результате в Основном законе страны не нашли своего должного закрепления функции и полномочия Президента России в осуществлении таких важных внутренних функций российского государства, как:     

- экономическая, которая  отражает степень участия государства  в управлении экономикой страны, его способность содействовать  или препятствовать развитию экономических сил страны, создавать надлежащие условия для реализации экономических и социальных прав населения;      

-  социальная функция государства, которая призвана обеспечивать все права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в том числе на такой жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья и благосостояние его самого, его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам;      

- функция развития научно-технического  прогресса и культуры, способная  обеспечить развитие высоких  технологии, а также духовных  сфер общества — литературы, театра, кинематографии, музыки, изобразительного  искусства, сохранности памятников  истории и культуры и т. д.;      

- экологическая функция,  направленная на сохранение природной  среды, рациональное использование  и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека.      

Действующая Конституция закрепляет явно недостаточно полномочий за Президентом России в отношениях с субъектами РФ. Обращая внимание на эту особенность, М. В. Баглай пишет: «Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ очень скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции»11.      

Недостаточная правовая регламентация функций  и особенно полномочий Президента по их реализации, а также неполная исследованность данной проблематики создают определенные сложности в классификации полномочий и раскрытии их содержания.     

Между тем, целый ряд полномочий, например, при чрезвычайном положении, в области  внешней политики и т. д. Президент  реализует не непосредственно, а через другие государственные органы, относящиеся к законодательной или исполнительной ветвям власти.     

Следовательно, чистота критерия для классификации  полномочий не выдерживается, а отсюда и неизбежность дублирования.      

Если  обратиться к монографии Л. А. Окунькова, в которой исследуется правовой статус Президента России, то мы увидим, что автор в полномочия Президент включает те его права и обязанности, которые закреплены в различных сферах его деятельности (в области кадровой политики, обороны и обеспечения безопасности страны, в области внешней политики и т. п.), и не включает в полномочия Президента РФ те его права и обязанности, которые реализуются через взаимодействие Президента РФ с другими государственными органами, представляющими все ветви власти — Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды. Такой подход Л. А. Окунькова с методологических позиций более правильный, ибо в основе его лежит единый критерий классификации — сфера деятельности Президента, а не государственные органы, через которые он реализует свои полномочия. Но при таком подходе и при отсутствии научных исследований всего комплекса полномочий Президента многие его полномочия, которые реализуются им посредством взаимодействия с государственными органами всех ветвей власти, могут остаться за пределами нашего внимания, что искусственно и неоправданно сузит объем полномочий Президента.12     

Президент РФ — гарант конституции.      

Президент России как глава государства  наряду с традиционными представительскими функциями призван выполнять ответственную задачу по определению основных направлений внутренней и внешней политики нашей страны, по обеспечению реализации этого курса.      

Особое  место Президента как главы государства  подчеркивается его функцией гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).     

Каждый  из органов (институтов) государственной  власти в рамках своей компетенции обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.13      

Информация о работе Правоохранительная деятельность Президента Российской Федерации