Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 23:56, курсовая работа
Целью исследования в дипломной работе выступает анализ правового статуса Президента РФ как субъекта правоохранительной деятельности. Задачами исследования в представленной дипломной работе соответственно выступают: рассмотрение конституционного статуса Президента РФ; анализ полномочий Президента РФ по осуществлению правоохранительной деятельности; анализ правовых проблем в сфере правоохранительной деятельности Президента РФ; изучение полномочий главы государства в сфере осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти; рассмотрение проблем, связанных с расширением полномочий Президента РФ в сфере правоохранительной деятельности.
Введение………………………………………………………………3 Глава 1. Правовое регулирование института Президента РФ
1.1. Становление института президентства в России……….6
1.2.Полномочия Президента в сфере осуществления законодательной, исполнительной и судебной власти…………12
1.3.Конституционно-правовая ответственность
Президента РФ………………………………………………...26
1.4. Структура администрации Президент РФ………………28
Глава 2. Проблемы расширения полномочий Президента по осуществлению правоохранительной деятельности на современном этапе развития России
2.1. Проблемы правового регулирования полномочий Президента в сфере правового статуса личности…………………………………31
2.2. Деятельность Президента РФ в военной сфере и области внешней политики: проблемы и перспективы развития……………34
Заключение………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………..….40
Эту позицию разделяют многие современные авторы, а некоторые даже считают Россию суперпрезидентским государством.
Сторонники президентской республики в России исходят из того положения, которое занимает Президент в государственном механизме фактически. И это действительно так. Но все же по сравнению с традиционными президентскими республиками Российская Федерация обладает рядом особенностей.
Наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль президента за деятельностью правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентской республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
В тех государствах, где присутствуют
элементы парламентаризма в
В полупрезидентской республике обычно президент избирается населением путем прямых выборов; является главой государства; исполнительную власть президент осуществляет совместно с главой правительства, которое должно пользоваться доверием парламента; правительство несет ответственность перед парламентом и частично перед президентом, который обладает правом роспуска парламента.
Правда, по признанию Л. А. Окунькова, сравнение текстов российской и зарубежных конституций дает лишь поверхностное представление о сходстве тех или иных положений, а равно и достоинствах или недостатках различных формулировок. Сам по себе даже безупречный текст Конституции с полным набором гарантий прав и свобод и общепризнанных принципов конституционного строя еще ничего не говорит о состоянии государственности и общественного бытия. Во многих государствах Африки, Латинской Америки внешне демократические конституции «сосуществуют» десятилетиями с диктаторским режимом государственной власти со всеми его последствиями для общества. В этом смысле говорить о приближении или тяготении нашей Конституции к французскому аналогу настолько верно, насколько «близки и схожи» наши российские будни с французским гражданским обществом, традициями, парламентаризмом, уважением личности в этом государстве5.
«Думается, — пишет Л. А. Окуньков — хотя и имели в виду французский опыт, что разработчики не смогли избежать внешне незаметного включения в текст Конституции апробированных методов руководства и легализации некоторых «партийных» механизмов и прерогатив власти. В результате Президент превратился в вершину государственной пирамиды, осуществляет единоличное руководство внешней политикой, всеми силовыми министерствами и ведомствами, обладает пропагандистским аппаратом, воздействующим на средства массовой информации. Многие элементы директивного руководства были сохранены и взяты в основу президентской власти. Это касается, в частности, опыта по подбору и расстановке кадров в высшем руководстве, в результате которой мы, как и прежде, остались с громоздкой, неуправляемой и неэффективной исполнительной вертикалью»6.
Президент как глава Российского
- Президент РФ обладает правом
вето на законы принятые
- обращается к Федеральному
Собранию с ежегодными
- вводит на территории
- назначает и отзывает после
консультаций с
Президент, взаимодействуя с Государственной Думой:
- назначает с согласия
- представляет Государственной
- ставит перед Государственной Думе вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка;
- назначает выборы
- распускает Государственную
- вносит законопроекты в
- вправе отклонить федеральный закон и возвратить его в Государственную Думу на новое рассмотрение;
Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение против Президента для отрешения его от должности.
Президент, взаимодействуя с Советом Федерации:
- представляет Совету
Федерации кандидатуры для
- вносит в Совет Федерации
- Совет Федерации может
Президент, взаимодействуя с Правительством РФ:
- принимает решение об отставке Правительства;
- по предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
- имеет право отменять
Глядя на полномочия Президента РФ во взаимоотношениях с Правительством РФ очень трудно разграничить полномочия между ними. Л. А. Окуньков в своей статье говорит о том, что «после принятия Конституции РФ было покончено с жестким разделением властей, типичным для президентской формы правления. Президент Российской Федерации не отвечает за состояние исполнительной власти, но имеет ключевые полномочия по руководству ею и может прямо вмешиваться в дела Правительства.8
Президент стал главным действующим лицом на политической сцене, а Правительство, хотя и декларировалось самостоятельным конституционным органом, осуществляющим исполнительную власть, превратилось в исполнителя президентских указаний, полностью зависимого в своей деятельности от усмотрения Президента. В частности, многие экономические и политические преобразования прошли под знаком президентского правотворчества. Президент должен осуществлять свои функции через Правительство, а не за него. «Имеет место дублирование в работе Президента и Правительства». Президент во взаимодействии с судебной властью:
- представляет Совету
Федерации для назначения на
должность судей
- самостоятельно назначает
- вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ.
Конституционный Суд РФ по запросам Совета Федерации дает заключение о соблюдении обвинения Президента в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления.
Президент наделен правом, принимать более эффективные меры, влекущие за собой роспуск представительных органов и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов РФ и глав местного самоуправления.
В свою очередь, специфика судебной
власти позволяет судам оказывать
Компетенция Президента РФ.
Под функциями Президента РФ понимаются направления его деятельности.
Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ:
1) Президент РФ является
2) Президент РФ в установленном
Конституцией РФ порядке
3) Президент РФ обеспечивает
4) Президент РФ в соответствии
с Конституцией РФ и
5) Президент РФ представляет
Под полномочиями Президента РФ понимается совокупность предоставленных ему прав и обязанностей, необходимых для выполнения возложенных на него функций.
Круг предоставленных Президенту полномочий очень широк. Их можно классифицировать по направлениям деятельности, а также по сферам взаимодействия Президента РФ с органами различных ветвей государственной власти.9
Но в Конституции некоторые
- экономическая, которая
отражает степень участия
- социальная функция государства, которая призвана обеспечивать все права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в том числе на такой жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья и благосостояние его самого, его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам;
- функция развития научно-
- экологическая функция,
направленная на сохранение
Действующая Конституция закрепляет явно недостаточно полномочий за Президентом России в отношениях с субъектами РФ. Обращая внимание на эту особенность, М. В. Баглай пишет: «Полномочия Президента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ очень скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции»11.
Недостаточная правовая регламентация функций и особенно полномочий Президента по их реализации, а также неполная исследованность данной проблематики создают определенные сложности в классификации полномочий и раскрытии их содержания.
Между тем, целый ряд полномочий, например, при чрезвычайном положении, в области внешней политики и т. д. Президент реализует не непосредственно, а через другие государственные органы, относящиеся к законодательной или исполнительной ветвям власти.
Следовательно, чистота критерия для классификации полномочий не выдерживается, а отсюда и неизбежность дублирования.
Если обратиться к монографии Л. А. Окунькова, в которой исследуется правовой статус Президента России, то мы увидим, что автор в полномочия Президент включает те его права и обязанности, которые закреплены в различных сферах его деятельности (в области кадровой политики, обороны и обеспечения безопасности страны, в области внешней политики и т. п.), и не включает в полномочия Президента РФ те его права и обязанности, которые реализуются через взаимодействие Президента РФ с другими государственными органами, представляющими все ветви власти — Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды. Такой подход Л. А. Окунькова с методологических позиций более правильный, ибо в основе его лежит единый критерий классификации — сфера деятельности Президента, а не государственные органы, через которые он реализует свои полномочия. Но при таком подходе и при отсутствии научных исследований всего комплекса полномочий Президента многие его полномочия, которые реализуются им посредством взаимодействия с государственными органами всех ветвей власти, могут остаться за пределами нашего внимания, что искусственно и неоправданно сузит объем полномочий Президента.12
Президент РФ — гарант конституции.
Президент России как глава государства
наряду с традиционными
Особое место Президента как главы государства подчеркивается его функцией гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).
Каждый из органов (институтов) государственной власти в рамках своей компетенции обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, только при этих условиях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.13
Информация о работе Правоохранительная деятельность Президента Российской Федерации