Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа
Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции Республики Беларусь определяет Республики Беларусь как правовое государство [5]. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство права, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.
1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И КОНКРЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.
3
2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ.
8
3. ЗАДАЧА № 1.
12
4. ЗАДАЧА № 2.
14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
17
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И КОНКРЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.
|
3 |
2. ПРИНЦИПЫ
ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
8 |
3. ЗАДАЧА № 1. |
12 |
4. ЗАДАЧА № 2. |
14 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
17 |
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И КОНКРЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Правоохранительная
В статье 2 Конституции Республики Беларусь права и свободы человека, гарантии их реализации провозглашаются высшей ценностью и целью общества и государства, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. А в соответствии со статьей 21 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.
Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.
Следовательно, можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.
Как уже указывалось,
государство создает
1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа (законы «О милиции», «Об органах государственной безопасности», «О Прокуратуре Республики Беларусь» и т.д.).
2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.
3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.
4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.
Традиционно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции. В последние годы, в связи с развитием системы правоохранительных органов к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения государственной безопасности, налоговые органы.
Необходимо отметить, что некоторые авторы относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации, как адвокатура, частные охранные и детективные службы [13, с.10]. Полагаем, что такой вывод не обоснован. Хотя адвокатура, частные охранные и детективные службы играют значительную роль в защите охраняемых интересов граждан и организаций, они не обладают теми признаками, которые были указаны выше, и в первую очередь не имеют права применять меры принуждения.
Существует также мнение, что суд в силу своего исключительного положения в государстве не относится к правоохранительным органам [10, с.3-7]. Однако такое суждение не находит достаточной поддержки. Суд отвечает всем перечисленным признакам правоохранительного органа, а то, что он входит в систему этих органов, отнюдь не умаляет его исключительности и важности как субъекта судебной власти.
Основные направления правоохранительной деятельности реализуются в функциях правоохранительных органов. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции:
1) конституционный контроль, то есть контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве Конституционным судом Республики Беларусь (их соответствием Конституции Республики Беларусь и нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой);
2) осуществление правосудия,
то есть рассмотрение и
3) раскрытие и расследование
преступлений, то есть обнаружение
признаков преступления и
4) исполнение судебных
решений, в том числе и
5) административная деятельность,
то есть исполнительно-
6) оперативно-розыскная деятельность;
7) прокурорский надзор, то есть надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами, а также надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
Необходимо отметить, что в юридической литературе выделяют и другие направления правоохранительной деятельности (организационное обеспечение деятельности судов, правовое обеспечение и правовая помощь и т.д.) [2, с. 6; 3, с.13].
Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных своих результатов. Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.
Конкретные правоохранительные
функции имеют право
Таким образом, правоохранительная деятельность представляет собой один из важнейших видов деятельности государства по обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан.
2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И
Принципы организации и деятельности прокуратуры - это закрепленные в Конституции Республики Беларусь и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве, а также содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от других органов, в том числе и от правоохранительных.
Принципы не следует
смешивать с условиями и
Прокуратура в Республике Беларусь - самостоятельный орган, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением законов. Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.
Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.
Принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в статье 4 Закона Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь»[8]. Такими принципами являются:
1) принцип единства
и централизации, то есть
2) принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры, то есть органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь;
3) принцип законности, то есть органы прокуратуры принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы они ни исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения;
4) принцип взаимодействия с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка;
5) принцип гласности и открытости, то есть органы прокуратуры действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны.
Принцип единства и централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором Республики Беларусь. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию: нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Прокуратуру Республики Беларусь образуют республиканская прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, прокуратурам районов (городов), межрайонным прокуратурам. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурорской системы задачи.