Правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции Республики Беларусь определяет Республики Беларусь как правовое государство [5]. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство права, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

Содержание работы

1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И КОНКРЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.

3
2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ.

8
3. ЗАДАЧА № 1.

12
4. ЗАДАЧА № 2.
14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
17

Файлы: 1 файл

к.р. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И КОНКРЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.

 

3

2. ПРИНЦИПЫ  ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ  ПРОКУРАТУРЫ. 

                         

8

3. ЗАДАЧА № 1.       

                                                                

12

4. ЗАДАЧА № 2.

14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                 

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК 

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И КОНКРЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

 

Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной  деятельности. Статья 1 Конституции  Республики Беларусь определяет Республики Беларусь как правовое государство [5]. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство права, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

В статье 2 Конституции  Республики Беларусь права и свободы человека, гарантии их реализации провозглашаются высшей ценностью и целью общества и государства, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. А в соответствии со статьей 21 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Таким образом, государство  обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.

Следовательно, можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.

Как уже указывалось, государство создает специальные  органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохранительными. Следует указать, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было считать правоохранительным [14, с.6]:

1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа (законы «О милиции», «Об органах государственной безопасности», «О Прокуратуре Республики Беларусь» и т.д.).

2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

Традиционно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции. В последние годы, в связи с развитием системы правоохранительных органов к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения государственной безопасности, налоговые органы.

Необходимо отметить, что некоторые авторы относят  к правоохранительным органам и  такие негосударственные организации, как адвокатура, частные охранные и детективные службы [13, с.10]. Полагаем, что такой вывод не обоснован. Хотя адвокатура, частные охранные и детективные службы играют значительную роль в защите охраняемых интересов граждан и организаций, они не обладают теми признаками, которые были указаны выше, и в первую очередь не имеют права применять меры принуждения.

Существует также мнение, что суд в силу своего исключительного положения в государстве не относится к правоохранительным органам [10, с.3-7]. Однако такое суждение не находит достаточной поддержки. Суд отвечает всем перечисленным признакам правоохранительного органа, а то, что он входит в систему этих органов, отнюдь не умаляет его исключительности и важности как субъекта судебной власти.

Основные направления правоохранительной деятельности реализуются в функциях правоохранительных органов. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции:

1) конституционный контроль, то есть контроль за конституционностью  нормативных правовых актов в государстве Конституционным судом Республики Беларусь (их соответствием Конституции Республики Беларусь и нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой);

2) осуществление правосудия, то есть рассмотрение и разрешение  судами гражданских, уголовных  и административных дел; 

3) раскрытие и расследование  преступлений, то есть обнаружение  признаков преступления и установление  всех обстоятельств, имеющих значение для применения к виновным мер  наказания за совершение преступлений;

4) исполнение судебных  решений, в том числе и решений  о назначении наказания за  совершенное преступление;

5) административная деятельность, то есть исполнительно-распорядительная, имеющая профилактическую направленность деятельность правоохранительных органов по осуществлению стоящих перед ними задач в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью (охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление паспортной системы, осуществление лицензионно-разрешительной системы и др.);

6) оперативно-розыскная  деятельность;

7) прокурорский  надзор, то есть надзор за точным  и единообразным исполнением  законов, декретов, указов и иных  нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами, а также надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Необходимо отметить, что в юридической литературе выделяют и другие направления правоохранительной деятельности (организационное обеспечение деятельности судов, правовое обеспечение и правовая помощь и т.д.) [2, с. 6; 3, с.13].

Каждое из этих направлений  нацелено на достижение конкретных своих результатов. Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.

Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами государственной безопасности, и налоговыми органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

Таким образом, правоохранительная деятельность представляет собой один из важнейших видов деятельности государства по обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан.

 

2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

 

Принципы организации  и деятельности прокуратуры - это закрепленные в Конституции Республики Беларусь и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве, а также содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от других органов, в том числе и от правоохранительных.

Принципы не следует  смешивать с условиями и порядком выполнения прокурором правоохранительных функций. Условия и порядок выполнения прокурорами своих функций относительно принципов организации и деятельности прокуратуры всегда носят подчиненный  характер. Принципы организации и деятельности прокуратуры тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Их нельзя отрывать друг от друга. Только комплексное их понимание и проведение в жизнь обеспечит деятельность прокурора, отвечающую требованиям Конституции и других законов [1, с.20].

Прокуратура в  Республике Беларусь - самостоятельный  орган, осуществляющий от имени государства  надзор за исполнением законов. Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение  верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится  ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

Принципы организации  и деятельности прокуратуры закреплены в статье 4 Закона Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь»[8]. Такими принципами являются:

1) принцип единства  и централизации, то есть органы  прокуратуры составляют единую  централизованную систему с подчинением  нижестоящих прокуроров вышестоящим  и Генеральному прокурору Республики  Беларусь;

2) принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры, то есть органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь;

3) принцип законности, то есть органы прокуратуры  принимают меры по пресечению  нарушений закона, от кого бы  они ни исходили, восстановлению  нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения;

4) принцип взаимодействия  с другими правоохранительными  органами в деле укрепления  правопорядка;

5) принцип гласности  и открытости, то есть органы  прокуратуры действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны.

Принцип единства и централизации  органов прокуратуры означает, что  эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором Республики Беларусь. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию: нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Прокуратуру Республики Беларусь образуют республиканская прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, прокуратурам районов (городов), межрайонным прокуратурам. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурорской системы задачи.

Информация о работе Правоохранительные органы