Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:25, курсовая работа
Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции Республики Беларусь определяет Республики Беларусь как правовое государство [5]. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство права, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.
1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ И КОНКРЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.
3
2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ.
8
3. ЗАДАЧА № 1.
12
4. ЗАДАЧА № 2.
14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
17
Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры заключается в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, других организаций. Воздействие в какой бы то ни было форме должностных лиц органов государственной власти и управления, представителей политических партий, иных общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и их представителей, а также граждан на прокурорских работников с целью понудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную законом ответственность.
Прокурорские работники не могут заниматься политической деятельностью и в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели.
Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Республики Беларусь законами. При осуществлении своей деятельности прокурорские работники обеспечивают соблюдение гарантированных государством прав и свобод личности независимо от гражданства, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, образования, отношения к религии, политических и иных убеждений. Ограничение граждан в их правах и свободах допускается лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Не допускается разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, порочащих его честь и достоинство или могущих повредить его правам и законным интересам, если исполнение предусмотренных законом обязанностей не требует иного.
Прокурорские работники при расследовании преступлений предоставляют задержанным и заключенным под стражу лицам возможность реализации права на юридическую защиту.
Принцип гласности и открытости в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении Генерального прокурора, в обязанности информирования органов государственной власти и управления, а также населения о состоянии законности.
В заключение данного вопроса необходимо отметить, что соблюдение принципов позволяет прокуратуре успешно выполнять стоящие перед ней задачи по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве.
3. ЗАДАЧА № 1
В связи с угоном служебной автомашины, принадлежащей райисполкому, председатель исполкома предложил прокурору района немедленно возбудить уголовное дело и привлечь виновных к ответственности. Спустя два дня председатель исполкома вновь обратился к прокурору района с предложением прекратить уголовное дело по угону автомашины, учитывая, что угон совершен несовершеннолетними, а их родители возместили ущерб, причинённый повреждением автомашины.
Решите задачу. Оцените действия председателя райисполкома. Соответствуют ли они требованиям закона?
РЕШЕНИЕ:
В описанной ситуации имело место совершение преступления, предусмотренного статьей 214 Уголовного кодекса Республики Беларусь - угон автодорожного транспортного средства [12].
В соответствии со статьей 26 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК) дело о данном преступлении является делом публичного обвинения, то есть оно возбуждается при наличии поводов и оснований для возбуждения уголовного дела и, в отличие от дел частного обвинения, не подлежит прекращению в связи с примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым [11].
В соответствии со статьей 175 УПК орган дознания, следователь, прокурор при наличии поводов и оснований выносят постановление о возбуждении уголовного дела. Уголовное дело возбуждается по факту совершенного преступления либо в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления.
Согласно статье 166 УПК поводами к возбуждению уголовного дела являются: заявления граждан, явка с повинной, сообщение должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений, сообщение о преступлении в средствах массовой информации, непосредственное обнаружение органом уголовного расследования сведений, указывающих на признаки преступления.
В соответствии со статьей 167 основаниями к возбуждению уголовного дела являются: наличие достаточных оснований, указывающих на признаки преступления, исчезновение лица.
Согласно статье 27 УПК орган уголовного преследования свои полномочия в уголовном процессе осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц и в строгом соответствии с требованиями УПК. Воздействие в какой бы то ни было форме на орган уголовного преследования с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела запрещается и влечет установленную законом ответственность.
Статьей 29 УПК установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых по возбужденному делу производство подлежит прекращению.
Таким образом, оценивая действия председателя райисполкома, следует отметить, что он был вправе (и даже обязан) был обратиться к прокурору района с сообщением об угоне служебного автомобиля с тем, чтобы было возбуждено уголовное дело по данному факту, однако его дальнейшие действия, заключающиеся в предложении прекратить данное уголовное дело, противоречат действующему законодательству и представляют собой вмешательство в действия органа уголовного преследования. В данном случае, исходя из описанной ситуации, оснований для прекращения уголовного дела не имеется.
3. ЗАДАЧА № 2
Участковый
инспектор милиции задержал гражданина
М. в связи с
появлением его в сильной степени
опьянения в общественном месте, доставил М. в дежурную комнату, а на
следующий день - в районный суд. Судья
вынес постановление о наложении
на гражданина М. административного взыскания.
Решите задачу.
РЕШЕНИЕ:
В данном случае в действиях гражданина М. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 159 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях 1984 г. (далее -КоАП): распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в разлив разрешена исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов, или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до одной базовой величины [4].
Согласно статье 234 КоАП о совершении административного правонарушения составляется протокол уполномоченными на то должностным лицом либо представителем общественной организации или органа общественной самодеятельности.
В соответствии со статьей 239 КоАП в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях допускаются административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов, задержание и принудительная отбуксировка транспортного средства.
Согласно статье 234-1 КоАП по делам об административных правонарушениях протоколы о правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица: органов внутренних дел
В соответствии со статьей 202 КоАП районные (городские) суды вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных только частью третьей статьи 159 КоАП. Рассматривать же дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью первой статьи 159 КоАП, вправе согласно статье 203 КоАП рассматривать и налагать административные взыскания органы внутренних дел (милиция), а именно: начальники или заместители начальников отделов (управлений) внутренних дел исполнительных комитетов районных, городских, районных в городах Советов депутатов; начальники или заместители начальников органов внутренних дел на транспорте, других органов внутренних дел, приравненных к отделам (управлениям) внутренних дел исполнительных комитетов районных, городских, районных в городах Советов депутатов, а также - начальники отделений милиции, имеющихся в системе органов внутренних дел.
При этом необходимо
отметить, что согласно статье 257 КоАП
дела об административных правонарушениях,
предусмотренных частями
Таким образом, участковый инспектор милиции должен был составить в отношении доставленного гражданина М. протокол об административном правонарушении по части первой статьи 159 КоАП и протокол об административном задержании. Суд не имел права рассматривать дело о данном правонарушении и налагать административное взыскание за него, так как рассмотрение данного вида административных правонарушений входит в компетенцию соответствующих должностных лиц органов внутренних дел.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Басков В.И. Курс
прокурорского надзора:
2. Жук М.Г. Краткий
курс лекций по курсу «
3. Иванов В. Д., Иванов
П. В., Макушенко В. Г.
4. Кодекс Республики
Беларусь об административных
правонарушениях: Кодекс
5. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.-05.01.1999.-N 1- 1/0.
6. Максимов Л.Г. Прокурорский надзор: Практ. пособ. - Мн.: Молодежное науч. об-во, 2001. - 196 с.
7. О милиции: Закон Республики Беларусь от 26.02.1991 №637-XII //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.- 1991.- № 13.- Ст. 150.
8. О Прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь» от 29.01.1993 г. N2139-XII (ред. от 20.06.1996) // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь.- 1993.- N 10. - Ст. 95.
9. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь от 09.07.1999 № 289-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 04.08.1999.- № 57. - 2/64.
10. Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. - М.: БЕК, 1996. - 230 с.
11. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16.07.1999 N 295-З //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 25.08.2000. - N 77-78. - 2/71.
12. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З (ред. от 22.07.2003) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 15.10.1999. - N 76. - 2/50.
13. Фокин В. М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. - М.: «Былина», 2001. - 223 с.
14. Чувилев А.А., Чувилев
Ан.А. Правоохранительные