Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 22:44, контрольная работа
Задачи судебной власти (различия в задачах и принципах в разных судопроизводствах).
В настоящее время в законодательстве о судоустройстве нет понятия правосудия. Оно имеется в достаточно лаконичном выражении в УПК, ГПК и арбитражно-процессуальном кодексе. В юридической литературе это понятие относится к числу дискуссионных.
Правосудие (в традиционном понимании) – предусмотренная законом деятельность единственного в стране органа – суда по разбирательству уголовных и гражданских дел по существу с вынесением приговора, решения с целью защиты от посягательств на права и законные интересы личности и интересы государства.
Правосудие. Судебная система РФ.
Задачи судебной власти (различия в задачах и принципах в разных судопроизводствах).
В настоящее время в законодательстве о судоустройстве нет понятия правосудия. Оно имеется в достаточно лаконичном выражении в УПК, ГПК и арбитражно-процессуальном кодексе. В юридической литературе это понятие относится к числу дискуссионных.
Правосудие (в традиционном понимании) – предусмотренная законом деятельность единственного в стране органа – суда по разбирательству уголовных и гражданских дел по существу с вынесением приговора, решения с целью защиты от посягательств на права и законные интересы личности и интересы государства.
Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной процедурой.
Признаки правосудия:
В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Тем самым провозглашено, что судебная власть является важной формой реализации единой государственной власти в определенной сфере деятельности.
В ст.118 Конституции РФ определено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства.
Под судебной властью следует понимать единую систему органов, обладающих полномочиями по осуществлению конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства, а также деятельность по реализации данных полномочий.
Судебная власть может быть охарактеризована при помощи определенных признаков.
1. Судебная власть является законодательно определенной. Данный признак означает, что наличие судебной власти отражено непосредственно в действующем законодательстве. Это позволяет создавать единую систему судебной власти, опираясь на положении закона.
2. Судебная власть является самостоятельной ветвью власти. Это означает, что судебная власть не является подконтрольной и подотчетной по отношению к иным ветвям государственной власти.
3. Судебная власть функционирует в строгом соответствии с законом. Судебная власть, принимая решения, не создает новых правовых норм. А лишь правильно применяет положения закона.
Функции судебной власти:
1) Конституционный контроль
- контроль за изданием
2) Правосудие - это осуществляемая
судом правоохранительная
3) Контроль за законностью
и обоснованностью решений и
действий государственных
4) Обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений.
5) Разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики.
Неотъемлемое свойство судебной системы заключается в том, что ее осуществление доверяется только судам.
Суд – в соответствии с ФКЗ «О судебной системе» следует понимать конкретных должностных лиц – судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе, а также представителей общественности (присяжные и арбитражные заседатели), осуществляющих правосудие на непрофессиональной основе.
Существенным моментом, характеризующим органы судебной власти, является также обеспечение их независимости при осуществлении основных функций — правосудия либо конституционного контроля. Принятие ими решений по конкретным делам ограждается от постороннего влияния, как внешнего, так и внутреннего (со стороны вышестоящих судебных инстанций или «своего» — судебного начальства).
Специфика суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (процедура). Этот порядок основан на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рассмотрении им подведомственных вопросов.
Основная его цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Он основан на гласности, а иногда — коллегиальности, обеспечении права на защиту и обжалование судебных решений, возможности участия представителей народа (в случаях, предусмотренных законом) в вынесении решений, равноправии сторон, участвующих в разбирательстве дел, и на ряде других исходных (принципиальных) положений.
К настоящему времени сложилось несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято именовать видами судопроизводства. К ним относятся: конституционное судопроизводство; гражданское судопроизводство; арбитражное судопроизводство; уголовное судопроизводство; административное судопроизводство. Каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.
Демократические принципы правосудия – предусмотренные законом основные, руководящие положения (основы, правила, установления) в соответствии, с которыми устроен и действует суд.
Содержание каждого принципа правосудия, их совокупности, реализация имеет большое теоретическое и практическое значение.
Все принципы правосудия образуют систему. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией осуществления других. Например, принцип гласности гарантирует соблюдение законности при разрешении дел.
В эту систему входят такие положения, как:
- законность при осуществлении правосудия;
- осуществления правосудия только судом;
- равенство граждан пред судом и законом;
- право граждан на судебную защиту;
- независимость судей и подчинение их только закону;
- открытое разбирательство дел в судах;
- коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;
- национальный язык судопроизвод
- обеспечение подозреваемому, обвиняемому право на защиту;
- презумпция невиновности;
- состязательный характер.
Конституционный Суд РФ (регламент принятия жалоб (заявлений), последствия судебного разбирательства).
Статистика выявляемых несоответствий конституционных норм в федеральных законах.
Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и настоящим ФКЗ «О Конституционном Суде», ФКЗ «О судебной системе», Закон РСФСР «О судоустройстве», ФЗ «О статусе судей».
Судьей КС РФ может быть гражданин РФ:
1) имеющий высшее юридическое образование;
2) не имеющий или не
имевший судимости либо
3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
4) не признанный судом
недееспособным или
5) не состоящий на учете
в наркологическом или
6) не имеющий иных заболеваний,
препятствующих осуществлению
Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет.
Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Полномочия Конституционного Суда РФ:
В целях защиты основ
конституционного строя, основных
прав и свобод человека и
гражданина, обеспечения верховенства
и прямого действия
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
4) дает толкование Конституции РФ;
5) дает заключение о
соблюдении установленного
6) выступает с законодательной
инициативой по вопросам
7) осуществляет иные полномочия,
предоставляемые ему
Согласно ст. 37 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).
В обращении должны быть указаны:
1) Конституционный Суд
2) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
4) наименование и адрес
5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;
6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;
7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;
8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;
9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;
10) перечень прилагаемых к
По окончании судебного разбирательства Конституционный Суд выносит одно из решений: постановление или заключение.
Постановление Конституционного Суда РФ - итоговое решение по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений.