Правосудие. Судебная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 22:44, контрольная работа

Описание работы

Задачи судебной власти (различия в задачах и принципах в разных судопроизводствах).
В настоящее время в законодательстве о судоустройстве нет понятия правосудия. Оно имеется в достаточно лаконичном выражении в УПК, ГПК и арбитражно-процессуальном кодексе. В юридической литературе это понятие относится к числу дискуссионных.
Правосудие (в традиционном понимании) – предусмотренная законом деятельность единственного в стране органа – суда по разбирательству уголовных и гражданских дел по существу с вынесением приговора, решения с целью защиты от посягательств на права и законные интересы личности и интересы государства.

Файлы: 1 файл

суд. стат.3 (2).doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС 1

Правосудие. Судебная система РФ.

Задачи судебной власти (различия в задачах и принципах в разных судопроизводствах).

В настоящее время в законодательстве о судоустройстве нет понятия правосудия. Оно имеется в достаточно лаконичном выражении в УПК, ГПК и арбитражно-процессуальном кодексе. В юридической литературе это понятие относится к числу дискуссионных.

Правосудие (в традиционном понимании) – предусмотренная законом деятельность единственного в стране органа – суда по разбирательству уголовных и гражданских дел по существу с вынесением приговора, решения с целью защиты от посягательств на права и законные интересы личности и интересы государства.

Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной процедурой.

Признаки правосудия:

  • правосудие осуществляется только судом (ст.118 п.1 КРФ), никакие другие органы и лица не могут осуществлять данную деятельность.
  • судьи, а так же привлекаемые к участию присяжные и арбитражные заседатели обладают специальным правовым статусом, призванным обеспечить их независимость в принятии решений.
  • правосудие – определёнными способами (гражданское, уголовное судопроизводство).
  • правосудие реализуется не произвольно, а с соблюдением чётко установленной процедуры посредством конституционного, уголовного, гражданского, административного и иного (арбитражного) судопроизводства.
  • акты реализации правосудия – судебные решения – носят общеобязательный характер и являются общеобязательными для выполнения всеми должностными лицами, органами, организациями, гражданами, в отношении которых они вынесены либо кому адресованы.

В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Тем самым провозглашено, что судебная власть является важной формой реализации единой государственной власти в определенной сфере деятельности.

В ст.118 Конституции РФ определено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Под судебной властью следует понимать единую систему органов, обладающих полномочиями по осуществлению конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства, а также деятельность по реализации данных полномочий.

Судебная власть может быть охарактеризована при помощи определенных признаков.

1. Судебная власть является законодательно определенной. Данный признак означает, что наличие судебной власти отражено непосредственно в действующем законодательстве. Это позволяет создавать единую систему судебной власти, опираясь на положении закона.

2. Судебная власть является самостоятельной ветвью власти. Это означает, что судебная власть не является подконтрольной и подотчетной по отношению к иным ветвям государственной власти.

3. Судебная власть функционирует в строгом соответствии с законом. Судебная власть, принимая решения, не создает новых правовых норм. А лишь правильно применяет положения закона.

Функции судебной власти:

1) Конституционный контроль - контроль за изданием нормативных  актов и действиями государственных  органов и высших должностных лиц в целях соответствия их требованиям, содержащимся в Конституции РФ.

2) Правосудие  - это осуществляемая  судом правоохранительная деятельность  по рассмотрению и разрешению  гражданских и уголовных дел  при обязательном соблюдении  закона и установленного законом порядка, обеспечивающих законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

3) Контроль за законностью  и обоснованностью решений и  действий государственных органов  и должностных лиц.

4) Обеспечение исполнения  приговоров и иных судебных  решений.

5) Разъяснение действующего  законодательства по вопросам  судебной практики.

Неотъемлемое свойство судебной системы заключается в том, что ее осуществление доверяется только судам.

Суд – в соответствии с ФКЗ «О судебной системе» следует понимать конкретных должностных лиц – судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе, а также представителей общественности (присяжные и арбитражные заседатели), осуществляющих правосудие на непрофессиональной основе.

Существенным моментом, характеризующим органы судебной власти, является также обеспечение их независимости при осуществлении основных функций — правосудия либо конституционного контроля. Принятие ими решений по конкретным делам ограждается от постороннего влияния, как внешнего, так и внутреннего (со стороны вышестоящих судебных инстанций или «своего» — судебного начальства).

Специфика суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (процедура). Этот порядок основан на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рассмотрении им подведомственных вопросов.

Основная его цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Он основан на гласности, а иногда — коллегиальности, обеспечении права на защиту и обжалование судебных решений, возможности участия представителей народа (в случаях, предусмотренных законом) в вынесении решений, равноправии сторон, участвующих в разбирательстве дел, и на ряде других исходных (принципиальных) положений.

К настоящему времени сложилось несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято именовать видами судопроизводства. К ним относятся: конституционное судопроизводство; гражданское судопроизводство; арбитражное судопроизводство; уголовное судопроизводство; административное судопроизводство. Каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.

Демократические принципы правосудия – предусмотренные законом основные, руководящие положения (основы, правила, установления) в соответствии, с которыми устроен и действует суд.

Содержание каждого принципа правосудия, их совокупности, реализация имеет большое теоретическое и практическое значение.

Все принципы правосудия образуют систему. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией осуществления других. Например, принцип гласности гарантирует соблюдение законности при разрешении дел.

В эту систему входят такие положения, как:

- законность при осуществлении  правосудия;

- осуществления правосудия  только судом;

- равенство граждан пред  судом и законом;

- право граждан на судебную  защиту;

- независимость судей  и подчинение их только закону;

- открытое разбирательство  дел в судах;

- коллегиальное и единоличное  рассмотрение дел в судах;

- национальный язык судопроизводства и делопроизводства;

- обеспечение подозреваемому, обвиняемому право на защиту;

- презумпция невиновности;

- состязательный характер.

 

 

ВОПРОС 2

Конституционный Суд РФ (регламент принятия жалоб (заявлений), последствия судебного разбирательства).

Статистика выявляемых несоответствий конституционных норм в федеральных законах.

Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и настоящим ФКЗ «О Конституционном Суде», ФКЗ «О судебной системе», Закон РСФСР «О судоустройстве», ФЗ «О статусе судей».

Судьей КС РФ может быть гражданин РФ:

1) имеющий высшее юридическое  образование;

2) не имеющий или не  имевший судимости либо уголовное  преследование в отношении которого  прекращено по реабилитирующим  основаниям;

3) не имеющий гражданства  иностранного государства либо  вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

4) не признанный судом  недееспособным или ограниченно  дееспособным;

5) не состоящий на учете  в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий  судьи.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет.

Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

 В целях защиты основ  конституционного строя, основных  прав и свобод человека и  гражданина, обеспечения верховенства  и прямого действия Конституции  РФ на всей территории РФ  Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о  соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о  компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

4) дает толкование Конституции  РФ;

5) дает заключение о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента  РФ в государственной измене  или совершении иного тяжкого  преступления;

6) выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией  РФ.

Согласно ст. 37 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

В обращении должны быть указаны:

1) Конституционный Суд Российской  Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование заявителя (в жалобе  гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного  органа, издавшего акт, который подлежит  проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;

7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;

8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;

10) перечень прилагаемых к обращению  документов.

По окончании судебного разбирательства Конституционный Суд выносит одно из решений: постановление или заключение.

Постановление Конституционного Суда РФ - итоговое решение по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений.

Информация о работе Правосудие. Судебная система РФ