Правовое положение государства как участника частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики исследовать актуальные вопросы правового положения государства как субъекта международного частного права. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить особенности правового положения государства как субъекта международного частного права;
определить понятие иммунитета государства;
дать краткую характеристику видам иммунитета государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права………………………………………………....5
Глава 2. Международно-правовые основы иммунитета государства……......12
2.1.Понятие иммунитета государства……………………………………..……12
2.2. Виды иммунитета государства и его собственности………………...…...16
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………...26

Файлы: 1 файл

курсовая оригинал2.docx

— 59.65 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра трудового,

гражданского

и административного

 права

 

 

Правовое положение  государства как участника частноправовых отношений, осложненных иностранным  элементом

 

 

Курсовая работа студентки

4-го курса 42 группы

очного отделения

Балюковой Дарьи 

Андреевны

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

Афанасьева Е. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Южно-Сахалинск

2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Особенности правового  положения государства как субъекта международного частного права………………………………………………....5

Глава 2. Международно-правовые основы иммунитета государства……......12

2.1.Понятие иммунитета государства……………………………………..……12

2.2. Виды иммунитета государства  и его собственности………………...…...16

Заключение……………………………………………………………………….24

Список используемой литературы……………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство как особый субъект права является полноправным участником международных частноправовых отношений, со всеми своими особенностями, преимуществами и недостатками.

Об актуальности и огромном значении проблемы государства как  субъекта международного частного права  свидетельствует многолетняя работа Комиссии международного права ООН, направленная на кодификацию международно-правовых норм об юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.

Необходимо  и сказать  о том, что в последние годы научный интерес к проблемам  государства как субъекта международного частного права заметно усилился, появилось много научных публикаций на эту тему.

Проблемы, связанные с  правовым положением государства как  субъекта международного частного права, нашли отражение в работах Л. П. Ануфриевой, М. М. Богуславского, И. И. Лукашука, Н. А. Ушакова и других ученых.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики исследовать актуальные вопросы правового положения государства как субъекта международного частного права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. определить особенности правового положения государства как субъекта международного частного права;
  2. определить понятие иммунитета государства;
  3. дать краткую характеристику видам иммунитета государства.

Объектом исследования выступают  общественные отношения, связанные  с участием государства в международных  отношениях.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие правовое положение государства как субъекта международного частного права, доктринальные источники, судeбная практика.

Структура курсовой работы состоит из  введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности  правового положения государства  как субъекта международного частного права

В системе международных  отношений центральное место  занимает государство. Суверенитет  как имманентно присущее ему качество делает государство не только основным субъектом как международного, так и внутреннего права. Во внутренней сфере в силу своей властной природы оно является главным субъектом в системе публично-правовых отношений. Но государство может быть и субъектом частноправовых отношений, которые характеризуются независимостью и равноправием субъектов, свободой их воли и неприкосновенностью частной собственности. С одной стороны, участие государства не меняет сущности частноправовых отношений, но, с другой – властная природа и суверенитет государства не могут не сказаться на его правовом положении.

В соответствии с российским законодательством субъектами гражданско-правовых отношений, в том числе осложненных иностранным элементом, могут быть физические лица (граждане), юридические лица, а также государство, субъекты федерации и муниципальные образования. Государство не относится к лицам и является особым участником международных частноправовых отношений, которому присущ ряд особенностей при вступлении в гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом. Не случайно В. А. Тархов совершенно справедливо называет государства наиболее сложными субъектами гражданского права1.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Федерации, а также муниципальные образования  участвуют в гражданско-правовых отношениях «на равных началах с  иными участниками этих отношений  – гражданами и юридическими лицами»2.

Из этой статьи следует  три положения:

- государство может быть  субъектом гражданско-правовых отношений;

- государство не пользуется  никакими преимуществами и имеет  те же права и обязанности,  что и другие субъекты гражданско-правовых  отношений; 

- к государству по аналогии  применяются нормы, определяющие  участие юридических лиц в  этих отношениях.

Государство в качестве субъекта гражданско-правовых отношений часто  становится участником гражданско-правовых отношений международного характера, осложненных иностранным элементом. Например, государство арендует или  покупает участок земли для дипломатической  миссии или иных нужд в иностранном  государстве, арендует, покупает или  строит дома на территории иностранного государства, фрахтует иностранное  судно для перевозки своих  грузов и т. д.

Таким образом, государства  достаточно активно участвуют в  различного рода частноправовой деятельности международного характера и выступают  субъектами международного частного права. При этом государство, арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его  участием не подчиняются власти этого  иностранного государства, т. е. его  юрисдикции. Следовательно, особенность  правового режима государства как  участника международной частноправовой деятельности заключается в его  иммунитете от иностранной юрисдикции.

Юрисдикция вытекает из суверенитета государства и означает его законодательную, судебную и административную власть; объем власти и сферу действия власти. Юрисдикция осуществляется государством в основном в пределах своей территории: согласно своему суверенитету государство  подчиняет своей власти всех, кто  находится, и все, что находится на его территории3. Поэтому говорят о территориальной юрисдикции. Необходимо отметить, что юрисдикция бывает полной и ограниченной.

Полная означает, что государство  обладает властью предписывать определенное поведение (например, нормами права, административными распоряжениями и пр.) всем находящимся на его  территории и обеспечивать любыми средствами реализацию своих предписаний.

Ограниченная означает, что  государство обладает властью предписывать определенное поведение, но оно ограничено по различным причинам в использовании  средств для обеспечения реализации своих предписаний.

Неподчинение одного государства  юрисдикции другого никогда не означает полного отказа этого другого  государства от своей юрисдикции. В отношении к иностранному государству  не могут быть применены принудительные меры: по принудительному применению закона, по принудительному привлечению  к суду и пр. Но это не означает полного правового беспредела, не означает, что иностранное государство  может игнорировать право государства, на территории которого оно осуществляет деятельность. Напротив, Венская конвенция4 о дипломатических сношениях 1961 г. прямо предписывает всем государствам, его должностным лицам осуществлять свою деятельность в соответствии с законами государства, на территории которого они находятся, а также соблюдать местные традиции и обычаи. Иммунитет включает в себя лишь неприменение принудительных мер по осуществлению законов, административных распоряжений, судебных распоряжений и решений и пр5.

Исходя из этого, можно  дать определение иммунитета государства, причем два варианта, в зависимости  от того, с позиций какого государства  его рассматривать, либо с позиции  государства, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства, либо с позиции принимающего государства.

  1. Иммунитет – это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т. е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов другого государства.
  2. Иммунитет – это частичный отказ государства от осуществления своей юрисдикции, при сохранении ограниченной, в отношении действий и имущества иностранного государства, т. е. отказ от применения принудительных мер своими судебными, административными и другими государственными органами в отношении иностранного государства6.

Затрагивая проблемы особенностей государства как субъекта международного частного права нельзя не упомянуть  о том, что в силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты (от предварительного обеспечения иска, судебный,  от принудительного исполнения решения суда), обуславливая тем  самым повышенный риск совершаемых  с ним сделок. То есть, фактически какой-либо хозяйствующий субъект, заключивший договор с иностранным  государством, в случае неисполнения обязательства последним лишен  права обратиться в свой (национальный) суд (арбитраж) без согласия на то самого нарушителя. Данное согласие может  быть как выраженным заранее в самом договоре или отдельном соглашении, так и выраженным государством при (непосредственно) обращении хозяйствующего субъекта в суд.

Одним из «краеугольных камней»  в вопросах особенностей участия  государства в международных  частноправовых отношениях является вопрос о том, какие органы и какие  лица уполномочены выступать в таких  отношениях от имени государства. Еще австрийский ученый Ганс Кельзен отмечал: «Если государство рассматривается как действующий субъект, если говорится, что оно нечто сделало, то возникает вопрос о критерии, на основании которого некоторые акты, совершенные определенными людьми, приписываются государству, квалифицируются как акты или функции государства. Или, что то же самое: почему определенные люди при осуществлении ими определенных актов рассматриваются как государственные органы?»7.

Если граждане приобретают  и осуществляют гражданские права  своими собственными действиями (п. 1 ст. 21 ГК РФ), а юридические лица приобретают  гражданские права и принимают  на себя гражданские обязанности  через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК РФ), то от имени Российской Федерации согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ могут  своими действиями приобретать и  осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности  органы государственной власти8.

К сожалению, в настоящее  время нет четкого правового  закрепления органов, могущих от имени российской Федерации вступать в международные частноправовые отношения. Н. А. Ушаков, говоря об органах, обладающих прерогативой  осуществлять внешние сношения государства, выделяет среди них внутригосударственные  органы, к которым относятся глава  государства, правительство и его глава, министерство и министр иностранных дел, другие министерства, должным образом на то уполномоченные, и зарубежные органы внешних сношений государства, к которым относятся дипломатические представительства, консульские учреждения, специальные миссии, постоянные представительства государств-членов при международных организациях, делегации государств в органах международных организаций, а также отделения государственных информационных служб и государственные торговые учреждения9. Однако, во-первых, «осуществление внешних сношений государства» может слишком широко толковаться, а, во-вторых, если говорить об участии государства в международных частноправовых отношениях, то перечень органов, которые могут правомочно выступать от имени государства, необоснованно расширен.

Представляется, что в  международном гражданском обороте  могут участвовать от имени Российской Федерации помимо торговых представительств те органы, которые правомочны заключать  международные договоры Российской Федерации, то есть международные соглашения, заключенные Российской Федерацией  с иностранным государством (или  государствами) либо с международной  организацией в письменной форме  и регулируемые международным правом, независимо от того, содержится такое  соглашение в одном документе  или в нескольких связанных между  собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»10). В соответствии со ст. 13 данного закона полномочиями на подписание международных договоров РФ обладают в отношении договоров,  заключаемых от имени Российской Федерации, - Президент РФ, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, -Правительство РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента РФ либо от имени Правительства РФ Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Информация о работе Правовое положение государства как участника частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом