Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 05:34, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики исследовать актуальные вопросы правового положения государства как субъекта международного частного права. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить особенности правового положения государства как субъекта международного частного права;
определить понятие иммунитета государства;
дать краткую характеристику видам иммунитета государства.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права………………………………………………....5
Глава 2. Международно-правовые основы иммунитета государства……......12
2.1.Понятие иммунитета государства……………………………………..……12
2.2. Виды иммунитета государства и его собственности………………...…...16
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………...26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра трудового,
гражданского
и административного
права
Правовое положение
государства как участника
Курсовая работа студентки
4-го курса 42 группы
очного отделения
Балюковой Дарьи
Андреевны
Научный руководитель:
старший преподаватель
Афанасьева Е. В.
Южно-Сахалинск
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности правового
положения государства как
Глава 2. Международно-правовые основы иммунитета государства……......12
2.1.Понятие иммунитета государства……………………………………..……
2.2. Виды иммунитета государства и его собственности………………...…...16
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Введение
Государство как особый субъект права является полноправным участником международных частноправовых отношений, со всеми своими особенностями, преимуществами и недостатками.
Об актуальности и огромном значении проблемы государства как субъекта международного частного права свидетельствует многолетняя работа Комиссии международного права ООН, направленная на кодификацию международно-правовых норм об юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
Необходимо и сказать
о том, что в последние годы
научный интерес к проблемам
государства как субъекта международного
частного права заметно усилился,
появилось много научных
Проблемы, связанные с правовым положением государства как субъекта международного частного права, нашли отражение в работах Л. П. Ануфриевой, М. М. Богуславского, И. И. Лукашука, Н. А. Ушакова и других ученых.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприменительной практики исследовать актуальные вопросы правового положения государства как субъекта международного частного права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с участием государства в международных отношениях.
Предметом исследования являются
правовые нормы, регулирующие правовое
положение государства как
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Особенности
правового положения
В системе международных отношений центральное место занимает государство. Суверенитет как имманентно присущее ему качество делает государство не только основным субъектом как международного, так и внутреннего права. Во внутренней сфере в силу своей властной природы оно является главным субъектом в системе публично-правовых отношений. Но государство может быть и субъектом частноправовых отношений, которые характеризуются независимостью и равноправием субъектов, свободой их воли и неприкосновенностью частной собственности. С одной стороны, участие государства не меняет сущности частноправовых отношений, но, с другой – властная природа и суверенитет государства не могут не сказаться на его правовом положении.
В соответствии с российским законодательством субъектами гражданско-правовых отношений, в том числе осложненных иностранным элементом, могут быть физические лица (граждане), юридические лица, а также государство, субъекты федерации и муниципальные образования. Государство не относится к лицам и является особым участником международных частноправовых отношений, которому присущ ряд особенностей при вступлении в гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом. Не случайно В. А. Тархов совершенно справедливо называет государства наиболее сложными субъектами гражданского права1.
В соответствии со ст. 124 ГК РФ
Российская Федерация, субъекты Федерации,
а также муниципальные
Из этой статьи следует три положения:
- государство может быть
субъектом гражданско-правовых
- государство не пользуется
никакими преимуществами и
- к государству по аналогии
применяются нормы,
Государство в качестве субъекта
гражданско-правовых отношений часто
становится участником гражданско-правовых
отношений международного характера,
осложненных иностранным
Таким образом, государства
достаточно активно участвуют в
различного рода частноправовой деятельности
международного характера и выступают
субъектами международного частного права.
При этом государство, арендуя имущество,
заключая иные сделки на территории иностранного
государства, пользуется особым правовым
режимом, согласно которому государство,
его собственность, сделки с его
участием не подчиняются власти этого
иностранного государства, т. е. его
юрисдикции. Следовательно, особенность
правового режима государства как
участника международной
Юрисдикция вытекает из суверенитета государства и означает его законодательную, судебную и административную власть; объем власти и сферу действия власти. Юрисдикция осуществляется государством в основном в пределах своей территории: согласно своему суверенитету государство подчиняет своей власти всех, кто находится, и все, что находится на его территории3. Поэтому говорят о территориальной юрисдикции. Необходимо отметить, что юрисдикция бывает полной и ограниченной.
Полная означает, что государство
обладает властью предписывать определенное
поведение (например, нормами права,
административными
Ограниченная означает, что
государство обладает властью предписывать
определенное поведение, но оно ограничено
по различным причинам в использовании
средств для обеспечения
Неподчинение одного государства юрисдикции другого никогда не означает полного отказа этого другого государства от своей юрисдикции. В отношении к иностранному государству не могут быть применены принудительные меры: по принудительному применению закона, по принудительному привлечению к суду и пр. Но это не означает полного правового беспредела, не означает, что иностранное государство может игнорировать право государства, на территории которого оно осуществляет деятельность. Напротив, Венская конвенция4 о дипломатических сношениях 1961 г. прямо предписывает всем государствам, его должностным лицам осуществлять свою деятельность в соответствии с законами государства, на территории которого они находятся, а также соблюдать местные традиции и обычаи. Иммунитет включает в себя лишь неприменение принудительных мер по осуществлению законов, административных распоряжений, судебных распоряжений и решений и пр5.
Исходя из этого, можно дать определение иммунитета государства, причем два варианта, в зависимости от того, с позиций какого государства его рассматривать, либо с позиции государства, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства, либо с позиции принимающего государства.
Затрагивая проблемы особенностей
государства как субъекта международного
частного права нельзя не упомянуть
о том, что в силу своего суверенитета
государство имеет иммунитеты (от
предварительного обеспечения иска,
судебный, от принудительного исполнения
решения суда), обуславливая тем
самым повышенный риск совершаемых
с ним сделок. То есть, фактически
какой-либо хозяйствующий субъект,
заключивший договор с
Одним из «краеугольных камней» в вопросах особенностей участия государства в международных частноправовых отношениях является вопрос о том, какие органы и какие лица уполномочены выступать в таких отношениях от имени государства. Еще австрийский ученый Ганс Кельзен отмечал: «Если государство рассматривается как действующий субъект, если говорится, что оно нечто сделало, то возникает вопрос о критерии, на основании которого некоторые акты, совершенные определенными людьми, приписываются государству, квалифицируются как акты или функции государства. Или, что то же самое: почему определенные люди при осуществлении ими определенных актов рассматриваются как государственные органы?»7.
Если граждане приобретают
и осуществляют гражданские права
своими собственными действиями (п. 1 ст.
21 ГК РФ), а юридические лица приобретают
гражданские права и принимают
на себя гражданские обязанности
через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК РФ), то
от имени Российской Федерации согласно
п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ могут
своими действиями приобретать и
осуществлять имущественные и личные
неимущественные права и
К сожалению, в настоящее
время нет четкого правового
закрепления органов, могущих от
имени российской Федерации вступать
в международные частноправовые
отношения. Н. А. Ушаков, говоря об органах,
обладающих прерогативой осуществлять
внешние сношения государства, выделяет
среди них
Представляется, что в
международном гражданском