Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:48, реферат
Правовое принуждение применяется только к конкретным субъектам права, которые нарушили юридические нормы. Оно персонифицировано, это внешнее воздействие на субъекта в целях заставить его выполнять правовые предписания, не допустить новых нарушений, воспитать виновного и окружающих. Цели принудительной деятельности достигаются путем воздействия на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу конкретного субъекта права.
Правовое принуждение осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов. «Сами по себе юридические нормы предусматривают лишь возможность принуждения. Реально же властно-принудительные свойства правового регулирования концентрируются в актах применения права».
Правовое принуждение
Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку команда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферы подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения.
Сейчас и в обозримом
будущем принуждение необходимо
для охраны правопорядка, собственности,
прав и интересов граждан и
организаций, создания нормальных условий
для деятельности аппарата публичной
власти. Это хотя и не главный, но
важный и необходимый метод
В обществе существуют различные виды принуждения. По объекту воздействия различаются психическое, материальное, организационное и физическое воздействие. Последнее может быть направлено на личность, ее имущество. Примерами организационного воздействия являются увольнение, исключение, лишение прав, ликвидация организаций. Деление это в значительной степени условно, так как нередко эти способы влияния на граждан и организации сочетаются.
Принудительные меры могут
применяться как к
По юридическому критерию очень важно отличать легальное (правовое) и нелегальное, не основанное на законе принуждение (насилие). Видами нелегального принуждения являются агрессия других государств, завоевания, внешнее насилие. Внутри страны источниками насилия могут быть преступность, охлократия (власть толпы, самосуд), бандократия (власть незаконных формирований). Источником насилия внутри страны нередко являются злоупотребления ее властных структур, некомпетентность, халатность должностных лиц, т. е. административный произвол.
Юриста интересует принуждение прежде всего как средство охраны правопорядка, как метод государственной деятельности. Юридическая наука изучает правовое принуждение, которое применяется на основе юридических норм, и в связи с их нарушением понуждает к соблюдению властных предписаний публичной власти.
1. Принуждение осуществляется
как реакция государственных
органов на неправомерное,
2. Правовое принуждение
применяется только к
3. Правовое принуждение
осуществляется посредством
4. Принуждение применяется на основе права. Юридические нормы регулируют, какие меры, при каких условиях, в каком порядке, кем могут применяться.
Законодательством определяются
основания для применения органами
власти мер принуждения, закрепляются
признаки (составы нарушений), при
наличии которых применяются
принудительные средства. В нормативном
порядке устанавливается, какие
принудительные меры и в каком
размере могут применяться при
наличии законных оснований. Большое
значение имеет четкая регламентация
процесса применения принудительных средств,
определение круга субъектов
принуждения и их компетенции. Процедура
осуществления принудительного
воздействия устанавливается
Всякую принудительную меру
следует рассматривать как
5. Существует государственная
монополия на нормативное
Правовыми нормами государство
предоставляет
Негосударственные организации, граждане могут осуществлять принуждение в отношении граждан только по поручению государства, в установленных законами случаях и, как правило, под государственным контролем.
Таким образом, правовое принуждение как способ обеспечения правопорядка должно применяться строго на правовой основе, специально уполномоченными государством органами и лицами только к конкретным субъектам права в связи с их неправомерными действиями.
Поскольку меры правового принуждения разнообразны и обладают многочисленными признаками, возможна различная классификация их в зависимости от избранного критерия. Так, по субъекту можно различать государственное, муниципальное и общественно-правовое принуждение. Первое, в свою очередь, делится на судебное и внесудебное.
Основная задача принудительной деятельности — защита правопорядка. По способу его охраны следует различать три вида принуждения: пресечение, восстановление, наказание (взыскание).
Юридическая наука выделяет
два типа неправомерных деяний: правонарушения
(виновные неправомерные деяния) и
объективно-противоправные (невиновные
противоправные деяния). Соответственно
есть принуждение в связи с
правонарушениями и в связи с
объективно-противоправными
В зависимости от того, какой
отраслью права установлены
Нормы
административного права
Следует
различать меры административно-правового
принуждения и принудительные меры,
установленные нормами
Установлена дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, определены властные полномочия общественных инспекторов, народных дружинников. Государственно-общественными организациями, властные полномочия которых регулируются нормами административного права, являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Они вправе применять к виновным административные наказания, а также меру воспитательного характера (выносить общественное порицание). Административное принуждение полностью регулируется нормами административного права. Им же и регулируется общественно-правовое и частично дисциплинарное принуждение. Соответственно можно различать дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву.
Ответственность — разновидность принуждения, а меры ответственности — особый вид мер принуждения. Так, составной частью административного принуждения является административная ответственность, а дисциплинарное принуждение включает дисциплинарную и материальную ответственность. В целом ответственность по административному праву — часть принуждения по административному праву.
Органы
публичной исполнительной власти участвуют
в осуществлении разных видов
принуждения. Они сами используют средства
дисциплинарного и
В
научной и учебной литературе
немало написано об административном
принуждении, но корректнее было бы говорить
об административно-правовом. История
СССР, России и других стран дает
основания для выводов о том,
что административное принуждение
намного шире административно-правового,
что нередко оно связано с
произволом, насилием. Для административного
принуждения правовая форма еще
не стала таким атрибутивным свойством,
как для уголовной
Административно-правовое принуждение — один из видов правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (это правоприменительная деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особенностей, система которых и предопределяет его качественное своеобразие.
1.
Меры административно-
2.
Административно-правовое
3.
Множественность и
4.
Административному воздействию
подвергаются не только
5.
Административно-правовое
Административно-правовое
принуждение — это особый вид
правового принуждения, состоящий
в применении субъектами публичной
функциональной власти установленных
нормами административного
Во
многих случаях административно-