Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:48, реферат
Правовое принуждение применяется только к конкретным субъектам права, которые нарушили юридические нормы. Оно персонифицировано, это внешнее воздействие на субъекта в целях заставить его выполнять правовые предписания, не допустить новых нарушений, воспитать виновного и окружающих. Цели принудительной деятельности достигаются путем воздействия на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу конкретного субъекта права.
Правовое принуждение осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов. «Сами по себе юридические нормы предусматривают лишь возможность принуждения. Реально же властно-принудительные свойства правового регулирования концентрируются в актах применения права».
Среди
административно-принудительных мер
есть такие, которые считаются
Принуждение осуществляется для охраны правопорядка. Но это достигается различными способами: путем пресечения нарушений, восстановления вреда, причиненного ими, наказания. Поэтому в зависимости от той непосредственной цели, ради которой используются средства принуждения, можно различать меры пресечения, восстановительные меры и наказания.
Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Однако меры административного принуждения применяются для обеспечения соблюдения не всех без исключения административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные (не имеющие ведомственных границ) правила поведения в сфере государственного управления. Сюда можно отнести правила дорожного движения, пожарной безопасности, обеспечения санитарной безопасности, разрешительной системы и т. д.
Таким
образом, являясь разновидностью государственного
принуждения, административное принуждение
используется главным образом как
средство обеспечения и охраны общественного
правопорядка, обеспечения общественной
безопасности, борьбы с другими правонарушениями
в сфере государственного управления.
При этом меры административного
принуждения применяются как
в целях предупреждения и пресечения
соответствующих
Само
наименование принудительных мер свидетельствует
о том, что для них характерен
в основном административный, т. е. внесудебный,
порядок их применения. Использование
этих мер отнесено в большинстве
случаев к компетенции органов
исполнительной власти и их должностных
лиц, причем не всех без исключения,
а лишь тех, которые специально наделены
соответствующими полномочиями. Меры
административного принуждения
применяются, как правило, органами,
осуществляющими
Однако отдельные меры административного принуждения могут применяться только судьями. Это относится к случаям назначения таких административных наказаний, как возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация. Судебный порядок рассмотрения соответствующих правонарушений и назначения перечисленных наказаний закреплен в КоАП РФ.
В этой связи все меры административного принуждения можно разделить на те, которые могут применяться во внесудебном порядке, и на те, которые могут применяться лишь в судебном порядке.
Крайне
важным является вопрос об административно-правовых
нормах, регулирующих применение мер
административного принуждения. Безусловно,
что их использование в той
или иной степени ограничивает права
и свободы граждан. В этом, видимо,
нет ничего страшного, так как, согласно
Конституции РФ, права и свободы
гражданина могут быть ограничены в
той мере, в какой это необходимо
в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и
безопасности государства. Но необходимо,
чтобы такие ограничения были
предусмотрены федеральным
Следовательно,
основания, условия и порядок
осуществления мер
Анализ
правовых актов, устанавливающих меры
административного принуждения, показывает,
что по целевому назначению их можно
разделить на три группы: административно-
Большинство авторов придерживается именно такой классификации. По их мнению, мерами предупреждения являются разнообразные средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий (карантин, таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность, обязательная госпитализация инфекционных больных, закрытие участков границы и др.). Действительно, в ряде ситуаций, в том числе при наличии чрезвычайных обстоятельств, государственные и муниципальные органы для обеспечения общественного порядка вынуждены вводить карантин, запрещать движение транспортных средств, устанавливать комендантский час и др.
В последние годы многие специалисты в самостоятельную группу мер административного принуждения стали выделять процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Такие меры, предусмотренные КоАП РФ, применяются в целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по делу об административных правонарушениях. Подобные меры играют особую роль в обеспечении производства по делу об административном правонарушении, так как способствуют обнаружению и закреплению доказательств.
Не
следует также забывать об особом
виде административного принуждения
— восстановительных санкциях. Такие
меры (например, снос самовольно возведенных
строений, взыскание недоимки и др.)
также восстанавливают
Несмотря
на неоднозначность мер