Правовое регулирование государственной службы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 03:15, реферат

Описание работы

Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» дает более развернутое определение. Согласно этому определению государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
- Российской Федерации;
- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
- субъектов Российской Федерации;

Содержание работы

1 Правовое регулирование государственной службы в российской федерации 3
1.1 Понятие государственной службы РФ 3
1.2 Система государственной службы РФ 5
1.3 Правовое регулирование видов государственной службы РФ 9 Практическое задание 14
Заключение 18
Библиографический список 19

Файлы: 1 файл

Реф_Административное право.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Амурский государственный университет

(ФГБОУ ВПО «АмГУ»)

 

Факультет юридический

Кафедра   конституционного права

Специальность  081100.62 - Государственное и муниципальное управление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

на тему: Правовое регулирование  государственной службы РФ

по дисциплине: Административное право

 

Исполнитель

студентка группы 173-Сб    __________________  А.И. Сочкова

№ зачетной книжки 117614

 

 

Руководитель

ст. преподаватель    ___________________    Д.С. Васильева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2013 

Содержание

 

1 Правовое регулирование  государственной службы в российской  федерации   3

1.1 Понятие государственной службы РФ          3

1.2 Система государственной  службы РФ          5

1.3 Правовое регулирование  видов государственной службы РФ       9 Практическое задание            14

Заключение              18

Библиографический список           19

 

 

1 Правовое регулирование государственной службы в российской федерации

 

1.1 Понятие  государственной службы РФ

Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» дает более развернутое определение. Согласно этому определению государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

- субъектов Российской Федерации;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Государственная служба характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других видов публичной службы.

Профессионализм. Государственная служба является основным родом занятий для государственного служащего. Государственная служба по совместительству не допускается. Другие виды оплачиваемой, а иногда и безвозмездной деятельности разрешены государственному служащему на условиях и в порядке, предусмотренном федеральным законом. Ограничения по видам деятельности для государственных служащих призваны обеспечить высокое качество исполнения обязанностей государственной службы.

Компетентность. Государственный служащий должен соответствовать выполняемым функциям государственной службы по уровню образования, стажу и знаниям. Данные требования являются формализованными условиями, позволяющими обеспечить реальную способность государственного служащего выполнять обязанности по замещаемой должности государственной службы.

Прохождение службы только на должностях государственной  службы, включенных в Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации. Статус государственного служащего приобретается только путем назначения на должность государственной службы.

Все должности государственной  службы включены в Сводный реестр должностей государственной службы РФ, состав которого утвержден федеральным законом. Отсутствие должности в указанном реестре означает, что лицо, замещающее такую должность, не является государственным служащим. Следует отметить, что законодательство о государственной службе допускает исключительные случаи, при которых гражданин, сохраняя ранее приобретенный статус государственного служащего, временно не замещает должность государственной службы (находится в резерве государственной службы, в распоряжении командира и т.д.). Однако поступить на государственную службу, не получив назначение на определенную должность государственной службы, нельзя.

Прохождение службы, как правило, в государственных  органах. По определению, государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности. Как следствие, должности государственной службы учреждаются в государственных органах и в аппаратах, обеспечивающих деятельность лиц, замещающих государственные должности, причем эти аппараты также признаются государственными органами или входят в их состав.

В некоторых случаях  государственная служба предусматривается  не в государственных органах, а на государственных унитарных предприятиях или в государственных учреждениях. Например, в отделах вневедомственной охраны (ОВО) при органах внутренних дел городов и районов предусмотрено прохождение службы в органах внутренних дел, хотя ОВО по статусу является государственным учреждением, а не государственным органом. В главных управлениях специального строительства при Федеральном агентстве специального строительства предусмотрена военная служба, хотя они по своему правовому положению созданы в организационно-правовой форме федеральных государственных унитарных предприятий.

Аналогичный пример можно  привести с учреждениями уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, которые не признаются государственными органами, но в которых предусмотрена  правоохранительная служба.

Нужно сказать и о том, что не все граждане, работающие в государственных органах, являются государственными служащими. С некоторыми лицами обеспечивающего персонала заключаются трудовые договоры, и статус государственных служащих на них не распространяется.

Оплата государственной  службы осуществляется из государственных  бюджетов. Расходы на содержание государственного аппарата предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете и в законах субъектов РФ о бюджетах соответствующих субъектов РФ. В частности, денежное содержание в вознаграждение за труд государственные служащие получают за счет бюджетных средств.

1.2 Система  государственной службы РФ

Систему государственной  службы образуют государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба.

Государственная гражданская  служба подразделяется на федеральную  государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

С учетом принципа федеративного устройства России гражданскую службу делят на два вида:

- федеральную государственную гражданскую службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;

- государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в совместном владении.

Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

На схеме изображены основные виды государственной службы.

Рисунок 1 - Виды государственной службы Российской Федерации

 

В Федеральном законе «О системе государственной службы в РФ» даны определения вышеперечисленных видов государственной службы, а именно:

Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации  – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъектов Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Военная служба – вид федеральной  государственной гражданской службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба – вид  федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваивают специальные звания или классные чины.

В одном и том же федеральном государственном органе могут быть учреждены должности федеральной государственной службы различных видов. Это, например, уже сейчас имеет место в системе Министерства обороны РФ (где наряду с воинскими должностями имеют место должности федеральной государственной гражданской службы), Министерства внутренних дел РФ (здесь есть и должности правоохранительной службы, и федеральной государственной гражданской службы, и воинские должности во внутренних войсках), Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) РФ и Министерства юстиции РФ.1

Наряду с нормативно-правовой классификацией видов и должностей государственной службы, установленной Федеральным законом «О системе государственной службы РФ», в научных и методических целях, а также для конкретизации отдельных видовых признаков используются и иные классификации.

Так, в качестве одного из критериев классификации видов  государственной службы может быть использован принцип разделения властей, согласно которому государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную (например, аппарат палат Федерального собрания), исполнительную (аппарат Правительства РФ) и судебную (аппарат федеральных судов) ветви власти.

На основании критерия, связанного с организационно с организационно-правовыми формами федеральных органов исполнительной власти, федеральная государственная служба может классифицироваться на следующие подвиды:

- служба в федеральном министерстве и его территориальных органах;

- федеральная служба;

- федеральное агентство;

- федеральные органы исполнительной власти, образуемые в соответствии с утверждаемой главой государства структурой федеральных органов.

1.3 Правовое  регулирование государственной  службы

С принятием Федеральных  законов «О системе государственной службы РФ» и «О государственной гражданской службе РФ» произошло не только значительное обновление содержания законодательства о государственной гражданской службе, но и существенное изменение его соотношения с нормами трудового права. Можно заключить, что Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» был, по существу, дополнением к Трудовому кодексу: на госслужащих распространялись общие нормы трудового законодательства с особенностями, установленными этим законом. Теперь же нормы трудового права применяются при регулировании гражданской службы в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» (ст. 73 ФЗ о гражданской службе)2. При этом значительно расширяется нормативный объем законодательства о гражданской службе, и, соответственно, сужается сфера применения общих норм трудового законодательства.

Важной частью правовой регламентации государственной  гражданской службы является определение  порядка поступления на службу и  замещения должности гражданской службы. В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» замещение должности гражданской службы по общему правилу осуществляется на основе результатов конкурса. Конкурсное замещение должностей призвано, во-первых, оценить профессиональный уровень претендентов на занятие должности; во-вторых, выявить наилучших из них. Принцип конкурентности, присущий конкурсной системе отбора претендентов, стимулирует повышение мотивационных свойств личности. Конкурс как условие возникновения правовых отношений имеет длинную историю и многократно становился предметом рассмотрения ученых. Необходимость и целесообразность проведения конкурсов при замещении должностей государственной гражданской службы была подчеркнута в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации: «Конкурсный порядок замещения должности, с одной стороны, позволяет расширить круг претендентов на эту должность, выбрать наиболее способных и подготовленных, а с другой - минимизирует субъективность в оценке конкретного лица, поскольку конкурсная комиссия, в состав которой помимо представителей работодателя входят представители научных и образовательных учреждений, формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, могущих повлиять на принимаемые ею решения. Таким образом, по своей юридической природе и предназначению в правовой системе Российской Федерации институт конкурсного подбора для замещения должностей государственной службы, будучи демократической гарантией конституционного права на доступ к государственной службе, позволяет в большей степени обеспечить реализацию принципов равенства (равенства возможностей) и справедливости в осуществлении данного права». Наряду с общим порядком замещения государственной должности на основе конкурса часть 2 статьи 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает возможность замещения указанных должностей на бесконкурсной основе в целом ряде случаев. В частности, конкурс не проводится при назначении на должности: «руководитель», «помощник (советник)»; при заключении срочного служебного контракта и так далее. Подобный подход к замещению должностей государственной службы представляется далеким от совершенства по следующим причинам: во-первых, занятие одних должностей на основе конкурса, а других на бесконкурсной основе не укладывается в концепцию принципа о равенстве возможностей в осуществлении доступа к государственной службе; во-вторых, сам факт бесконкурсной основы замещения должностей на государственной службе свидетельствует о низком престиже такой службы, невысокой ее значимости для государства и общества и, соответственно, низкой оплате труда на ней.

Информация о работе Правовое регулирование государственной службы РФ