Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 03:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В настоящее время существует довольно много нормативных актов, которые в той или иной мере закрепляют и регулируют правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Понятия "иностранный гражданин" или "лицо без гражданства" в каждом государстве звучит по-своему, но везде основным является отсутствие гражданства данного государства и наличие ограничений прав и обязанностей по сравнению с гражданами.

Файлы: 1 файл

диплом - копия.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

Иностранный гражданин, получивший уведомление  о положительном решении, лично  обращается в паспортно-визовое  подразделение Федеральной миграционной службы для получения вида на жительство.

Иностранный гражданин, получивший вид на жительство в Российской Федерации, осуществляет въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство.

Лица без гражданства имеющие  вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании вида на жительство. Других документов для пересечения  Государственной границы, при наличии вида на жительство в Российской Федерации, им не требуется.

Иностранные граждане и лица без  гражданства, признанные в порядке, установленном федеральным законом, на территории Российской Федерации  беженцами, могут выезжать из Российской Федерации и въезжать в Российскую Федерацию на основании проездного документа беженца.

По прибытии к месту своего пребывания, иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны зарегистрироваться по месту своего пребывания.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом требуется специальное разрешение. 46

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин  обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания.

При выезде из Российской Федерации  иностранный гражданин обязан сдать  миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную  границу Российской Федерации. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из Российской Федерации.

Если иностранный гражданин  по каким-то причинам прибыл в пункт пропуска для прохождения пограничного контроля при выезде из Российской Федерации, не имея миграционной карты, ему будет предложено заполнить чистый бланк миграционной карты, при этом в ней будет отражена соответствующая запись.

В России может быть ограничен не только въезд иностранных граждан, но и выезд указанных лиц за пределы территории Российской Федерации. Выезд из Российской Федерации иностранным  гражданам или лицам без гражданства  может быть ограничен в случаях, если они: 47

1) в соответствии с законодательством  Российской Федерации задержаны  по подозрению в совершении  преступления либо привлечены  в качестве обвиняемых, - до принятия  решения по делу или до вступления  в законную силу приговора  суда;

2) осуждены за совершение  преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до  исполнения обязательств либо  до достижения согласия сторонами;

4) не выполнили предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств;

5) привлечены к административной  ответственности в соответствии  с законодательством Российской  Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, - до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

 

Глава 2. Основные права, обязанности  и ответственность иностранных  граждан и лиц без гражданства

§ 1. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства

 

Согласно Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и  лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами  и несут обязанности наравне  с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законам или международным договором Российской Федерации48. Россия гарантирует полное соблюдение в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства принципов равноправия.

Россия, как и многие другие государства, провозглашает равноправие всех людей. В конституции говорится, что все равны перед законом и судом, а также то, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 49

Если применять принцип равноправия  человека с человеком к иностранным  гражданам и лицам без гражданства, то каждый иностранец воспринимается в первую очередь, как личность, как человек со всеми естественными и приобретёнными свойствами. Иностранный гражданин не только пользуется обозначенными законом правами и свободами, но и несёт обязанности. 50

Права и свободы иностранных граждан и лиц без гражданства можно разделить на несколько видов:

1) личные права;

2) политические права;

3) экономические права;

4) социально-культурные права.

В России к личным права относятся: право на жизнь и достоинство  личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; право на защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на пользование родным языком; право определять и указывать свою национальную принадлежность; право на свободу передвижения, на свободу выезда из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию; свободу совести и свободу вероисповедания.

Большинство из перечисленных прав обеспечиваются каждому человеку, находящемуся на территории Российской Федерации. Но некоторые отличия в реализации личных прав иностранцев и граждан России имеются. Например, иностранные граждане не могут свободно и беспрепятственно передвигаться по территории России, не могут по своему желанию изменить место жительства, им запрещён въезд на отдельные территории. Временно и постоянно проживающие в России иностранцы, выехавшие за пределы России на срок более 6 месяцев, рискуют тем, что разрешение на их проживание будет аннулировано, в то время как гражданин Российской Федерации может беспрепятственно возвращаться в Россию. 51

Также можно найти отличие в  правовом положении иностранцев  и российских граждан при желании  создать религиозную группу или организацию.

Конституция Российской Федерации  провозглашает право каждого  на пользование родным языком, на свободный  выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Иностранные  граждане могут общаться на своём  языке, воспитывать на нём своих детей, обучать их другим языкам. Но они не имеют право требовать от Российского государства, чтобы оно организовало и финансировало учёбу их детей на родном для них языке. Они не могут требовать, чтобы при их обращении в государственные структуры с ними разговаривали на их родном языке, хотя при необходимости возможно предоставление переводчика.

Следующая не менее важная группа прав - политические права. Конституция Российской Федерации закрепляет такие права, как: свобода мысли и слова, право на объединение, свобода манифестации, право на участие в управлении делами государства, избирательное право, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право на информацию.

При рассмотрении политических прав необходимо вспомнить определение понятия "гражданство". Гражданство - это устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. 52 В связи с этим, объём политических прав у иностранных граждан и лиц без гражданства будет достаточно ограниченным.

Граждане Российской Федерации  имеют право участвовать в  управлении делами государства как  непосредственно, так и через  своих представителей. Иностранные  граждане и лица без гражданства  такого права не имеют, то есть быть на государственной или муниципальной службе иностранцы не могут.

Федеральный закон Российской Федерации  от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гласит: "государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации". 53 Такое же ограничение содержит и Федеральный закон от 23 мая 2003 года "О системе государственной службы Российской Федерации": "государственная служба российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации"54. Но в статье 18.1 делается исключение: "в Российской Федерации предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы". 55 Иностранцы, находясь на военной службе, не могут занимать должности высшего порядка.

Статья 14 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" называет должности по отношению к отдельным видам деятельности, которые иностранный гражданин не имеет права занимать. Иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной службе;

2) замещать должности в составе  экипажа судна, плавающего под  государственным флагом Российской  Федерации, в соответствии с  ограничениями, предусмотренными  Кодексом торгового мореплавания  Российской Федерации;

3) быть членом экипажа военного  корабля российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного  судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу  на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации;

6) заниматься иной деятельностью  и замещать иные должности,  допуск иностранных граждан к  которым ограничен федеральным  законом.

В ряде принятых законов также оговорена невозможность государственной службы иностранцев в органах суда, прокуратуры, милиции, безопасности, таможни, пожарной безопасности.

Однако участие иностранных  граждан разрешается в деятельности некоторых негосударственных структур, имеющих отношение к обеспечению законности. Например, в Федеральном законе от 31 мая 2002 года "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"56 сказано, что иностранные граждане, получившие статус адвокатской деятельности на территории России.

Иностранные граждане в исключительных случаях могут быть допущены к государственной тайне. Правительство российской Федерации 22 августа 1998 года утвердило Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, иностранных граждан к государственной тайне. 57 Согласно указанному Положению лица без гражданства могут быть допущены к сведениям, составляющим государственную тайну, на основании решения Правительства Российской Федерации. Решение о допуске иностранных граждан к государственной тайне принимается руководителям и органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов, предприятий, учреждений, организаций уполномоченных Правительством осуществлять передачу сведений, составляющих государственную тайну.

Все решения согласовываются с  Федеральной службой безопасности Российской Федерации, при этом к  сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям иностранные  граждане и лица без гражданства, как правило, не допускаются.

Одним из основных политических прав является избирательное право. В законодательстве российской Федерации прописано, что иностранные граждане в России не имеют права избирать и быть избранными в Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в общегосударственном референдуме и референдуме субъектов. Этот запрет логичен, так как избирательное право напрямую связано с принадлежностью лица к определённому государству.

В статье 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержится норма о том, что на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. 58

К политическим права относится  свобода мысли и слова. Свобода  мысли - это внутреннее состояние личности, которое невозможно проконтролировать. Это право распространяется на всех членов общества, независимо от гражданства. Свобода слова - это возможность любого человека беспрепятственно выражать свои взгляды в обществе. В основном это право реализуется посредством публичных выступлений, публикаций в газетах, выступлениях на радио и телевидении. Иностранные граждане наравне с гражданами Российской Федерации могут пользоваться свободой слова.

Информация о работе Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Росии