1)
в случае, если срок проживания или временного
пребывания иностранного гражданина в
Российской Федерации сокращён, данный
гражданин обязан выехать из Российской
Федерации в течение трех дней;
2)
в случае, если разрешение на временное
проживание или вид на жительство, выданные
иностранному гражданину, аннулированы,
данный гражданин обязан выехать из Российской
Федерации в течение 15 дней. 91
Иностранный
гражданин, не исполнивший вышеперечисленные
обязанности, подлежит депортации. Депортация
- это принудительная высылка иностранного
гражданина (лица без гражданства) из Российской
Федерации в случае утраты или прекращения
законных оснований для его дальнейшего
пребывания в Российской Федерации.
Депортация
осуществляется федеральным (территориальным)
органом исполнительной власти, ведающим
вопросами в сфере миграции. Депортация,
как и выдворение, осуществляется за счёт
средств депортируемого иностранного
гражданина либо за счёт средств пригласившего
его органа, дипломатического представительства
или консульского учреждения иностранного
государства, гражданином которого является
депортируемый. 92
В
случае если приглашающая сторона не установлена,
расходы на депортацию производятся за
счёт средств федерального бюджета, в
порядке установленном постановлением
Правительства Российской Федерации от
24 октября 2002 года № 769 "Об утверждении
Правил расходования средств федерального
бюджета на мероприятия по депортации
любо административному выдворению иностранных
граждан и лиц без гражданства за пределы
Российской Федерации при невозможности
установления приглашающей стороны". 93
Иностранные граждане, подлежащие депортации,
по решению суда содержаться в
специально отведённых помещениях органов
внутренних дел либо в специальных
учреждениях до исполнения решения
о депортации. 94
К иностранным гражданам часто
применяется такой вид административного
взыскания, как административное выдворение.
В статье 34 Федерального закона
"О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации определяется
порядок административного выдворения.
Административное выдворение иностранного
гражданина за пределы России осуществляется
за счёт средств выдворяемого иностранного
гражданина, а в случае отсутствия
таких средств - за счёт средств
пригласившего его органа, дипломатического
представительства или консульского учреждения
иностранного государства, гражданином
которого является выдворяемый.
Выдворение из Российской Федерации
иностранных граждан и лиц
без гражданства может осуществляться
в нескольких основных формах и зависит
от категории иностранного гражданина.
При классификации иностранных граждан
и лиц без гражданства в нашей стране следует
учитывать срок пребывания в России (постоянно
или временно пребывающие иностранные
граждане), цель пребывания, деликтоспособность
и различные другие обстоятельства.
Например, решение о выдворении
иностранных граждан и лиц
без гражданства, прибывших в
Россию в качестве туристов и уклоняющихся
от выезда из Российской Федерации
по истечении определённого им срока
пребывания принимает судья. 95
Иностранные граждане и лица без
гражданства, которым сокращён срок пребывания
в Российской Федерации за нарушение законодательства
о правовом положении иностранных граждан,
подлежат выдворению из России в принудительном
порядке. Данное положение не распространяется
на иностранных граждан пользующихся
привилегиями и иммунитетом в соответствии
с международными договорами Российской
Федерации.
Депортация и выдворение иностранных
граждан и лиц без гражданства
могут выступать как меры:
административного предупреждения,
например, когда выясняется что иностранный
гражданин или лицо без гражданства страдает
инфекционным заболеванием в тяжёлой
форме. В данном случае его выдворение
не связано с правонарушением, а лишь преследует
цель предупреждения наступления тяжких
нежелательных последствий;
административного пресечения, например,
когда иностранный гражданин
или лицо без гражданства систематически,
в течение продолжительного периода
времени нарушает общественный порядок.
В такой ситуации важно пресечь
антиобщественную деятельность иностранного
гражданина;
административного наказания, то есть
санкции за совершение иностранными
гражданами и лицами без гражданства
административных правонарушений реализуются
посредством административных взысканий. 96
Пограничные органы либо органы федеральной
службы судебных приставов исполняют
постановления об административном выдворении
за пределы Российской Федерации.
В определённых законом случаях
существует процедура принудительного
препровождения выдворяемого из Российской
Федерации лица. В этой ситуации
необходимо ограничить свободу лица для
того, чтобы доставить его в пограничную
зону и передать пограничникам. Здесь
применяется административное доставление
либо административное задержание с составлением
соответствующих протоколов. 97
Выдворение производится путём:
1) контролируемого самостоятельного
выезда лица из Российской
Федерации;
2) официальной передачей физического
лица представителю властей иностранного
государства. 98
О производстве административного
выдворения уведомляются власти иностранного
государства, на территорию которого выдворяется
лицо. Если со страной, в которую выдворяется
лицо, нет соответствующего договора,
выдворение производится в месте, определяемом
пограничными органами. Постановление
об административном выдворении оформляется
двусторонним или односторонним актом,
который приобщается к постановлению.
Заключение
Теоретические выводы.
Рассмотрев правовой статус иностранных
граждан и лиц без гражданства, следует
отметить существенный недостаток в практическом
регулировании вопросов связанных с данной
категорией лиц.
Сегодня мы сталкиваемся с проблемами
так называемых "гастарбайтеров"
(нем. Gastarbeiter - рабочий-иммигрант). Сейчас
отсутствует реальный контроль со стороны
государства за въездом, пребыванием и
выездом данной категории лиц. Въезжая
в Российскую Федерацию они, как правило,
теряются на её просторах. И часть из этой
категории мы видим в криминальных сводках,
причём далеко не в роли пострадавших.
Эта категория лиц не ограничивается простыми
кражами или ограблениями. Очень часто
дело доходит и до убийств.
Но не стоит забывать и о том,
что до таких крайностей в половине
случаев их ("гастарбайтеров")
доводят работодатели. Работодатели не
платят те заработные платы, которые обещали
при трудоустройстве, многие работодатели
не утруждают себя оформлением трудовых
договоров с "гастарбайтерами", есть
и такие работодатели которые не платят
вообще. Разве это гарантии со стороны
государства о том, что "каждый имеет
право на труд в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены, на вознаграждение
за труд без какой бы то ни было дискриминации
и не ниже установленного федеральным
законом минимального размера оплаты
труда, а также право на защиту от безработицы"?
Заканчивая рассмотрение вопроса
правового статуса иностранных
граждан и лиц без гражданства, хотелось
бы отметить в целях всестороннего обеспечения
прав и законных интересов лиц, не являющихся
гражданами Российской Федерации, неуклонно
должны соблюдаться, как международные
договоры и соглашения, так и нормы, содержащиеся
в национальном законодательстве Российской
Федерации.
Правовое положение лиц, не являющихся
гражданами Российской Федерации, регулируется
Конституцией Российской Федерации, Законом
о правовом положении иностранных
граждан и рядом других законов.
Согласно Конституции Российской
Федерации, иностранные граждане пользуются
в Российской Федерации правами и несут
обязанности наравне с гражданами России,
кроме случаев, установленных соответствующими
нормативными актами.
Российское государство гарантирует
распространение на иностранных граждан
принципы равноправия. Естественно, полного
равноправия иностранных граждан с гражданами
Российской Федерации в России нет, как
и нет в любом другом государстве.
Практические рекомендации:
В плане дальнейшего совершенствования
правового статуса иностранных граждан
и лиц без гражданства предлагается:
1) на основании имеющихся правовых
актов, регламентирующих процедуру
депортации и административного
выдворения, разработать единый
более эффективный механизм высылки
иностранных граждан и лиц без гражданства
из РФ под общим названием «высылка»;
2) увеличь сроки запрета въезда
в РФ для иностранных граждан
и лиц без гражданства, которые
подвергались административному
выдворению и депортации из
РФ;
3) увеличить размер административных
штрафов по ст. 18.1 и 18.4 КоАП РФ;
4) обязать иностранных граждан
и лиц без гражданства при
обращении с ходатайством в
компетентный орган о получение
визы предоставлять сертификат
об отсутствии ВИЧ-инфекции.
Библиография
- Конституция Российской Федерации
(принята на всенародном голосовании 12
декабря 1993 года) // Российская газета от
25 декабря 1993 года, № 237
- Всеобщая декларация прав человека от
10 декабря 1948 года // Российская газета от 10 декабря
1998 года, № 235
- Международный пакт о гражданских
и политических правах (Нью-Йорк,19 декабря
1966 года) // Сборник Действующее международное
право, т.2
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
(Нью-Йорк,19 декабря 1966 года) // Сборник
Действующее международное право, т.2
- Конвенция о статусе беженцев
(Женева, 28 июля 1951 года) // Сборник Действующее
международное право, т.1
- Протокол, касающийся статуса беженцев от
31 января 1967 года // Сборник Действующее международное
право, т.1
- Международная конвенция о ликвидации всех
форм расовой дискриминации (Нью-Йорк,
7 марта 1966 года) // Сборник Действующее
международное право, т.2
- Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики
Армения, и граждан Республики Армения,
постоянно проживающих на территории
Российской Федерации (Москва, 29 августа
1967 года) // Собрание законодательства
Российской Федерации от 25 февраля 2002
года, № 8, ст.747
- Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном
о правовом статусе граждан Российской
Федерации, постоянно проживающих на территории
Туркменистана, и граждан Туркменистана,
постоянно проживающих на территории
Российской Федерации (Москва, 18 мая 1995
года) // Собрание законодательства Российской
Федерации от 11 августа 1997 года, № 32, ст.3748
- Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно
проживающих на территории Российской
Федерации (Москва,20 января 1995 года) // Собрание
законодательства Российской Федерации
от 25 августа 1997 года, № 34, ст.3950
- Земельный кодекс Российской Федерации от
25 октября 2001 года № 136-ФЗ // Российская газета от 30 октября
2001 года, № 211-212
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Российская газета от 31 декабря
2001 года, № 256
- Уголовный кодекс Российской Федерации от
13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Российская газета от 18 (ст.
ст.1-96),19 (ст. ст.97-200),20 (ст. ст. 201-265), 25 (ст.
ст.266-360) июня 1996 года, № 113, 114, 115, 118
- Федеральный закон от
25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации" // Российская
газета от 31 июля 2002 года, № 140
- Федеральный закон от
15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
// Российская газета от 22 августа 1996 года,
№ 159
- Федеральный закон от
12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных
гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" // Российская газета ото
15 июня 2002 года, № 106
- Федеральный закон от
11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" //
Российская газета от 14 июля 2001 года, №
133
- Федеральный закон от
19 февраля 1993 года № 4528-1 "О беженцах" // Ведомости
Съезда народных депутатов Российской
Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации от 25 марта 1993 года, № 12, ст.425
- Федеральный закон
от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ "Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации" // Российская газета от 5
июня 2002 года, № 100
- Федеральный закон от
27 мая 2003 года № 58-ФЗ "О системе государственной службы
Российской Федерации" // Российская
газета от 31 мая 2003 года, № 104
- Указ Президента Российской Федерации от
19 июля 2004 года № 928 "Вопросы Федеральной миграционной
службы" // Российская газета от 21 июля
2004 года, № 154
- Указ Президента Российской Федерации от
21 июня 1997 года № 746 "Об утверждении Положения о
порядке предоставления Российской Федерацией
политического убежища" // Российская
газета от 29 июля 1997 года
- Постановление Правительства Российской Федерации от
1 ноября 2002 года № 789 "Об утверждении Положения о
выдаче иностранным гражданам и лицам
без гражданства разрешения на временное
проживание" // Российская газета от
13 ноября 2002 года, № 215
- Постановление Правительства Российской Федерации от
11 октября 2002 года № 754 "Об утверждении перечня территорий,
организаций и объектов, для въезда на
которые иностранным гражданам требуется
специальное разрешение" // Российская
газета от 16 октября 2002 года, № 196
- Постановление Правительства Российской Федерации от
11 октября 2002 года № 755 " Об утверждении перечня объектов
и организаций, в которые иностранные
граждане не имеют права быть принятыми
на работу" // Российская газета от 16
октября 2002 года, № 196
- Постановление Правительства Российской Федерации от
1 ноября 2002 года № 794 "Об утверждении Положения о
выдаче иностранным гражданам и лицам
без гражданства вида на жительство"
// Российская газета от 13 ноября 2002 года,
№ 215
- Постановление Правительства Российской Федерации от
9 июня 2003 года № 335 "Об утверждении Положения об
установлении формы визы, порядка и условий
её оформления и выдачи, продления срока
её действия, восстановления её в случае
утраты, а также аннулирования визы"
// Российская газета от 17 июня 2003 года,
№ 115 (специальный выпуск)
- Постановление Правительства Российской Федерации от
24 октября 2002 года № 769 "Об утверждении Правил
расходования средств на мероприятия
по депортации либо административному
выдворению иностранных граждан и лиц
без гражданства за пределы территории
Российской Федерации при невозможности
установления приглашающей стороны"
// Российская газета от 30 октября 2002 года,
№ 206
- Постановление Правительства Российской Федерации от
30 декабря 2003 года № 793 "О сроке временного пребывания
в Российской Федерации иностранных граждан,
поступающих на военную службу по контракту"
// Российская газета от 13 января 2004 года,
№ 1
- Постановление Правительства Российской Федерации от
22 августа 1998 года № 1003 "Об утверждении Положения
о порядке допуска лиц, имеющих двойное
гражданство, лиц без гражданства, а также
лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов
и реэмигрантов к государственной тайне"
// Российская газета от 4 сентября 1998 года,
№ 170
- Постановление Правительства Российской Федерации от
28 августа 2003 года № 532 "Об утверждении Положения о
пребывании на территории Российской
Федерации иностранных граждан - пассажиров
круизных судов" // Российская газета
от 3 сентября 2003 года, № 174
- Постановление Правительства Российской Федерации от
24 апреля 2003 года № 241 "Об утверждении Положения о
подтверждении иностранным гражданином
или лицом без гражданства наличия средств
для проживания на территории Российской
Федерации и выезда из Российской Федерации
или предъявления гарантий предоставления
таких средств при обращении за визой
либо в пункте пропуска через государственную
границу Российской Федерации" // Собрание
законодательства Российской Федерации
от 28 апреля 2003 года, № 17, ст.1622
- Авакьян С.А.
Россия: гражданство, иностранцы, внешняя
миграция. - СПб.: Издательство "Юридический
центр Пресс", 2003
- Административное право Российской
Федерации: Учебник / Алехин А.П., Кармолицкий
А.А., Козлов Ю.М. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:
Зерцало-М, 2003
- Балашова Н.А.
К вопросу о правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации // Деятельность
правоохранительных органов и государственной
противопожарной службы в современных
условиях: проблемы и перспективы развития.
Тезисы докладов Международной научно-практической
конференции. - Иркутск: Издательство Вост.
- Сиб. Института МВД России, 2003
- Бахрах Р.Н.,
Ренов Э.Н. Административная ответственность
по российскому законодательству. - М.:
Норма, 2004
- Дмитриев Ю.А.
Правовое положение иностранцев в России.
- М., 1997
- Дубровицкий Д.С.
Высылка иностранных граждан за пределы
Российской Федерации: проблемы правового
регулирования // Актуальные проблемы
административного и административно-процессуального
права: Сборник тезисов статей. - М.: Изд-во
Моск. ун-та МВД России, 2003
- Ерпылеева Н.Ю.
Международное частное право. - М.: Издательство
"NOTA BENE", 2005
- Загорулько Е. правовое положение иностранных
граждан в Российской Федерации. - М., 1998
- Калачева С.А.
Вопросы гражданства, въезда, выезда, регистрации
в России и странах СНГ. Издание второе,
дополненное и переработанное. - М.: "Приф-издат",
2003
- Комментарий к Федеральному закону
"О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации" / Под
общ. ред. Шкатуллы В.И. - М.: ЗАО "Юстицинформ",
2004
- Корсик К.А.
Особенности правового положения граждан
в Российской Федерации. - М., 1998
- Лазарев Л.В.,
Марышева И.И., Понтелеева И.В. Иностранные
граждане: правовое положение. - М.: Российское
право, 1992
- Общая теория административно-правового спора: Монография
/ Лупарев Е.Б., Старилов Ю.Н. - Воронеж: Изд-во
Воронежского университета, 2003
- О порядке въезда и пребывания иностранных граждан на территории
Российской Федерации: Справочное пособие
/ Сост.В.И. Рыбаков. - М., 1999
- Права человека, Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А.
Лукашева. - М., 1999
- Правовое положение иностранных граждан в России: Сборник нормативных актов.
- М.: Издательство БЕК, 2006
- Правовой
статус иностранных граждан и юридических
лиц в Российской Федерации / Авакъян С.А.,
Гуров А.И., Иванеев А.И. и др. - М.: Рос. юрид.
издат.д.ом, 1995
- Правовые акты: Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации. Международные документы.
Конвенции / Сост.Г.М. Дехтярь. - М.: Финансы
и статистика, 2005
- Приём на работу иностранных граждан / Т.А.
Стяжкина. - М.: Издательство "Экзамен",
2007
- Рождествина А.А.
Комментарий к Федеральному закону от
25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации".
- Саратов: ООО "Новая правовая культура",
2006
- Степанов А.В.
Некоторые особенности административно-правового
статуса иностранных граждан, получивших
убежище в Российской Федерации // Проблемы
развития российского законодательства:
Сборник статей. - Пермь: Изд-во Пермского
университета, 2002
- Харламова Ю.Н.
Ответственность иностранных граждан
по российскому уголовному праву: Автореф.
дис. канд. юрид. наук. - М., 1998
- Шурухнова Д.Н.
Соотношение между административным выдворением
иностранных граждан и лиц без гражданства
и депортацией // Актуальные проблемы административного
и административно-процессуального права:
Сборник тезисов статей. - М.: Изд-во Московского
университета МВД России, 2003
- Алешин В.В.
Иностранные граждане: проблемы интернирования.
- М.: Юрист, 2000. № 2
- Битиев Р.П.
Правовые режимы, предоставляемые иностранцам
в Российской Федерации // Право и жизнь.
2001, № 33
- Блищенко И.П.
Международное право в правовом государстве
// Международная жизнь, 2005, № 12
- Викторов И.С.
О правовом регулировании и состоянии
законности в сфере труда иностранных
граждан // Трудовое право. - М.: Интел-Синтез,
2003, № 9
- Герасименко Ю.В.
Лица, не являющиеся гражданами России
как субъекты конституционно-правовых
отношений // Государство и право. 2002, №
6
- Дорофеева Ю.А.
Ограничения прав иностранных граждан
и апатридов в Российской Федерации //
Вестник института права СГЭА: Актуальные
проблемы правоведения: Научно-теоретический
журнал. - Самара: Изд-во СГЭА, 2002, № 3
- Зименкова О. Петросян
М. Правовое положение иностранных граждан
- в законе Российской Федерации // Российский
бюллетень по правам человека. - М.: Издательство
Института прав человека, 2002, выпуск 16
- Куракин А.В.
К вопросу об административной ответственности
иностранных граждан и лиц без гражданства
как специальных субъектов административного
права. - М.: Юрист, 2005, № 9
- Лайтман В.И.
Новый этап в развитии российского законодательства
об иностранных гражданах // Юридические
записки Ярославского государственного
университета П.Г. Демидова. - Ярославль:
Изд-во Ярославского университета, 2003,
выпуск 7
- Ледях И.А.
Механизмы защиты прав и свобод граждан
// Права человека: проблемы и перспективы.
- М., 2004
- Минкина Н.И.
Новеллы в законодательстве о труде иностранных
граждан в России // Трудовое право. - М.:
Интел-Синтез, 2003, № 5
- Степаненко В.Е.
Административная ответственность иностранных
граждан и лиц без гражданства за нарушение
правил пребывания в Российской Федерации:
Закон и право. - М.: Юнити-Дана, 2003, № 11
- Сойфер В.Г.
Правовые вопросы труда иностранных. -
М.: Юридический мир ВК, 2003, № 11
- Топорнин Б.Н.
Декларация прав человека: новые подходы
// Права человека: проблемы и перспективы.
- М., 2006
- Тюрин А.Н.
Права и обязанности иностранных граждан
и лиц без гражданства на территории Российской
Федерации // Вестник молодых учёных ПГПУ
им.В.Г. Белинского: Сборник научных статей
студентов, аспирантов. - Пенза: Изд-во
Пензенского университета, 2003, № 2
1 См: Герасименко Ю.В. Лица, не являющиеся
гражданами России, как субъект конституционно-правовых
отношений // Государство и право. 2002. №
6. С. 22.
2 См: ч. 1, 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона
от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации»
// Российская газета от 31 июля 2002 года
№ 140
3 См: Маковский А.Л. «О понятиях «правовое
положение», «правовой статус» иностранцев».
Вступительная статья // Правовое положение
иностранных граждан в России. Сборник
нормативных актов. М.: 1996.
4 См: Романов С.В. «О теоретических основах
правового регулирования статуса иностранцев
в Российской Федерации» // Московский
журнал международного права. 1996. № 2.
5 См: Постановление Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2003 года № 793 «О
сроке временного пребывания в Российской
Федерации иностранных граждан, поступающих
на военную службу по контракту» // Российская
газета от 13 января 2004 года № 1
6 См: Постановление Правительства Российской
Федерации от 28 августа 2003 года № 532 «Об
утверждении Положения о пребывании на
территории Российской Федерации иностранных
граждан – пассажиров круизных судов»
// Российская газета от 3 сентября 2003 года
№ 174
7 См: Постановление Правительства Российской
Федерации от 7 апреля 2003 года № 199 «Об
утверждении Положения о принятии решения
о нежелательности пребывания (проживании)
иностранного гражданина или лица без
гражданства в Российской Федерации и
перечня федеральных органов исполнительной
власти, уполномоченных принимать решение
о нежелательности пребывания (проживания)
иностранного гражданина или лица без
гражданства в Российской Федерации //
Российская газета от 11 апреля 2003 года
№ 69.
8 См: сборник Действующее международное
право т. 1, 2.
9 См: Договор о правовом статусе граждан
одного государства, постоянно проживающих
на территории другого государства // Ведомственное
приложение к «Российской газете» от 12
мая 1998 года.
10 См: Договор между Российской Федерацией
и Республикой Армения о правовом статусе
граждан Российской Федерации, постоянно
проживающих на территории Республики
Армения, и граждан Республики Армения,
постоянно проживающих на территории
Российской Федерации // Собрание законодательства
Российской Федерации от 25 февраля 2002
года № 8, ст. 747.
11 См: Договор между Российской Федерацией
и Туркменистаном о правовом статусе граждан
Российской Федерации, постоянно проживающих
на территории Туркменистана, и граждан
Туркменистана, постоянно проживающих
на территории Российской Федерации //
Собрание законодательства Российской
Федерации от 11 августа 1997 года № 32, ст.
3748.
12 См: Договор между Российской Федерацией
и Республикой Казахстан о правовом статусе
граждан Российской Федерации, постоянно
проживающих на территории Республики
Казахстан, и граждан Республики Казахстан,
постоянно проживающих на территории
Российской Федерации // Собрание законодательства
Российской Федерации от 25 августа 1997
года № 34, ст. 3950.