Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 16:53, контрольная работа
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками. Понятие «налогоплательщик» относится к числу специфических терминов законодательства о налогах и сборах и используется исключительно в значениях, определяемых соответствующими статьями Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговые
агенты — это лица, на которых
в соответствии с действующим
законодательством возложены
Как правило, налоговыми агентами являются лица, выплачивающие другим субъектам доходы:
работодатели;
банки, выплачивающие доходы физическим лицам;
российские организации, осуществляющие выплаты иностранным физическим или юридическим лицам.
Институт налоговых агентов обусловлен потребностью государства осуществлять текущий финансовый контроль за деятельностью налогоплательщиков. Однако налоговые органы не имеют возможности оперативно и постоянно контролировать финансово-хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, поэтому лица, являющиеся источниками доходов, наделяются обязанностями налоговых агентов.
Налоговые агенты согласно ст. 24 НК РФ имеют следующие обязанности:
правильно и своевременно исчислять,
удерживать из денежных средств, выплачиваемых
налогоплательщикам, и перечислять
налоги в бюджетную систему РФ
на соответствующие счета
в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме возникшей недоимки;
вести учет выплаченных налогоплательщику доходов, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе отдельно по каждому налогоплательщику;
представлять в налоговый
в течение четырех лет
Обязанности налоговых агентов
в определенной степени производны
от целей и задач налоговых
органов, поэтому условно налоговых
агентов можно считать
Однако в тех случаях, когда
налоговый агент превышает свои
полномочия относительно исчисления и
удержания налогов или
Статья 52 НК РФ устанавливает одинаковый
порядок исчисления налогов для
налогоплательщиков и налоговых
агентов. Однако порядок уплаты налогов
налоговыми агентами следует отличать
от исчисления налогов налоговыми органами.
Налоговые органы исчисляют налоги
по специальным правилам, предусмотренным
п. 2 ст. 52 НК РФ. Таким образом, налоговые
агенты исчисляют налоги в порядке,
предусмотренном для налого
По итогам отчетного или налогового периода налоговые агенты обязаны исчислить сумму налога, что означает:
исчислить налоговую базу на основе данных бухгалтерского или налогового учета;
определить налоговую ставку, подлежащую применению;
применить налоговые льготы;
определить сумму налога, подлежащую
дальнейшему удержанию у
Следующий элемент налоговой обязанности налоговых агентов — удержание налога — представляет собой уменьшение источником выплаты причитающихся налогоплательщику доходов на величину сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет. В отличие от исчисления налога, которое всегда выражается в активных действиях налогового агента, удержание — это правомерное бездействие, воздержание от совершения каких-либо действий по выплате налогоплательщику исчисленного налога.
При удержании налога налоговым
агентом выплачиваемые
Удержание налоговым агентом налога не влечет смену собственника денежных средств.
Перечисление налогов
Как правило, налоговые агенты сами
являются налогоплательщиками, обязанными
уплачивать установленные для них
налоги. Например, предприятие удерживает
со своих работников налог на доходы
физических лиц и одновременно само
уплачивает взносы в Пенсионный фонд
РФ в качестве налогоплательщика. Налоговые
агенты имеют одинаковые права с
налогоплательщиками. Следовательно,
правовой статус налоговых агентов
имеет двойственную природу. С одной
стороны, налоговые агенты вступают
во взаимоотношения с
Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через своих налоговых представителей.
Российское налоговое право предусматривает две категории представителей:
законные — представители, наделенные соответствующими полномочиями законом или учредительными документами организации;
уполномоченные —
Представителями в налоговых отношениях могут быть физические лица и организации независимо от организационно-правовой формы. Существуют организации, специализирующиеся на представительстве в налоговых отношениях.
Состав законных представителей налогоплательщика — физического лица аналогичен перечню представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ:
относительно
по отношению к опекаемым или подопечным — опекуны или попечители.
Законными представителями организации
выступают его органы, поскольку
юридическое лицо приобретает права
и принимает на себя обязанности
через свои органы, действующие на
основании закона, иных нормативных
правовых актов или учредительных
документов. Законным представителем
организации может выступать
и другое юридическое лицо, отношения
которых оформляются контрактом
или договором поручительства. В
данной ситуации законным представителем,
реально участвующим в
Налоговым кодексом РФ установлено, что действия или бездействие законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, расцениваются в качестве действий или бездействия самой представляемой организации. Таким образом, в российском налоговом праве действия законного представителя аналогичны действиям представляемого, что влечет и тождество юридических последствий: будет ли признано деяние правомерным или нет, виновным или невиновным, есть ли основания для применения смягчающих или отягчающих вину обстоятельств и т.д.
Участие представителя в налоговых
отношениях не исключает возможности
самостоятельного осуществления
Уполномоченным представителем налогоплательщика
может быть физическое или юридическое
лицо, наделенное налогоплательщиком
правом представлять его интересы в
отношениях с налоговыми органами и
иными субъектами налогового права.
Поскольку уполномоченное представительство
возможно только по волеизъявлению налогоплательщика,
то такие отношения оформляются
доверенностью. При этом уполномоченный
представитель организации
Таким образом, отношения между
налогоплательщиком и иным субъектом
по поводу уполномоченного налогового
представительства носят
Налоговым кодексом РФ установлено
правило, согласно которому не могут
быть уполномоченными
В отличие от статуса законного
представителя действия либо бездействие
уполномоченного представителя
не признаются без подтверждения
действиями (бездействием) самого налогоплательщика.
Существует два условия, при наличии
одного из которых поступки уполномоченного
представителя будут
действия совершены на основании и в пределах доверенности, выданной налогоплательщиком;
в случае совершения уполномоченным
представителем каких-либо деяний в
пользу налогоплательщика без
действий (бездействия) самим налогоплательщиком.
Следовательно, неблагоприятные деяния уполномоченного представителя впоследствии могут быть нейтрализованы представляемым субъектом. Вместе с тем поручение участвовать в налоговых отношениях от своего имени другому лицу не снимает с налогоплательщика налоговых обязанностей, а также личной ответственности за противоправные деяния.
Информация о работе Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей