Правовые основы профилактики экстремизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:41, реферат

Описание работы

Экстремизм несет в себе глобальную угрозу мирной жизни сообществ, ставит преграды на пути развития государств, подрывает устои внутренней и международной стабильности, поэтому во всем мире заметно вырос интерес к профилактике экстремизма. Экстремизм проникает во все области общественной жизни: межэтнические, религиозные, экономические, духовные, экологические отношения.
В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм, он становится едва ли не главной угрозой человеку и обществу.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Законодательное закрепление понятий в области профилактики экстремизма.
Глава 2 Нормативно-правовое регулирование вопросов профилактики экстремизма
2.1 Конституция Российской Федерации
2.2 ФЗ -114 «О противодействии экстремистской деятельности»
от 25 июля 2002 г.
2.3 Уголовный кодекс Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат Правовые основы профилактики экстремизма.docx

— 40.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ:

Правовые основы профилактики экстремизма

 

 

 

 

Выполнила:

Заместитель директора

МБОУ «Гимназия №1»

Города Саянска

Гаинцева Е.А.

 

 

 

 

Саянск

2013

Оглавление

Введение

Глава 1  Законодательное  закрепление понятий в области  профилактики экстремизма.

Глава 2 Нормативно-правовое регулирование вопросов профилактики экстремизма 

2.1  Конституция Российской Федерации

2.2   ФЗ -114 «О противодействии экстремистской деятельности»

от 25 июля 2002 г.

2.3 Уголовный кодекс Российской Федерации

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Экстремизм несет в себе глобальную угрозу мирной жизни сообществ, ставит преграды на пути развития государств, подрывает устои внутренней и международной стабильности, поэтому во всем мире заметно вырос интерес к профилактике экстремизма.  Экстремизм проникает во все области общественной жизни: межэтнические, религиозные, экономические, духовные, экологические отношения.

         В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм, он становится едва ли не главной угрозой человеку и обществу.

        Региональный сепаратизм и этнополитические конфликты стали тормозом демократического развития общества, реальной угрозой целостности государства, его национальной безопасности. 
В таких условиях, когда отчетливо просматривается тенденция к расширению масштабов  экстремизма, разработка эффективных политико-правовых мер противодействие ему становится приоритетной государственной и международной задачей.

         Путь цивилизованного решения этих насущных проблем лежит в области политико-правового регулирования и проведения комплексных профилактических мероприятий, с использованием политических, юридических, идеологических, социально-экономических и административных методов. Необходимо использовать весь арсенал политических, экономических и социальных рычагов, способных устранить причины этнополитического экстремизма, способных снизить напряженность и нестабильность в обществе, устранить конфликтные ситуации, способные провоцировать экстремистские проявления. Такая работа должна основываться на демократических нормах международного права и действующей законодательной базе Российской Федерации. 

 

 

Глава 1  Законодательное закрепление  понятий в области профилактики экстремизма.

До настоящего времени  между законодателями, политиками и  учеными идут споры в отношении  определения экстремизма. Причина  кроется в многогранности понятия, сложности охватить все стороны  этого явления одним определением. И, тем не менее, в ряде нормативных  правовых актов даны логические определения  этому явлению. 

Экстремизм — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон [1]. 

В России юридическое определение  экстремистских действий (экстремизма) содержится в ст. 1 Федерального закона № 114-ФЗ от 29.04.2008 «О противодействии  экстремистской деятельности». Понятие  экстремистская деятельность (экстремизм) раскрывается как:

    • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
    • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
    • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
    • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
    • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
    • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
    • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
    • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
    • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
    • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
    • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
    • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
    • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [2]. 

 

Уточняет эти положения  закона Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 11 от 28 июня 2011 г. «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». Согласно указанному Постановлению к числу преступлений экстремистской направленности относятся (прим. 2 ст. 2821 УК РФ) преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (например, статьями 280, 282, 2821, 2822 УК РФ, пунктом «л» части 2 статьи 105, пунктом «е» части 2 статьи 111, пунктом «б» части 1 статьи 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание [3]. 


В Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ также закреплены понятия:

Экстремистская организация  – общественное или религиозное  объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности

Экстремистские материалы  – предназначенные для обнародования  документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению  экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость  осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей  национал-социалистской рабочей  партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие  национальное и (или) расовое превосходство  либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение  какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы [2]. 

Расширяет понятийный спектр по тематике экстремизма Постановление  Пленума Верховного суда Российской Федерации № 11 от 28 июня 2011 г. «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» и Уголовный Кодекс Российской Федерации. В них раскрыты следующие понятия:

Публичные призывы (статья 280 УК РФ), это выраженные в любой  форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая  сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к  осуществлению экстремистской деятельности (выступления людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание  плакатов, размещение обращения в  информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая  сеть Интернет, например на сайтах, в блогах или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п.).

Действия, направленные на возбуждение  ненависти либо вражды, это высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц.

Экстремистское сообщество (статья 2821 УК РФ) - устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности, характеризующаяся наличием в ее составе организатора (руководителя), стабильностью состава, согласованностью действий ее участников в целях реализации общих преступных намерений.

Структурное подразделение (часть) экстремистского сообщества - функционально и (или) территориально обособленная группа, состоящая из двух или более лиц (включая руководителя этой группы), которая осуществляет преступную деятельность в рамках и в соответствии с целями экстремистского сообщества.

Руководство экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями (статья 2821 УК РФ) - осуществление управленческих функций в отношении экстремистского сообщества, его части или структурных подразделений, а также отдельных его участников как при совершении конкретных преступлений экстремистской направленности, так и при обеспечении деятельности экстремистского сообщества.

Участие в экстремистском сообществе (часть 2 статьи 2821 УК РФ) - вхождение в состав такого сообщества и участие в подготовке к совершению одного или нескольких преступлений экстремистской направленности и (или) непосредственное совершение указанных преступлений, а также выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого сообщества (финансирование, снабжение информацией, ведение документации и т.п.) [3]. 

К субъектам противодействия  экстремистской деятельности Федеральный закон от 25 июля 2002 № 114-ФЗ относит: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции.

Профилактика  экстремистской деятельности: в приоритетном порядке осуществление субъектами противодействия экстремистской деятельности в пределах своей компетенции профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских, мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности [2].

  Российским законодательством сформирован достаточно широкий спектр понятий, принципов и направлений, связанных с экстремизмом и противодействием ему. Однако при этом нет четкого законодательного разделения между экстремизмом и экстремистской деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Нормативно-правовое регулирование  вопросов профилактики экстремизма 

Меры профилактического характера  по противодействию экстремизма  содержатся в следующих нормативно-правовых актах, к числу которых можно  отнести:

- Федеральный закон   № 114-ФЗ от 29.04.2008 «О противодействии  экстремистской деятельности».

- "Конституция РФ от 12.11.1993 (с изм. От 09.06.2001)

- Уголовный кодекс  Российской Федерации от 13.06.1996. N 63-ФЗ– Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» от 31.12.2001 г.;

– Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О  средствах массовой информации";

– Федеральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ "Об увековечении победы Советского народа в Великой Отечественной  войне 1941 - 1945 годов";

– Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях";

– "Уголовный Кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ;

– Федеральный закон от 12.06.2001 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации";

– Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и  о религиозных объединениях";

– Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму";

– Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях";

– Указ Президента РФ от 23.03.1995 № 310 "О  мерах по обеспечению согласованных  действий органов государственной  власти в борьбе с проявлениями фашизма  и иных форм политического экстремизма  в Российской Федерации".

- Концепция противодействия  терроризму  в  Российской Федерации

В контексте совершенствования  российского законодательства необходимо отметить, что Президент Российской Федерации потребовал завершить  разработку законопроекта, ограничивающего  прием на  государственную службу и работу с молодежью лиц, имеющих  судимость за экстремизм [8].

На региональном уровне федеральные законы Российской Федерации развиваются и уточняются применительно к местным условиям. К настоящему времени разработаны и действуют множество региональных  нормативных правовых актов, регулирующих профилактику экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений [4].

В Иркутской области Постановлением правительства № 260-ПП от 28 мая 2012 г.  утверждена долгосрочная целевая программа Иркутской области «Комплексные меры профилактики экстремистских проявлений» на 2012-2015 годы. Программа направлена на обеспечение защиты прав и свобод граждан, формирование толерантного поведения, совершенствование системы профилактических мер антиэкстремистской направленности, предупреждение ксенофобных проявлений [7].

Информация о работе Правовые основы профилактики экстремизма