Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:41, реферат
Экстремизм несет в себе глобальную угрозу мирной жизни сообществ, ставит преграды на пути развития государств, подрывает устои внутренней и международной стабильности, поэтому во всем мире заметно вырос интерес к профилактике экстремизма. Экстремизм проникает во все области общественной жизни: межэтнические, религиозные, экономические, духовные, экологические отношения.
В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм, он становится едва ли не главной угрозой человеку и обществу.
Введение
Глава 1 Законодательное закрепление понятий в области профилактики экстремизма.
Глава 2 Нормативно-правовое регулирование вопросов профилактики экстремизма
2.1 Конституция Российской Федерации
2.2 ФЗ -114 «О противодействии экстремистской деятельности»
от 25 июля 2002 г.
2.3 Уголовный кодекс Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Рассмотрим основные правовые акты в сфере профилактики экстремистских проявлений.
2.1 Конституция РФ
Основополагающим правовым актом в сфере профилактики экстремизма является Конституция Российской Федерации (1993 г.). В статье 13 первой главы Конституции запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены, в том числе на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
В п.1 ст. 26 отмечается: каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Согласно п.2 ст.26 каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
В соответствии с п. 3. ст. 68 Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Статья 69 Конституции гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Конституция также закрепляет нормы регулирования межрелигиозных отношений. В ст. 14 говорится, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Согласно п 2. ст. 29 не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства [5].
2.2 ФЗ-114 «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г.
Другим нормативным актом, регламентирующим
деятельность органов государственной
власти и институтов гражданского общества
в сфере профилактики межэтнических
и межконфессиональных
В этом законе определены основные направления профилактики экстремизма, ими являются:
В Федеральном законе от 25 июля 2002 № 114-ФЗ закреплены основополагающие принципы противодействия экстремизму: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, гласность, приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации, приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности, неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
Законом установлена ответственность:
общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности;
средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности;
должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности (Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе);
организаторов массовых акций (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований) за несоблюдение ими требования - не допускается осуществление экстремистской деятельности во время массовых акций;
граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности
Законом запрещено:
– использование сетей
связи общего пользования для
осуществления экстремистской
– издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков экстремизма [2].
2.3. Уголовный Кодекс РФ
Профилактические меры противодействия экстремизму также закреплены в Уголовном кодексе Российской Федерации. Статьи 282-1, 282-2 УК РФ предусматривают ответственность за организацию экстремистского сообщества и организацию деятельности экстремистской организации. К числу общественно опасных деяний законодатель отнес преступления экстремистской направленности, предусмотренные ст.ст. 148, 149, 213, 214, 243, 244, 280, 282 УК РФ, в случае если они совершены по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Частью 1 ст. 213 УК РФ хулиганство определяется как грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
Статьей 282 УК РФ определена ответственность за преступления, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, например, оскорбления, ограничения в правах, депортация и т.д. Обязательным признаком объективной стороны является способ, деяние должно быть совершено публично или с использованием средств массовой информации. Преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Субъектом является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Преступление относится к категории средней тяжести.
Статьей 282.2 УК РФ определена ответственность за организацию экстремистской деятельности экстремистской организации. Однако правоприменение этой статьи требует законодательного определения статуса сети «Интернет» в качестве «средства массовой информации», это позволит более эффективно бороться с распространением экстремистских призывов и сведений с использованием сети [6].
Заключение
В последние годы во многих странах наблюдается рост экстремистских настроений среди населения, происходит радикализация общественных отношений, учащаются случаи проявлений экстремизма с резонансными общественными последствиями.
В России проблема экстремизма обозначилась намного раньше, чем на Западе, она охватила межэтнические, межконфессиональные и миграционные отношения, проникла во все слои общества, особенно в молодежную среду. Конфликты в регионах с применением насилия, организованные выступления фанатов, кровавые этнические разборки являются ярким подтверждением тому. Все это подняло проблему профилактики экстремизма на уровень приоритетного направления государственной политики. Вопросы профилактики экстремизма находятся в центре внимания политической власти: разработано законодательство в сфере противодействия экстремизму, сформированы институты противодействия экстремизму, к решению проблем экстремизма привлечены церковь и политические партии, силовые ведомства проводят активную работу в этом направлении.
Таким образом, в России к
настоящему времени сформирована достаточно
обширная нормативно-правовая база профилактики
экстремизма, которая охватывает широкий
круг вопросов. Однако в ней имеется
немало лакун, которые требуют
Антонян Ю.В. считает, что недостатки российского законодательства во многом вызваны тем обстоятельством, что законы разрабатывались как бы вдогонку ситуации и, как следствие, формировалась фрагментарная нормативная база. В этой связи дальнейшие шаги развития законодательства в сфере противодействия экстремизму требуют разработки научно-обоснованной методологии противодействия экстремизму, создающей целостное представление о самом явлении «экстремизм» и подходах противодействия (в том числе и профилактики) ему с учетом глобальных и национальных изменений.
Список литературы
Информация о работе Правовые основы профилактики экстремизма