Правовые основы профилактики экстремизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:41, реферат

Описание работы

Экстремизм несет в себе глобальную угрозу мирной жизни сообществ, ставит преграды на пути развития государств, подрывает устои внутренней и международной стабильности, поэтому во всем мире заметно вырос интерес к профилактике экстремизма. Экстремизм проникает во все области общественной жизни: межэтнические, религиозные, экономические, духовные, экологические отношения.
В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм, он становится едва ли не главной угрозой человеку и обществу.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Законодательное закрепление понятий в области профилактики экстремизма.
Глава 2 Нормативно-правовое регулирование вопросов профилактики экстремизма
2.1 Конституция Российской Федерации
2.2 ФЗ -114 «О противодействии экстремистской деятельности»
от 25 июля 2002 г.
2.3 Уголовный кодекс Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат Правовые основы профилактики экстремизма.docx

— 40.08 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим основные правовые акты в сфере профилактики экстремистских проявлений.

 

2.1 Конституция  РФ

Основополагающим правовым актом  в сфере профилактики экстремизма  является Конституция Российской Федерации (1993 г.). В статье 13 первой главы Конституции запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены, в том числе на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В п.1 ст. 26 отмечается: каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто  не может быть принужден к определению  и указанию своей национальной принадлежности. Согласно п.2 ст.26 каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

В соответствии с п. 3. ст. 68 Российская Федерация гарантирует  всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий  для его изучения и развития.

Статья 69 Конституции гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Конституция также закрепляет нормы  регулирования межрелигиозных отношений. В ст. 14 говорится, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Согласно п 2. ст. 29 не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства [5].

2.2 ФЗ-114 «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г.

Другим нормативным актом, регламентирующим деятельность органов государственной  власти и институтов гражданского общества в сфере профилактики межэтнических  и межконфессиональных отношений, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет правовые и организационные основы профилактики экстремистской деятельности, устанавливает ответственность за ее осуществление.

В этом законе определены основные направления профилактики экстремизма, ими являются:

  • объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, данная мера используется при наличии в прокуратуре достоверных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности. Предостережение направляется руководителю общественного или религиозного объединения в письменной форме;
  • вынесение предупреждения в письменной форме общественному или религиозному объединению в случае выявления фактов наличия в их деятельности признаков экстремизма;
  • предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через средства массовой информации;
  • приостановление деятельности общественных и религиозных объединений в случае осуществления ими экстремистской деятельности.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 № 114-ФЗ закреплены основополагающие принципы противодействия экстремизму: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, гласность, приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации, приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности, неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Законом установлена ответственность:

 общественных и религиозных  объединений, иных организаций  за осуществление экстремистской деятельности;

средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности;

должностных лиц, государственных  и муниципальных служащих за осуществление  ими экстремистской деятельности (Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе);

организаторов массовых акций (собраний, митингов, демонстраций, шествий  и пикетирований) за несоблюдение ими  требования - не допускается осуществление  экстремистской деятельности во время  массовых акций;

граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц  без гражданства за осуществление  экстремистской деятельности

Законом запрещено:

 – использование сетей  связи общего пользования для  осуществления экстремистской деятельности;

– издание и распространение  печатных, аудио-, аудиовизуальных и  иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков экстремизма [2].

2.3. Уголовный  Кодекс РФ

Профилактические меры противодействия  экстремизму также закреплены в Уголовном кодексе Российской Федерации. Статьи 282-1, 282-2 УК РФ предусматривают ответственность за организацию экстремистского сообщества и организацию деятельности экстремистской организации. К числу общественно опасных деяний законодатель отнес преступления экстремистской направленности, предусмотренные ст.ст. 148, 149, 213, 214, 243, 244, 280, 282 УК РФ, в случае если они совершены по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Частью 1 ст. 213 УК РФ хулиганство определяется как грубое нарушение общественного  порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением  оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Статьей 282 УК РФ определена ответственность  за преступления, направленные на возбуждение  ненависти либо вражды, а равно  унижение человеческого достоинства  либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, например, оскорбления, ограничения в правах, депортация и т.д. Обязательным признаком объективной стороны является способ, деяние должно быть совершено публично или с использованием средств массовой информации. Преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Субъектом является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Преступление относится к категории средней тяжести.

Статьей 282.2 УК РФ определена ответственность  за организацию экстремистской деятельности экстремистской организации. Однако правоприменение этой статьи требует законодательного определения статуса сети «Интернет» в качестве «средства массовой информации», это позволит более эффективно бороться с распространением экстремистских призывов и сведений с использованием сети [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В последние годы во многих странах наблюдается рост экстремистских настроений среди населения, происходит радикализация общественных отношений, учащаются случаи проявлений экстремизма с резонансными общественными последствиями.

В России проблема экстремизма обозначилась намного  раньше, чем на Западе, она охватила межэтнические, межконфессиональные  и миграционные отношения, проникла во все слои общества, особенно в  молодежную среду. Конфликты в регионах с применением насилия, организованные выступления фанатов, кровавые этнические разборки являются ярким подтверждением тому. Все это подняло проблему профилактики экстремизма на уровень приоритетного направления государственной политики. Вопросы профилактики экстремизма находятся в центре внимания политической власти: разработано законодательство в сфере противодействия экстремизму, сформированы институты противодействия экстремизму, к решению проблем экстремизма привлечены церковь и политические партии,  силовые ведомства проводят активную работу в этом направлении.

Таким образом, в России к  настоящему времени сформирована достаточно обширная нормативно-правовая база профилактики экстремизма, которая охватывает широкий  круг вопросов. Однако в ней имеется  немало лакун, которые требуют законодательного решения, к основным из них относятся: необходимость уточнения понятийного аппарата, касающегося  вопросов экстремизма, причисления сети Интернет к средствам массовой информации и коммуникации, устранения фрагментарности в правовом пространстве по вопросу профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.

Антонян Ю.В. считает, что недостатки российского законодательства во многом вызваны тем обстоятельством, что законы разрабатывались как бы вдогонку ситуации и, как следствие, формировалась фрагментарная нормативная база. В этой связи дальнейшие шаги развития законодательства в сфере противодействия экстремизму требуют разработки научно-обоснованной методологии противодействия экстремизму, создающей целостное представление о самом явлении «экстремизм» и подходах противодействия (в том числе и профилактики) ему с учетом глобальных и национальных изменений.

Список  литературы

  1. Закон от 10 Января 2003 г. N 3-ФЗ "О РАТИФИКАЦИИ ШАНХАЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ, СЕПАРАТИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ" (принят ГД ФС РФ 20.12.2002)
  2. Федеральный закон  № 114-ФЗ от 29.04.2008 «О противодействии экстремистской деятельности».
  3. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 11 от 28 июня 2011 г. «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».
  4. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12053950/
  5. Конституция РФ
  6. 6. Уголовный кодекс РФ
  7. В Иркутской области Постановлением правительства № 260-ПП от 28 мая 2012 г.  утверждена долгосрочная целевая программа Иркутской области «Комплексные меры профилактики экстремистских проявлений» на 2012-2015 годы.
  8. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=50169
  9. Антонян Ю.М. Экстремизм и его причины/Ю.М. Антонян. – М.: Логос, 2010. – 288 с.
  10. Красинский, В.В. Об основных проблемах применения ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»/В.В. Красинский// Закон и право. – 2003. - №8. – С.22-31.

 

 


Информация о работе Правовые основы профилактики экстремизма