Правовые основы управления образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:55, реферат

Описание работы

На сегодняшний день вопросы образования и образовательной сферы, правовой основы управления образования, нарушения законодательства в образовательной сфере и проблема юридической ответственности являются одними из приоритетных в обществе и государстве. Актуальным является вопрос об установлении административной ответственности за нарушения образовательными организациями и их должностными лицами прав граждан в сфере образования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
1. Понятие и задачи образования в Российской Федерации…………………..4
2. Правовая основа государственного управления в сфере образования Российской Федерации……………………………………………………………..6
3. Установление административной ответственности за нарушение законодательства в области образования……………………….…………………..….9
Заключение …….…………………………………………………………………………………14
Библиографический список………………………………………….………………………15

Файлы: 1 файл

административное право.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

 

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

 

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Выполнил:

Тураносова Надежда Николаевна

 

Проверил:

Зав. кафедрой административного

и служебного права, профессор

Оксана Васильевна Шмалий 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………2

1. Понятие и  задачи образования в Российской  Федерации…………………..4

2. Правовая  основа государственного управления  в сфере образования Российской Федерации……………………………………………………………..6

3. Установление административной ответственности за нарушение законодательства в области образования……………………….…………………..….9

 

Заключение …….…………………………………………………………………………………14

 

Библиографический список………………………………………….………………………15

 

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день вопросы образования и образовательной сферы, правовой основы управления образования, нарушения законодательства в образовательной сфере и проблема юридической ответственности являются одними из приоритетных в обществе и государстве. Актуальным является вопрос об установлении административной ответственности за нарушения образовательными организациями и их должностными лицами прав граждан в сфере образования.

Для любого современного общества, одной из самых актуальных проблем является проблема образования. Сейчас она становится все серьезней и острей. «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной» - гласит пункт 1 статьи 1 ФЗ «Об образовании».

Реформа в сфере образования  ведет к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений, поэтому содержание образования с разноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникает ряд сложных проблем: отсутствие четких требований к управленцам, нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг и др. Все это негативно влияет на систему образования.

Правовые основы занимают ведущее место в управлении образования и реформировании сферы образования в целом.

Актуальность темы заключается в том, что в законодательстве Российской Федерации об образовании содержатся правовые нормы, закрепляющие права граждан в сфере образования, в том числе права обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также законодательные положения, устанавливающие обязанность органов государственной власти и образовательных учреждений исполнять требования установленные законодательством об образовании, но данные нормы в большинстве своем не подкрепляются санкциями за их нарушение или невыполнение. В большинстве своем, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, устанавливающие ответственность за неисполнение законодательства об образовании. Это обстоятельство затрудняет предотвращение и ликвидацию нарушений законодательства об образовании, препятствует эффективному осуществлению государственных функций по контролю и надзору в сфере образования.

1. Понятие и задачи образования в Российской Федерации.

 

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в  интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных  государством образовательных уровней (образовательных стандартов). [18,9]. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Система образования  в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих элементов:

- образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления в области образования и подведомственных им учреждений и организаций.

На протяжении длительного  периода сфера образования регулировалась методами административного права: в дореволюционной России образовательная  деятельность рассматривалась как одна из составляющих полицейской деятельности Правительства, а в советские годы образовательное законодательство формировалось преимущественно как специальная часть административного законодательства, в центре которого стояли проблемы государственного управления сферой образования.

Сфера образования, призванная осуществлять передачу знаний от одного поколения к другому, социологами  и учеными-педагогами традиционно  признается основным социальным институтом.

Государство в лице органов  управления образованием осуществляет контроль за наличием у образовательных учреждений необходимых средств для ведения образовательной деятельности (например, для того чтобы осуществлять образовательную деятельность, необходимо иметь лицензию);

Задачи образования включают:

- реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны;

- приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права;

- подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений;

- социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений;

- обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования;

- формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях.

Таким образом, можно  сделать вывод, что образование  находится в сфере первоочередных государственных интересов. От состояния  образовательной системы во многом зависит будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в связке с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовая основа государственного управления в сфере образования Российской Федерации.

 

Государственное управление в области образования осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

В комплекс законодательства Российской Федерации в области  управления образованием, в первую очередь необходимо включить Конституцию  Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании», а также принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные акты. Так, например, можно выделить:

- Федеральный закон  от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О  послевузовском профессиональном  образовании»

- Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2011)

- Федеральный закон  от 10 апреля 2000 г. №51-ФЗ "Об утверждении  Федеральной программы развития  образования" (с изменениями от 26 июня 2007 г.)

В эту же группу можно включить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области управления образованием.

Федеральные законы в  области управления образованием, в  соответствии со ст. 3 Закона «Об образовании»:

1) разграничивают компетенцию и ответственность в области образования Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) регулируют в рамках  установленной федеральной компетенции  вопросы отношений в области  образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

3) вводят общие установочные  нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области управления образованием законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Отношения по поводу урегулирования вопросов управления образованием наряду с законодательными актами могут регулироваться нормативными указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить вышеназванному Закону «Об образовании» и иным федеральным законам. Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные управлению образованием, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации.

В комплекс нормативных  актов об управлении образованием входят также многочисленные акты соответствующих министерств и ведомств. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (с изменениями на 17 марта 2009 г.).

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации  общие вопросы воспитания, образования  и науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации.

Содержание  государственного управления в данной сфере заключается в том, что  федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  определяют соответствующие приоритетные направления развития образования и науки, обеспечивают формирование системы педагогических и научных организаций, осуществление межотраслевой координации образовательной, научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию образовательных, научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции образования и науки, реализацию достижений науки и техники [20,59].

Закон Российской Федерации «Об образовании»  от 10 июля 1992 года относится к базовому в сфере образования. Как и всякий иной закон, он обладает высшей (после Конституции РФ) юридической силой. Более того, в числе упоминавшихся базовых образовательных законов, этот закон играет роль  своего рода «коренника», на которого ориентируются и остальные законодательные акты. Он направлен на урегулирование системы общественных отношений, складывающихся в образовании. В нем регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.

Данный закон  Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ внес в базовый закон существенные изменения и дополнения, ставшие основанием для изложения его в новой редакции. С момента принятия закона 76 раз федеральные законодательные акты вносили в него изменения и дополнения (24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля, 10 ноября, 17, 21, 27 декабря 2009 г., 8 мая, 17 июня, 27 июля, 28 сентября, 8 ноября, 8, 28, 29 декабря 2010 г., 2 февраля, 3, 16, 17, 27 июня, 1, 18 июля, 8, 16 ноября, 3 декабря 2011 г., 28 февраля, 1 апреля, 10 июля, 12 ноября 2012 г.) [3].

Закон «Об образовании» имеет сложную структуру и состоит из 6 глав, объединяющих собой 58 статей.

Первую главу «Общие положения» составляют общие нормы и принципы, действующие в сфере образования. Они регулируют отношения, связанные с определением и закреплением принципов государственной политики, задач органов образования, государственных гарантий прав граждан на образование.

Вторая глава «Система образования» определяет совокупность компонентов, образующих систему образования РФ, формы получение образования, их виды и ступени образования.

Информация о работе Правовые основы управления образования