Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:55, реферат
На сегодняшний день вопросы образования и образовательной сферы, правовой основы управления образования, нарушения законодательства в образовательной сфере и проблема юридической ответственности являются одними из приоритетных в обществе и государстве. Актуальным является вопрос об установлении административной ответственности за нарушения образовательными организациями и их должностными лицами прав граждан в сфере образования.
Введение………………………………………………………………………………2
1. Понятие и задачи образования в Российской Федерации…………………..4
2. Правовая основа государственного управления в сфере образования Российской Федерации……………………………………………………………..6
3. Установление административной ответственности за нарушение законодательства в области образования……………………….…………………..….9
Заключение …….…………………………………………………………………………………14
Библиографический список………………………………………….………………………15
В третьей главе «Управление системой образования» содержатся нормы, регулирующие отношения, связанные с распределением компетенции Российской Федерации и ее субъектов, местных органов самоуправления и образовательных учреждений в области образования и компетенции иных органов.
Нормы главы четвертой «Экономика системы образования» определяют основные источники поступления финансовых и материальных средств на нужды образования. В контексте современных реалий, опосредованных сложными и противоречивыми реформаторскими процессами в сфере образования, эта глава закона приобретает особе значение.
Социальные гарантии реализации прав граждан на образование составляет содержание пятой главы, актуальность которой в настоящее время исключительно высока. Здесь закрепляются права обучающихся и воспитанников, права и обязанности родителей, работников образовательных учреждений.
Наконец, глава шестая регулирует отношения в области внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества образовательных учреждений, что также значимо в контексте присоединения России к Болонской декларации о высшем образовании.
Одна из наиболее значимых особенностей Закона РФ «Об образовании» состоит в том, что в нем четко определены и сформулированы главные задачи образовательного законодательства (ст. 4).
3. Установление административной ответственности за нарушение законодательства в области образования.
В настоящее
время в связи с процессом
дальнейшей модернизации российского
образования все большую
Актуальным является вопрос об установлении административной ответственности за нарушения образовательными организациями и их должностными лицами прав граждан в сфере образования. Анализ законодательства об административных правонарушениях показал, что в нем уже содержатся правовые нормы, устанавливающие ответственность за правонарушения, характерные также и для сферы образования.
В их числе представляется целесообразным выделить следующие:
-отказ в предоставлении
гражданину информации (в соответствии
со статьей 5.39 Кодекса об административных
правонарушениях РФ). Эта статья
направлена на обеспечение
-нарушение установленного
законом порядка сбора,
Законодательством установлены требования к порядку сбора, хранения, использования и распространения персональных данных граждан, в основе которых лежит конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни. Нарушение указанных требований возможно и в сфере образования, как при осуществлении сбора информации об обучающихся, их родителях (законных представителях), так и последующих действиях, совершаемых с этой информацией, и выражается, как правило, в передаче информации об обучающихся и (или) их родителях третьим лицам без согласия заинтересованных лиц; [7]
-нарушение порядка
изготовления, использования, хранения
или уничтожения бланков,
-осуществление
деятельности, не связанной с
извлечением прибыли, без
Кроме того, Кодекс
об административных правонарушениях
Российской Федерации содержит ряд
статей, предусматривающих
Административная ответственность за правонарушения в области образования устанавливается в виде административного штрафа, налагаемого на граждан, должностных и юридических лиц, а также дисквалификации должностных лиц.
Установление
ответственности за нарушения законодательства
об образовании будет способствова
Федеральный Закон
Российской Федерации от 3 июня 2009 года
№ 104 "О внесении изменений в
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях в части
Глава 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была дополнена статьей 5.57 "Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций". В ней говорится следующее:
-нарушение или
незаконное ограничение права
на образование, выразившиеся
в нарушении или ограничении
права на получение
-нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
-нарушение или
незаконное ограничение права
на образование, выразившиеся
в нарушении или ограничении пр
Глава 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была дополнена статьей 19.30 "Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса". Она содержит следующие нормы:
-нарушение установленных
законодательством Российской
-реализация
не в полном объеме
-выдача образовательными
организациями, не имеющими
-умышленное
искажение результатов
-нарушение установленного
законодательством Российской
-выдача образовательными
организациями, не имеющими
Также в пункт 7 статьи 12 Закона "Об образовании" была внесена поправка о том, что в представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается.
Введение административной ответственности за перечисленные выше виды нарушений было необходимо и должно было повлечь предоставление должностным лицам уполномоченных государственных органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере образования, полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Образовательное законодательство
имеет своей задачей
Правовой основой управления в сфере образования является Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», и другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.