Предмет "Административного права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы:
определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 5
2.МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 36.36 Кб (Скачать файл)

   Кроме того, по кругу регулируемых общественных отношений, т.е. по предмету отрасли действующего права, они нередко оказываются весьма близкими, а иногда даже совпадают в своих основных проявлениях (например, имущественные отношения, а также отношения в сфере охраны природной среды, предпринимательской деятельности и т.п.). Поэтому метод регулирования часто выступает в роли определяющего критерия при разграничении правовых отраслей.

    Проблема методов правового регулирования дискуссионна. До сих пор имеются два принципиально различных подхода к пониманию их содержания: а) каждая правовая отрасль помимо предмета имеет и свой собственный метод; б) все отрасли права используют в регулятивных целях единые правовые средства, заложенные в самой природе права. Предпочтительной представляется вторая позиция»10.

      Любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования, следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в совокупности составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.

    «Предписания – возложение на  лиц прямой юридической обязанности  совершать те или иные действия  в условиях, предусмотренных правовой  нормой.

     Запреты – возложение на лиц  прямой юридической обязанности  не совершать те или иные  действия в условиях, предусмотренных  правовой нормой.

      Дозволения – юридическое разрешение  совершать в условиях, предусмотренных  правовой нормой, те или иные  действия либо воздержаться от  их совершения по своему усмотрению»11. Указанные правовые средства используются с учетом особенностей предмета отрасли административного права. Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты).

     Суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:

    «а) установление определенного порядка  действий - предписание к действию в соответствующих условиях и  надлежащим образом, предусмотренным  данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует  норма. Так, в Кодексе об административных правонарушениях установлено, что  административные наказания могут  быть наложены (должны быть наложены) не позднее двух месяцев со дня совершения проступка. Превышение этого срока  не позволяет применять к виновному  меры административной ответственности;

    б) запрещение определенных действий под  страхом применения соответствующих  юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем  должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение  данного запрета дисциплинарную ответственность;

    в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод  рассчитан на регулирование поведения  должностных лиц, причем последние  не вправе уклоняться от такого выбора. Это - "жесткий" вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности  при решении, например, вопроса о  применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;

    г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать  предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет  место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает  как противоправные. Это - "мягкий" вариант дозволения. В связи с  этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами  официального разрешения на совершение определенных действий. Разрешительный метод является наиболее перспективным;

    д) допуск в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (процессуальное равенство)»12.

    Таким образом, можно сделать вывод  о том, что во всех вариантах регулирующего  воздействия административное право  проявляет себя властно, независимо от конкретной формы выражения властности (предписание, запрет, дозволение или  разрешение).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Определив предмет и метод административного  права, можно придти к выводу о  том, что данная проблема  связана, прежде всего, с глубокими политическими  и социально-экономическими реформами, происходящими в России.

   Прежде  всего, изменения сущности административного  права в современных условиях связаны, прежде всего, со становлением Российской Федерации как демократического федеративного правового государства.

   Так, изменение политической системы  повлекло за собой изменение положения  в обществе и государстве личности, гражданина – он, его права и  свободы стали высшей ценностью. Гуманизация всех институтов государства и общества, перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека привели к пересмотру концепции взаимоотношений государства и гражданина. Вместо признаваемого приоритета общественных, государственных интересов над личными в основу положена концепция приоритета личности, взаимной ответственности государства и гражданина.

   Переход к рыночным отношениям в экономике  повлиял и на сущность административного  права. Возникновение многообразия форм собственности потребовало  и равной защиты со стороны государства  всех ее видов, государственного регулирования  новых экономических процессов.

   Стало ясно, что без государственного регулирования, и, прежде всего административно-правового, экономические проблемы решить невозможно. Государство с помощью административного  права стало усиливать свое воздействие  на экономику, облекая экономические  механизмы – цена, прибыль, налог, пошлина, квота, кредит и т.д. –  в  административно-правовую форму, т.е. пошло  по пути, по которому идут все развитые страны.

   Таким образом,  в регулируемых административным правом отношениях главным является позитивное воздействие на регулируемые общественные связи, причем на первый план, как было отмечено ранее, выдвигаются  отношения аппарата государственного управления с гражданами. Следовательно, практическая реализация провозглашенных Конституцией РФ демократических прав и свобод личности осуществляется органами и должностными лицами, представляющими исполнительную власть, и при наличии механизма административно-правового регулирования.

   Исходя  из всего ранее сказанного, можно  сделать вывод о том, что понимание  предмета и метода административного  права дает нам представление  о сущности и месте административного  права в системе юридических  отраслей знаний, отражая тенденции  его развития в современных российских условиях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

      1. Нормативно-правовые акты и другие  официальные документы

     1.1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.03.2004) // Российская газета. – 1993. – № 237. 

                  2. Специальная литература

   2.1    Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. - изд., 2-е перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005.- 703 с.

  2.2    Алехин, А.П., Козлов, Ю.М. Административное право Российской Федерации. Сущность и основные институты административного права: Учебник / А.П. Алехин, Ю.М. Козлов.- М., 1995. - 467 с.

  2.3  Бахрах, Д.Н . Административное права России: Учебник для вузов/ Д.Н. Бахрах. – М.: Норма, 2000.- 640 с.

  2.4 Василенко, И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие / И.А. Василенко .-Изд. 2-е . перераб. и доп.— М.: Логос, 2001.- 200 с.

  2.5     Звоненко, Д.П., Малумов,  А.Ю. Административное право: Учебник / Д.П. Звоненко, А.Ю. Малумов.   Юстицинформ, 2007 г.- 178 с. 


Информация о работе Предмет "Административного права"