Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 18:18, контрольная работа
Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта нормативного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регулирования могут быть различные социальные нормы: морали, права, общественных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общественные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Предмет административного права как отрасли права………………….5
2.Методы административного права………………………………………….9
3.Система административного права………………………………..............11
4.Место административного права в правовой системе Российской Федерации……………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………17
Контрольная работа на тему:
«Предмет
и метод административного
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Предмет административного права как отрасли права………………….5
2.Методы административного права………………………………………….9
3.Система административного
права……………………………….............
4.Место административного
права в правовой системе Российской Федерации…………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта нормативного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регулирования могут быть различные социальные нормы: морали, права, общественных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общественные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.
Наиболее значимые для общества отношения объективно требуют юридического вмешательства государства и обеспечиваются нормами публичного права, в предмет которого входят: основы государственно – конституционного устройства; функционирование государства и его органов; институты гражданского общества; системы и органы местного самоуправления; правотворческий и правоприменительный процесс; судебная система; международные отношения. Публичное право призвано обеспечивать и охранять общие интересы государства.
Одной из наиболее объемных отраслей российского публичного права является административное право. Административное право часто называют управленческим правом, что обусловлено предметом его правового регулирования. Оно регламентирует управленческую деятельность, широкий круг общественных отношений по поводу организации и деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.
Административное право представляет собой одну из самых сложных, крупных базовых отраслей российского права, так как деятельность органов государственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений.
Человеческое общество всегда нуждалось в управленческом, упорядочивающем общественные отношения и поведение людей воздействии. В этих целях общество создавало субъекты управленческого воздействия, к которым относится, прежде всего, государство, общественные формирования, органы местного самоуправления, а также иные структуры, обеспечивающие управление на уровне семейно-родовых и иных неформальных отношений. Наиболее важные виды управленческой деятельности, такие, как государственное, муниципальное управление, управление общественными объединениями, урегулировано нормами различных отраслей права. Вопросы управления составляют предмет правового регулирования таких отраслей права, как конституционное право, муниципальное право, гражданское право, финансовое право и многих других отраслей права. При изучении административного права мы должны сформировать системное представление и комплекс знаний о государственном управлении как функции исполнительной власти, во всем многообразии форм и методов управленческой деятельности органов государственного управления.
1. Предмет административного права как отрасли права.
Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Характерной особенностью Административное право РФ является регулирование им одновременно материальных и процессуальных отношений.
Следовательно,
предметом административного
Однако административное право не является единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения в сфере действия системы исполнительной власти, хотя “ее нормы и имеют здесь безусловный авторитет”. Какие же именно отношения входят в область интересов административного права?
Исполнительная власть и ее органы выполняют огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и юридической литературе для определения сферы действия административного права используются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть, государственное и муниципальное управление, государственная администрация, административная власть. Все они обозначают понятие, которое складывается из трех основных компонентов. Это:
1) управленческий аппарат (совокупность служащих, административных органов);
2) исполняемая
им деятельность (административная,
исполнительно-
3) используемая им при этом власть.
Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственной администрации, оно обслуживает сферу государственного и муниципального управления.
Административно-правовое регулирование производится посредством:
а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных отношений;
б) формирования новых общественных отношений, соответствующих объективным законам развития общества, положениям Конституции РФ;
в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и других отраслей права;
г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не соответствующих интересам граждан, общества, государства.
Под понятием государственной администрации главным образом подразумеваются:
а) властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных органов;
б) внутриорганизационная деятельность руководителей иных государственных и муниципальных органов (премьер-министра, прокуроров, председателя суда);
в) деятельность судей при рассмотрении ими мелких дел (о мелком хулиганстве, неповиновении и т.п.), предполагающих реализацию не судебной, а административной власти. Конституция РФ закрепляет существование в стране административного, гражданского и уголовного судопроизводства;
г)деятельность иных формирований, осуществляющих административный контроль на основании предоставленных им государством полномочий.
Содержание деятельности органов управления весьма разнообразно. Осуществляя свои функции, исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регулируя, таким образом, деятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых. Примером тому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т. п. Иногда функции управления могут быть столь специфичны, что регламентируются нормами не административного, а других отраслей права, например, трудового, уголовно-процессуального, финансового.
Следовательно, можно ограничить предмет административного права, уточнив, что оно регулирует только те общественные отношения, которые не закреплены за другими отраслями действующего права.
Таким образом,
предмет административного
Следовательно,
предметом административного
Можно определить
следующие основные цели административно-правового
регулирования: 1) создание условий
для эффективной деятельности исполнительной
власти как важного инструмента
обеспечения потребностей граждан,
общества, государства; 2) обеспечение демократической
правовой организации исполнительной
власти; 3) создание в сфере управления
условий для реализации гражданами и их
объединениями предоставленных им прав
и свобод; 4) обеспечение защиты граждан
и общества от административного произвола,
злоупотреблений, некомпетентности и
т. п. служащих государственного аппарата.
В зависимости от конкретных условий возникновения
управленческих отношений можно также
выделить внутренние и внешние функции
административно-правового регулирования:
а) внутренние или
внутрисистемные - это отношения, связанные
с формированием управленческих
структур, определением способов взаимодействия
между ними и их подразделениями,
с распределением обязанностей, прав
и ответственности между
б) внешние отношения - это отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти - на граждан, общественные отношения, коммерческие структуры, в том числе - частные, и т.п.
Наука административного права различает, таким образом, индивидуальных и коллективных субъектов права, речь о которых пойдет ниже.
В рамках своего
предмета административное право
создает определенный правовой режим
организации и деятельности субъектов
исполнительной власти (в соответствии
с их конституционным назначением), а также
поведения всех иных участников регулируемых
управленческих отношений. В этом заключается
основное проявление служебной роли данной
отрасли российского права, ее регулятивная
функция. Ей сопутствует и другая функция
- правоохранительная (
2. Методы административного права.
«Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности».
«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе».
Если обобщить эти определения, то можно дать следующее:
«Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности».
«Предмет правового
Метод административного права — это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.
При помощи метода правового регулирования производится ограничение круга отношений, охватываемых административным правом, от отношений, подчиняющихся другим отраслям права.
В литературе существует
несколько подходов к вопросу
о классификации методов
В современной литературе особо отмечается, что в зависимости от особенностей соотношения дозволения, предписания и запрета различаются три варианта проявления единого метода правового регулирования, т. е. три типа правового регулирования соответствующих отношений. При этом каждый тип правового регулирования представляет собой "конкретный вариант единого метода, в котором один из его элементов выступает в качестве преобладающего, а два других выполняют функцию его обеспечения присущими им возможностями".