Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 18:18, контрольная работа
Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта нормативного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регулирования могут быть различные социальные нормы: морали, права, общественных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общественные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Предмет административного права как отрасли права………………….5
2.Методы административного права………………………………………….9
3.Система административного права………………………………..............11
4.Место административного права в правовой системе Российской Федерации……………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………17
Согласно другой классификации, в теории права выделяются два основных метода правового регулирования — императивный и диапозитивный.
Императивный метод правового регулирования – это метод властных предписаний, характерный, прежде всего для административного права. Этот метод отличается властно – императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права.
Диапозитивный метод (метод координации) в отличие от императивного метода предполагает юридическое равенство участников правоотношений и применяется в основном в гражданском праве. «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».
Одной из современных тенденций в развитии российского законодательства вообще, а административного — в частности является некоторое усиление роли диспозитивного метода правового регулирования, т. е. переход от императивности в управлении к таким формам регламентации, которые позволяют широко использовать и в управленческой практике договорные начала, максимально обеспечивать права и свободы граждан, гарантировать условия для проявления инициативы, творчества, предприимчивости.
3.Система административного права.
Наряду с предметом определяющим признаком самостоятельной отрасли права является ее целостность, взаимосвязь заключенных в ней юридических норм. Целостность системы административного права обеспечивается за счет единства предмета, цели, принципов и метода правового регулирования.
Под системой правового воздействия вообще следует понимать определенный юридический режим регулятивного воздействия, который характеризуется специфическими приемами правового регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, распространяющихся на данную совокупность норм.
Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений.
Система административного права делится на общую и особенную части. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).
В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.
В четырех подотраслях особенной части объединены нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).
4. Место административного права в правовой системе Российской Федерации.
Административное
право, сохраняя свою специфику, выраженную
в его предмете и методе, тесно
взаимодействует с другими
Административное право играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права.
Во – первых, в числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно назвать следующие:
а) сокращение масштабов
централизованного
б) существенное возрастание роли региональных регуляторов;
в) усиление значимости рекомендательных норм;
г) обеспечение
реальной самостоятельности
д) усиление контрольно
– надзорной и
Во – вторых, характеризуя служебную роль административного права, следует принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой его природы. Так, в связи с актуальностью проблемы правоохраны в условиях построения правового общества, административное право усиливает свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере действия механизма исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административно – правовых норм влечет за собой приведение в действие предупредительных, пресекательных и карательных средств административно – принудительного характера. Особая роль среди них отводится институту административной ответственности, а также административного процесса.
Наконец, во многих случаях, административное право не только защищает иные общественные отношения, но и может выступать в качестве их регулятора. Так, действующее российское законодательство использует норма административного права для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и иных отношений. Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным (государственным) правом, которое закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и т.п. В частности, в Конституции провозглашается, что «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина…», которые практически в значительной мере реализуются через сферу государственного управления.
Таким образом, административное право основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно –управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой региональной и местной организации и т.п.
Совместно с гражданским правом административное нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера – в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования.
Аналогично решается вопрос и о соотношении норм административного и трудового права. В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.
Границы действия норм уголовного и административного
права определяются характером и направленностью
соответствующих запретов.
Заключение.
Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата — исполнительной власти.
Административное право — важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в Российской Федерации, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества.
Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.
В заключении следует
отметить, что административное право
частица нашего общества. Все здесь
взаимосвязано и постоянно
Список литературы.
1. «Большой энциклопедический словарь», М.: АСТ, Апреля, 2005, с. 1248
2. Гражданский Кодекс российской Федерации.
3. Губский Е.Ф., Кораблева Г.В. «Философский энциклопедический словарь», М.: Инфра-М, 2006, с. 576.
4. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
5. Ноздрачев А.Ф. «Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г.», Государство и право. - 1996. - № 1. - С. 12-22.
6. Новиков А.М., Новиков Д.А. "Методология", М.: Синтег, 2007, с.668.
7. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Юристь, 2000 г.
8. Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. 2000. № 4. С 244.
9. Сухарев А.Я. . «Большой Юридический словарь 3-е издание», М.: Инфра-М, 2007. С. 858.
.