Предмет и метод административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 18:18, контрольная работа

Описание работы

Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта нормативного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регулирования могут быть различные социальные нормы: морали, права, общественных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общественные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Предмет административного права как отрасли права………………….5
2.Методы административного права………………………………………….9
3.Система административного права………………………………..............11
4.Место административного права в правовой системе Российской Федерации……………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Предмет и метод административного права..doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Согласно другой классификации, в теории права выделяются два основных метода правового регулирования — императивный и диапозитивный. 

Императивный  метод правового регулирования  – это метод властных предписаний, характерный, прежде всего для административного  права. Этот метод отличается властно – императивными  началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права.

Диапозитивный метод (метод координации) в отличие от императивного метода предполагает юридическое равенство участников правоотношений и применяется в основном в гражданском праве. «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

Одной из современных  тенденций в развитии российского  законодательства вообще, а административного  — в частности является некоторое усиление роли диспозитивного метода правового регулирования, т. е. переход от императивности в управлении к таким формам регламентации, которые позволяют широко использовать и в управленческой практике договорные начала, максимально обеспечивать права и свободы граждан, гарантировать условия для проявления инициативы, творчества, предприимчивости.

 

3.Система административного права.

Наряду с  предметом определяющим признаком  самостоятельной отрасли права  является ее целостность, взаимосвязь заключенных в ней юридических норм. Целостность системы административного права обеспечивается за счет единства предмета, цели, принципов и метода правового регулирования.

Под системой правового  воздействия вообще следует понимать определенный юридический режим регулятивного воздействия, который характеризуется специфическими приемами правового регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, распространяющихся на данную совокупность норм.

Административное  право - одна из самых больших и  сложных отраслей правовой системы  России. Это предопределено большим  числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений.

Система административного  права делится на общую и особенную  части. Общая часть включает в  себя нормы, охватывающие управление в  целом, а особенная часть состоит  из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).

В общую часть  входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.

В четырех подотраслях особенной части объединены  нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

 

 

 

 

4.  Место административного права в правовой системе Российской Федерации.

Административное  право, сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно  взаимодействует с другими отраслями  российского права. Характеризуя это  взаимодействие, административное право  охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. 

Административное  право играет в правовой системе  РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например,  от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права.

Во – первых, в числе процессов, влияющих на содержание административного права, можно назвать следующие:

а) сокращение масштабов  централизованного административно-правового  регулирования (как известно, в соответствии с Конституцией РФ 1993 г., «административное и административно – процессуальное законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов»); 

б) существенное возрастание роли региональных регуляторов; 

в) усиление значимости рекомендательных норм; 

г) обеспечение  реальной самостоятельности управленческих подразделений различных уровней; 

д) усиление контрольно – надзорной и правоохранительной, а не распорядительной, функций административного регулирования.

Во – вторых, характеризуя служебную роль административного  права, следует принимать во внимание обстоятельства, вытекающие из самой его природы. Так, в связи с актуальностью проблемы правоохраны в условиях построения правового общества, административное право усиливает свои собственные юридические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере действия механизма исполнительной власти. Несоблюдение или недобросовестное выполнение административно – правовых норм влечет за собой приведение в действие предупредительных, пресекательных и карательных средств административно – принудительного характера. Особая роль среди них отводится институту административной ответственности, а также административного процесса. 

Наконец, во многих случаях, административное право не только защищает иные общественные отношения, но и может выступать в качестве их регулятора. Так, действующее российское законодательство использует норма административного права для обеспечения должной урегулированности налоговых, земельных, трудовых и иных отношений. Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным (государственным) правом, которое закрепляет основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, место ее субъектов в государственном механизме, правовые основы их формирования и т.п. В частности, в Конституции провозглашается, что «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина…», которые практически в значительной мере реализуются через сферу государственного управления.

Таким образом, административное право основывается на нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти, формы и методы государственно –управленческой деятельности, основы ее отраслевой, межотраслевой региональной и местной организации и т.п.

Совместно с  гражданским правом административное нередко регулирует внешнюю сторону  сходных общественных отношений  имущественного характера – в  зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования. 

Аналогично  решается вопрос и о соотношении  норм административного и трудового  права. В то же время наиболее сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.

Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Административное  законодательство является правовой основой  построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата — исполнительной власти.

Административное  право — важнейшая отрасль  правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в Российской Федерации, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества.

Эта отрасль  публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

В заключении следует  отметить, что административное право  частица нашего общества. Все здесь  взаимосвязано и постоянно взаимодействует. Спектр деятельности административного  права очень широк, поэтому и  его роль и значение для регулирования  общественных отношений тоже велико.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

1.     «Большой энциклопедический словарь», М.: АСТ, Апреля, 2005, с. 1248

2.     Гражданский Кодекс российской Федерации.

3.     Губский Е.Ф., Кораблева Г.В. «Философский энциклопедический словарь», М.: Инфра-М, 2006, с. 576.

4.     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

5.     Ноздрачев А.Ф. «Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г.», Государство и право. - 1996. - № 1. - С. 12-22.

6.     Новиков А.М., Новиков Д.А. "Методология", М.: Синтег, 2007, с.668.

7.     Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Юристь, 2000 г.

8.     Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение. 2000. № 4. С 244.

9.     Сухарев А.Я. . «Большой Юридический словарь 3-е издание», М.: Инфра-М, 2007. С. 858.


 

 

 


Информация о работе Предмет и метод административного права