Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 21:33, курсовая работа
Целью данной работы будет определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода нужно определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
ГЛАВА 2.
МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННО ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирский государственный университет
технологий и управления»
(ГОУ ВПО ВСГУТУ)
Институт экономики и права
Юридический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине Административное право
На тему: ПРЕДМЕТ И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Исполнитель: студент дневной формы обучения
ТКАЧЕВА АНЖЕЛИКА АЛЕКСАНДРОВНА
Руководитель работы: __________________
Дата сдачи_____________
Дата защиты___________
Оценка_______
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
ГЛАВА 2.
МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННО ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Главное место в юридической науке и вообще в системе российского права занимает административное право. Оно является ключевой отраслью наравне с гражданским, уголовным и конституционным правом.
Административное право, так сказать составляет основу правового регулирования различных общественных отношений, которые возникают в различных повседневных сферах общественной и государственной жизни.
Административное право современной России должно регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, которые возникают в ее процессе различные управленческие отношения. Их без труда можно найти на разных участках социально-культурной, хозяйственной и даже просто административной работы. Следовательно административное право выполняет роль одного из ярко проявляющихся выразителей, государственных интересов в различных сферах общественно жизни.2
Ученые, когда определяли предмет административного права, отмечали, что оно призвано регулировать общественные отношения, которые соответственно возникали в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.
Но в условиях проводимой административной реформы, такое определение не до конца раскрывает сущность административного права. Поэтому следует согласиться с Л.Л. Поповым, который указывает, что «административное право все в большей мере призвано регулировать отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата».3
Таким образом, целью данной работы будет определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода нужно определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.
Глава 1. Предмет административного права
В юридической науке зародилось мнение о том, что отрасли права отличаются друг от друга, в первую очередь предметом и методом правового регулирования. В литературе существует большое количество мнений на счет содержания и структуры предмета административного права.
Так, Д.Н. Бахрах отмечает, что «предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями».4
Также есть и другое мнение по поводу предмета административного права. Так, по мнению Ю.М. Козлова, «предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:
а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий».5
Ю.М. Козлов рассматривает круг общественных отношений, которые складываются в сфере исполнительной власти, в качестве предмета административного права.
Однако, по мнению Б.Н. Габричидзе, «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право. Где-то в тени остаются гражданин и исполнительная власть; административно-правовая часть статусов гражданина и общественных обязанностей; ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями; контроль за деятельностью органов, звеньев и подразделений исполнительной власти, а также иных административных структур и учреждений».6
В современных условиях нужно показывать его предмет с совершенно новых демократических позиций, соответственно изменить подход к предмету административного права.
Также следует отметить, что административное право представляет собой отрасль правовой системы РФ, которая должна и обязана регулировать важную группу общественных отношений. Главной их особенностью является то, что они появляются и процветают в сфере государственного управления.
В этих общественных отношениях соответственно:
а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
б) непосредственно выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;
в) выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.7
Такого типа общественные отношения принято называть управленческими, которые и составляют предмет административного права.
Эти общественные отношения связаны с государственно-управленческой деятельностью, и их поэтому можно обобщенно назвать управленческими. Осуществляться управление может не только по государственной линии, то в этом случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых и выражается государственная управляющая воля и государственный интерес.
Из этого следует то, что не все общественные отношения, которые являются управленческими, можно отнести к предмету административного права. Отношения образующиеся в результате функционирования негосударственных формирований, не относятся к предмету административного права. Так, назначение внутрипрофсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит в обеспечении необходимой самоорганизации (организация собственных дел), а не в выражении интересов государства.8
Но это не значит, что административное право действует равнодушно к организации и деятельности негосударственных формирований. Его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.
Так сказать, главным характерным признаком для регулятивной роли административного права и в чем в большей степени проявляются его особенности – это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно, административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или – правом управления).9
Свое регулятивное воздействие административное право оказывает на управленческие общественные отношения, придавая им упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государства и общества, характер. В центре его внимания находятся отношения, которые непосредственно возникают в связи с практическим выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности.
Административное право соответственно, регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется тем, что в них безусловно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.
Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой органы и должностные лица исполнительной власти повседневно руководят экономическими, социально-культурными и административно-политическими процессами свойственными для них методами.
Таким образом, органы исполнительной власти и должностные лица можно обозначить специальными субъектами, которые повсеместно участвуют в отношениях, регулируемых административным правом и отношения без их участия не могут относится к предмету административного права.
Глава 2. Метод административного права
Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Ими являются методы правового регулирования общественных отношений. Вместе с предметом они дают наиболее емкую характеристику любой отрасли права, включая и административное.
Метод правового регулирования часто выступает в качестве определяющего критерия при выявлении и разграничении правовых отраслей. Это связано с тем, что по кругу регулируемых общественных отношений, т.е. по предмету отрасли права, они нередко оказываются весьма близкими, а иногда даже совпадают в своих основных проявлениях, поэтому определение метода правового регулирования общественных отношений является немаловажным.
В юридической науке проблема методов правового регулирования является дискуссионной. Ю.М. Козлов полагает, что до сих пор имеются два принципиально различных подхода к пониманию их содержания: «а) каждая правовая отрасль помимо предмета имеет и свой собственный метод; б) все отрасли права используют в регулятивных целях единые правовые средства, заложенные в самой природе права. Предпочтительной представляется вторая позиция».16
Любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в совокупности составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.
Представляется необходимым определить содержание этих средств правового регулирования общественных отношений.
Предписания – возложение на лиц прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Запреты – возложение на лиц прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Указанные правовые средства используются с учетом особенностей предмета отрасли административного права.
Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты). Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне. Последняя обязана подчиниться предписаниям, исходящим от носителя распорядительных прав. Такого рода полномочия не могут находиться в распоряжении обеих сторон; иное превратило бы их в равноправных субъектов.
Административно-правовое регулирование и его механизм – это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая – управляемого (объект управления). Подобного рода отношения всегда предполагают известное подчинение воли управляемых единой управляющей воле, выразителем которой является тот или иной субъект исполнительной власти (исполнительный орган).17
Соответственно административно-правовое регулирование рассчитано преимущественно на такие общественные отношения, в которых исключается юридическое равенство их участников, т.е. здесь преобладает императивный метод (метод властных предписаний).
Следствием этого является то, что административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения. Это волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение. Следовательно, волеизъявление одной стороны неравнозначно волеизъявлению другой. Объясняется это, прежде всего тем, что юридически властные предписания отнесены к компетенции соответствующих субъектов исполнительной власти.