Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2015 в 21:33, курсовая работа
Целью данной работы будет определение совокупности общественных отношений, которые регулируются административным правом, составляющих его предмет, а также совокупности правовых способов, приемов и средств воздействия на те общественные отношения, то есть метода административного права. Тем самым, с помощью предмета и метода нужно определить место административного права как отрасли в системе юридических наук.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
ГЛАВА 2.
МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННО ЛИТЕРАТУРЫ
Необходимо также отметить, что в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например, у нижестоящего органа исполнительной власти).18
Административно-правовое регулирование исходит из наличия официальной государственной инстанции, полномочной решать в одностороннем порядке, но в соответствии с требованиями административно-правовых норм возникающие в рамках регулируемых управленческих отношений вопросы, независимо от того, по чьей инициативе они возникают.
Однако, властность и односторонность, как наиболее существенные признаки административно-правового регулирования, не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств, в результате которых могут возникать управленческие отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений, т.е. их волеизъявлений. Но использование дозволений также предписывается административно-правовыми нормами (например, в виде соответствующих разрешений). Это свидетельствует о том, что метод административного права нередко используется на диспозитивных началах, т.е. предоставления управляющей либо управляемой стороне возможности выбора вариантов поведения в рамках закона. Поэтому следует согласиться с мнением Б.Н. Габричидзе, что «разрешительный метод является достаточно перспективным».19
Таким образом, суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:
а) установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это – «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности;
г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это – «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий;
д) допуск в определенных условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (процессуальное равенство).20
Таким образом, можно сделать вывод о том, что во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно, независимо от конкретной формы выражения властности (предписание, запрет, дозволение или разрешение).
Заключение
Определив предмет и метод административного права, можно придти к выводу о том, административное право в большей мере призвано регулировать отношения возникающие между личность и государством, между гражданином и органами власти, обеспечивая тем самым и охрану прав и свободу граждан в сфере государственного управления.
Административное право регулирует те отношений с участием соответствующих субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных именно на них управленческих функций.
Административное право, будучи самостоятельной отраслью, является по своему характеру фундаментальным правом, тесно взаимосвязанным с другими отраслями права.
Таким образом, в регулируемых административным правом отношениях главным является позитивное воздействие на регулируемые общественные связи, причем на первый план, как было отмечено ранее, выдвигаются отношения аппарата государственного управления с гражданами. Следовательно, практическая реализация провозглашенных Конституцией РФ демократических прав и свобод личности осуществляется органами и должностными лицами, представляющими исполнительную власть, и при наличии механизма административно-правового регулирования.
Исходя из всего ранее сказанного, можно сделать вывод о том, что понимание предмета и метода административного права дает нам представление о сущности и месте административного права в системе юридических отраслей знаний, отражая тенденции его развития в современных российских условиях.
Список использованных источников и литературы
1. Конституция РФ. М., 1993.
2. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. В.К. Бабаева. М.: «Юристъ», 2002.
3. Д.Н. Бахрах. Административное право. Учебник. М., 1995.
4. Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. Административное право. Учебник. М., 2002.
5. А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. Административное право Российской Федерации. Учебник. М., 1999.
6. Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005.
1Теория государства и права. Учебник. / Под ред. В.К. Бабаева. М.: «Юристъ», 2002. С.389-392.
2Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.3-5.
3Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л Попова. М.: «Юристъ», 2005. . С.5.
4Д.Н. Бахрах. Административное право. Учебник. М., 1995. С.3-5.
5А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. Административное право РФ. Учебник. М.,1999. С.24.
6Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. Административное право. Учебник. М., 2002. С.27-28.
7Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.20-23.
8 Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.25.
9Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.27-29.
10Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.33-35.
11 Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.39-42.
12Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.43-45.
13Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.46-47.
14 Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.47.
15Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.49-50.
16Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.53.
17Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.55-56.
18 Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.56.
19Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. Административное право. Учебник. М., 2002. С.34-35..
20Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.55-56.
21Административное право. Учебник. / Под ред. Л.Л. Попова. М.: «Юристъ», 2005. С.61.