Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:53, контрольная работа
Цель контрольной работы работы определяет следующие задачи:
1. Определение понятия, видов, полномочий субъектов административного права в целом;
2. Изучение сущности предприятий и учреждений как субъектов административного права;
3. Исследование основ административно-правового положения предприятий и учреждений.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….2
Понятие и круг субъектов административного права………………………..3
Предприятия и учреждения как субъекты административного права. Понятие и их виды……………………………………………………………..7
Основы административно-правового положения предприятий,
учреждений……………………………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………………17
В Гражданском кодексе РФ обозначены государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113), отнесенные к разновидностям коммерческих организаций и организационно-правовых форм юридических лиц — субъектов гражданского права.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться также в таких организационно-правовых формах, как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. В отличие от унитарных они относятся к корпоративным организациям (см. гл. 4 ГК РФ). С точки зрения ГК эти организации не являются предприятиями, хотя реально в соответствующих формах могут функционировать заводы, фабрики и им подобные организации сферы производства и обращения.
Главное отличие унитарного предприятия в том, что оно не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество с вытекающими из этого определенными законом последствиями. Имущество же иных коммерческих организаций принадлежит им на праве собственности. По сравнению с ними унитарные предприятия ограничены в праве распоряжения закрепленным за ними имуществом.
Унитарные предприятия на правах хозяйственного ведения могут учреждать в качестве юридических лиц дочерние предприятия.
В ГК РФ предприятие рассматривается также как определенный имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132) — объект гражданского права.
Следовательно, понятие предприятия, по ГК РФ, является сугубо специальным, основанным на особенностях гражданско-правового режима имущества, закрепленного за ним собственником, и на признании предприятием определенного имущественного комплекса.
Однако коммерческие организации являются субъектами и объектами других отраслей права (административного, финансового, трудового и др.). Поэтому в правовых актах термин "предприятие" часто употребляется в качестве родового понятия, охватывающего все виды коммерческих организаций, независимо от их организационно-правовых форм как юридических лиц3. Но уже имеются акты, в которых отражена дифференциация организаций, данная в ГК РФ.
Предприятия и учреждения могут быть подразделены на виды по различным основаниям. Они подразделяются в зависимости от:
а) видов собственности — на частные, государственные и муниципальные. Государственные предприятия могут быть федеральными и субъектов Российской Федерации (казенные предприятия могут быть только федеральными); муниципальные — районного, городского, поселкового и сельского значения;
б) от организационно-правовых форм коммерческих организаций — полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества; государственные и муниципальные предприятия; производственные кооперативы.
При
этом унитарными могут быть только
государственные и
Многообразны
виды предприятий, определяемые их отраслевой
производственно-
промышленные предприятия — заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.;
сельскохозяйственные предприятия — кооперативы, совхозы, акционерные общества и др.;
строительные предприятия — строительные управления, кооперативы, мостостроительные поезда и др.;
транспортные предприятия — железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо и другие предприятия железнодорожного транспорта; пароходства, порты и другие предприятия водного транспорта; объединения, аэропорты и другие предприятия гражданской авиации; автопредприятия, автокомбинаты автомобильного транспорта; территориальные управления трубопроводного транспорта и т. д.;
предприятия связи — узлы связи, почтамты, телеграфы, телефонные станции и др.;
предприятия торговли — универмаги, гастрономы, различные специализированные магазины;
жилищно-коммуналъные предприятия — жилищно-эксплуатационные конторы, ремонтно-эксплуатационные управления, теплоемкости, энергосети и др.
В
зависимости от организационно-правового
статуса можно различать
По общему правилу, предприятия не входят в систему каких-либо отраслевых органов управления в качестве звеньев их единых организационных систем.
Исключения составляют предприятия отдельных отраслей, органично связанные между собой технологически в едином производственном процессе. Например, предприятия железнодорожного транспорта основной деятельности находятся в иерархическом подчинении органам системы Министерства путей сообщения, осуществляющим по определенным вопросам оперативное руководство этими предприятиями.
Принудительное включение предприятий, не подпадающих под установленные исключения, в какие-либо организационные системы, противоречит закону.
ГК РФ разрешает коммерческим организациям по договору между собой создавать объединения в форме союзов или ассоциаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Входящие в объединения коммерческие организации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями.
В зависимости от принципа, положенного в основу организации управления предприятием, можно различать предприятия, управляемые непосредственно собственником, и предприятия, управляемые органами, уполномоченными собственниками. Например, согласно п. "г" ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью. В свою очередь, Правительство Российской Федерации своим постановлением от 10 февраля 1994 г. "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" делегировало ряд указанных полномочий Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом (ныне — Министерство имущественных отношений РФ) органам, осуществляющим координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях или сферах управления.
Правовые нормы, закрепляющие виды учреждений, рассредоточены по правовым актам, регулирующим отношения в отдельных отраслях и сферах социально-культурной и административно-политической деятельности — здравоохранения, образования, культуры, иностранных дел и т. д. Например, в Законе РФ от 10 июля 1995 г. "Об образовании", Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 21 июля 1993 г., Основах законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. и др.
Учреждения могут быть частными, государственными, муниципальными. Они, как правило, специализируются на выполнении определенного вида деятельности (учреждения здравоохранения, учреждения образования и т. д.).
Однако
ГК РФ признает учреждениями также
организации, выполняющие управленческие
функции, то есть органы управления. А
Закон РФ от 14 апреля 1995 г. "Об общественных
объединениях" выделяет негосударственные
учреждения в разновидность общественных
объединений.
Основы
административно-правового
положения предприятий,
учреждений
Содержание
административно-правового
1)
является он частью
2)
каким видом деятельности он
занимается (хозяйственной, культурно-
3) является он самостоятельной организационной единицей или включен в более сложную организационную структуру.
Правовой
статус предприятий и учреждений
определяется нормами ряда отраслей
права, но преимущественно
Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений характеризуется рядом особенностей. Они образуются и ликвидируются органами государственной власти, которые утверждают их устав, назначают их руководителей, контролируют их деятельность, определяют их заказы.
В
административно-правовом статусе
государственных субъектов
а) целевой;
б) структурно-организационный;
в) компетенционный (компетенцию).
Первым
элементом административно-
Все задачи, которые ставятся перед структурными единицами государственного механизма, можно объединить в три группы:
1)
производственные, конкретизирующие
ту цель, ради которой она создана
(выпускать продукцию, учить,
2)
экономико-экологические,
3)
социальные, нацеливающие на заботу
о коллективе работников и
его членах, создание благоприятных
условий для трудовой
Второй
– организационно-структурный –
У
негосударственных
Минимальный
объем административно-
Негосударственные предприятия и учреждения самостоятельны в организации своей деятельности и реализации продукции и услуг. Законодательство запрещает какое-либо вмешательство государства в их хозяйственную деятельность. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.
Правовой статус учреждений отличается большим диапазоном их прав и обязанностей, а потому в решении данного вопроса законодательство пошло по пути установления правового статуса учреждений по отраслям.
Например, Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 20 июля 2000 г. № 102-ФЗ устанавливает систему образовательных учреждений (ст. 12) – дошкольные, общеобразовательные, профессиональные и др., и определяет основы их правового статуса4. На базе Закона в специальных нормативных актах определяется полный, исчерпывающий правовой статус общеобразовательного учреждения.
Аналогичным образом решается вопрос о правовом статусе учреждений в других отраслях. Например, военно-учебные заведения внутренних войск создаются по решению Правительства Российской Федерации, равно как и учебные заведения для подготовки сотрудников милиции.
Предприятия (учреждения) независимо от видов собственности и организационно-правовых форм, обязаны соблюдать законы и иные административно-правовые акты (законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и т.д.).
Информация о работе Предприятия и учреждения как субъекты административного права