Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:31, курсовая работа
Муниципальное право – одна из отраслей российского права, поскольку призвана регулировать разнообразные общественные отношения в самой многосторонней сфере – сфере местного самоуправления. В настоящее время местное самоуправление составляет одну из важных и необходимых основ конституционного строя России. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересов лиц, совместно проживающих на определенной территории, жители которой неизбежно взаимодействуют друг с другом. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и правовые основы деятельности представительных органов местного самоуправления…………………………………….4
1.1 Понятие представительных и иных органов местного самоуправления………………………………………………………....4
1.2 Порядок образования представительного органа местного самоуправления………………………………………………………….6
Глава 2. Организационные основы деятельности представительного органа местного самоуправления……………………………………………..16
Глава 3. Компетенция представительного органа местного самоуправления…………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………..30
Структура представительного органа муниципального образования характеризует численный состав представительного органа, его внутреннее строение и устройство.
Численный состав представительного органа, определяемый уставами муниципальных образований, весьма разнообразен. Многое зависит от объема работы данного представительного органа, численности населения муниципального образования и т.д.
Законодатель в ст. 35 Закона от 6 октября 2003 г. установил, что численность депутатов представительных органов определяется уставом муниципального образования и не может быть не менее:
7 человек – при численности населения менее 1 тыс. человек;
10 человек – при численности населения от 1 тыс. до 10 тыс. человек;
15 человек – при численности населения от 10 тыс. до 30 тыс. человек;
20 человек – при численности населения от 30 тыс. до 100 тыс. человек;
25 человек – при численности населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек;
35 человек – при численности населения свыше 500 тыс. человек.
Если численность жителей поселения составляет 100 человек, то в этом случаи полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.
Для представительных органов муниципального районов численность их депутатов не может быть менее 15 человек, а для внутригородских территорий город федерального значения – менее 10 человек.1
В состав представительного органов городских, сельских поселений, городских округов входят депутаты, избираемые в ходе муниципальных выборов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Федеральный законодатель предусмотрел два варианта формирования представительного органа муниципального района.
В представительный
орган входят главы
Входящие в состав представительного
органа муниципального района при таком
варианте его формирования лица не
приобретают статуса его
В представительный
орган избираются депутаты на
муниципальных выборах. При
Представительный орган
муниципального района может формироваться
либо по первому, либо по второму варианту.
Он формируется по первому варианту,
если такое решение в течение
одного года со дня выдвижения соответствующей
инициативы поддержано представительными
органами не менее чем две третьи
поселений, входящих в состав муниципального
района. Инициатива в формировании
представительного органа муниципального
района оформляется решением представительного
органа поселения, расположенного в
границах муниципального района. В
решении указывается
Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа. Установленный порядок формирования может быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного представительного органа муниципального района.
Председатель организует работу представительного органа; созывает его сессии (заседания); вносит на рассмотрение депутатов проект повестки дня сессии органа; доводит до сведения депутатов, населения области информацию времени и месте проведения сессии и вопросах, выносимых на обсуждение депутатов; созывает внеочередные сессии органа по собственной инициативе, либо по требовании группы депутатов количеством не менее одной трети от установленного числа депутатов либо по требованию главы муниципального образования; ведет сессии органа; ведает вопросами внутреннего распорядка органа; подписывает протоколы сессий; в случае отмены или переноса сессии оповещает депутатов с обязательным указанием причин отмены или переноса сессии; направляет для рассмотрения в соответствующие комитеты (комиссии) органа проекты решений; принимает решение в создании рабочих групп по подготовке проектов решений и иных нормативных правовых актов; решает вопросы распределения обязанностей председателем и заместителями председателя; представляет орган во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями объединениями, международными организациями; руководит работой аппарата, осуществляет наем и увольнений работников аппарата; от имени органа подписывает исковые заявления в судебные органы; открывает и закрывает расчетные счета органа и является распорядителем по этим счетам; решает иные вопросы организации деятельности органа в соответствии с уставом и регламентом. (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ п. 10 ст. 36)
Председатель подотчетен
депутатам представительного
Вышеперечисленные функции председателя представительного органа, можно разделить на две группы: внутренние и внешние. Заместитель председателя в отсутствие председателя представительного органа исполняет его обязанности.
Председатель и его
заместитель избираются в соответствии
с уставами муниципальных образований
и регламентами представительных органов
местного самоуправления. Этими же
актами определяются основания и
порядок досрочного прекращения
их полномочий. Если работу представительного
органа возглавляет по должности
глава муниципального образования,
то он в части организации работы
представительного органа местного
самоуправления обладает полномочиями,
аналогичным полномочиям
Глава муниципального образования не обладает статусом депутата. Статусом депутата наделяются лица, избираемые на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании исключительно в состав представительного органа. Наряду с депутатами законодатель выделяет категорию членов выборных органов местного самоуправления. К их числу и должен быть отнесен глава муниципального образования, возглавляющий работу представительного органа местного самоуправления.
В некоторых представительных органах создаются президиумы во главе с председателем, представительного органа. Создание такого подразделения в составе депутатов, иногда еще и служащих, привлеченных специалистов для решения координационных, совещательных, организационных и контрольных функций вполне оправдано.
В полномочия президиума могут входить:
- организация подготовки сессии органа, рассмотрение проекта повестки дня, составленного с учета мнения комитетов (комиссий), предварительное обсуждение предложений по вопросам повестки дня сессии органа;
- рассмотрение проекта плана разработки нормативных правовых актов, принимаемых органом по инициативе субъектов правотворческой инициативе;
- внесение предложений о созыве внеочередной сессии органа или заседаний президиума;
- организация проведения консультаций при формировании и изменении состава комитетов (комиссий), групп, а также при возникновении между депутатами, депутатскими группами;
- организация проведения депутатских слушаний, совещаний пресс-конференций;
- исполнение иных полномочий по поручению представительного органа.
Заседания президиума созывает и ведет председатель, а в его отсутствие заместитель или иные депутаты из состава представительного органа.
Представительный орган образует постоянные и временные комиссии (иногда они именуются комитетами).
Структура, полномочия, предметы введения, порядок формирования и организация работы постоянный комиссий определяется уставом муниципального образования, регламентом представительного органа, а также положениями о комиссиях, утверждаемыми представительным органом.
Постоянные комиссии представительного
органа формируются из числа депутатов
на срок его полномочий. Персональный
состав комиссий определяется решением
представительного органа на основании
личного заявления депутатов. В
регламентах представительного
органа может быть установлена обязанность
депутатов участвовать в работе
постоянных комиссий, входить в состав
одной из комиссий (за исключение председателя
представительного органа). Комиссии
избирают из своего состава председателя
и его заместителей. Кандидатура
председателя утверждается представительным
органом. Обычно в регламенте представительного
органа предусматривается, что депутат
не может быть членом более чем
двух постоянных комиссии. Установленное
Законом (2003 г.) требования о минимальной
численности депутатов
Заседание постоянной комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже установленного регламентом представительного органа числа раз в течение определенного времени (этот может быть один раз в месяц, в два месяца). На заседании комиссии ведется протокол. Постоянные комиссии могут проводить совместные заседания. В заседаниях могут принимать участие другие депутаты с правом совещательного голоса. Постоянные комиссии в соответствии с регламентом представительного органа, положениями о них вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, приглашать на свои заседания должностных лиц местного самоуправления, представителей общественных объединений. Они ответственны перед представительными органами и ему подотчетны.
Основными функциями постоянных комиссий являются:
1) разработка и подготовка
заключений по проектам
2) контроль за исполнением решений представительного органа;
3) подготовка предложений и рекомендаций, вносимых на рассмотрение представительного органа, органов государственной власти;
4) содействие депутатам в осуществлении их полномочий;
5) организация и проведение депутатских слушаний;
6) взаимодействие с местной
администрацией, предприятиями, органами
территориального
Регламенты представительных
органов предусматривают
Временные комиссии могут создаваться представительным органом по любым вопросам своей деятельности. Задачи, состав, полномочия, порядок работы временных комиссий определяются представительным органом при их образовании. Деятельность этих комиссий ограничивается определенным сроком и конкретной задачей. По результатам своей деятельности временная комиссия предоставляет доклад по существу вопроса, в связи с которым была создана.
Представительный орган может создавать согласительную комиссию в целях преодоления и согласования разногласия на одном из этапов рассмотрения представительным органом проекта решения о бюджете муниципального образования. Согласительная комиссия состоит из равного числа депутатов и представителей местной администрации.
Представительный орган также вправе создать временные рабочие группы для реализации конкретных задач.
В состав временных комиссий, а также рабочих групп могут входить лица, которые не являются депутатами.
Депутатские объединения
в представительном органе могут
формироваться по политическому
принципу (фракции), а также по другим
принципам: территориальному, профессиональному
и т. д. Они обладают равными правами.
Регламент представительного
Информация о работе Представительные органы местного самоуправления