Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:31, курсовая работа
Муниципальное право – одна из отраслей российского права, поскольку призвана регулировать разнообразные общественные отношения в самой многосторонней сфере – сфере местного самоуправления. В настоящее время местное самоуправление составляет одну из важных и необходимых основ конституционного строя России. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересов лиц, совместно проживающих на определенной территории, жители которой неизбежно взаимодействуют друг с другом. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и правовые основы деятельности представительных органов местного самоуправления…………………………………….4
1.1 Понятие представительных и иных органов местного самоуправления………………………………………………………....4
1.2 Порядок образования представительного органа местного самоуправления………………………………………………………….6
Глава 2. Организационные основы деятельности представительного органа местного самоуправления……………………………………………..16
Глава 3. Компетенция представительного органа местного самоуправления…………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………..30
Представительный орган может иметь свой аппарат, осуществляющий организационное, правовое, информационное, финансово-хозяйственное, обеспечение его деятельности. Аппарат оказывает помощь постоянным комиссиям представительного органа и депутатам. Структура аппарата представительного органа во многом предопределяется видом, муниципального образования, его размерами, численностью населения, наличием депутатов, работающих на постоянной основе, финансовыми возможностями муниципального образования и другими факторами. Наиболее разветвленный аппарат, включающий структурные подразделения, имеют представительные органы крупных муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов). Правовой статус аппарата определяется положением о нем, утверждаемым представительным органом. Работники аппарата осуществляют свои функциональные обязанности в соответствии с указанным положением. Представительный орган принимает решение о структуре и штатах аппарата, фонде оплаты труда. Аппарат представительного органа является постоянно действующим органом и не прекращает своей деятельности с окончанием полномочий представительного органа очередного созыва. Председатель представительного органа организует работу аппарата, а непосредственное руководство им осуществляет руководитель аппарата. Регламент представительного органа определяет порядок назначения и освобождения от должности работников аппарат: председатель представительного органа назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений аппарата, осуществляет прием, увольнение других работников аппарата, а также предоставляет представительному органу и согласовывает с ним кандидатуру для назначения на должность руководителя аппарата.
В заключении следует отметить, что структура администрации муниципального образования представляет собой достаточно динамичное образование, которое в зависимости от возникающих задач, условий жизни граждан, конкретных обстоятельств подвержено различного рода изменениям.
Глава 2. Организационные основы деятельности представительного органа местного самоуправления
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. содержит ряд принципиальных положений, определяющих общий порядок работы представительного органа, которые получают свое развитие и конкретизацию в уставах муниципального образованиях, регламентов представительного органа. Согласно указанному Закону представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (ст. 35).
Основной формой работы представительного органа является заседание, на котором решаются вопросы, отнесенные к его компетенции, в соответствии с уставом муниципального образования и действующим законодательством. Необходимо отметить, что Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не дал наименование основной представительном форме работы его органа. На практике в уставах муниципальных образования основная форма работы представительного органа именовалась либо сессией (в советский период сессия – основная форма работы местных Советов), либо заседанием. Сессия представительного органа состоит в проведении его заседаний, заседаний постоянных комиссий, депутатских слушаний, работы депутатов в депутатских объединениях. Закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. также не устанавливает прямо наименование основной формы работы представительного органа, однако в ст. 36 закрепляет право главы муниципального образования требовать «внеочередного заседания представительного органа», а в ст. 41 использует формулу «протокол заседания представительного органа», ориентируя тем самым муниципальные образования на то, чтобы использовать в регламентах представительного органа понятие «заседание» для определения основной формы его работы.
Муниципальные образования самостоятельно определяют порядок созыва и проведения первого заседания представительного органа. В уставах муниципального образований, регламентах представительных органов предусматривается, что представительный орган нового созыва собирается на первое заседание, в течение двух недель (возможная иная дата) со дня официального опубликования результатов выборов в случае избрания правомочного состава (не менее двух третей от установленной численности депутатов). Первое заседание созывается в одних муниципальных
образованиях главой муниципального образования (председателем представительного органа предыдущего созыва), в других – избирательной комиссией муниципального образования. По-разному решается в регламентах вопрос о том, кто открывает и ведет первое заседание: в одних случаях это поручается старейшему по возрасту депутату до избрания председателя представительного органа, в других – председателю избирательной комиссии муниципального образовании предусматривают проведение перед первым заседанием представительного органа нового созыва организационного собрания вновь избранных депутатов в целях формирования организационного комитета, который осуществляет подготовку первого заседания представительного органа.
Согласно регламентам
представительных органов различных
муниципальных образований
Деятельность представительных
органов осуществляется в соответствии
с перспективными планами направления
их работы. Проект перспективного плана,
как правило, разрабатывается сроком
на год с учетом мнения главы муниципального
образования, возглавляющего местную
администрацию, постоянных комиссий, депутатских
объединений. При его разработке
могут учитываться также
Представительный орган вправе принять к рассмотрению любые вопросы вносимые главой муниципального образования.
Заседания представительного органа могут быть очередными и внеочередными.
Очередные заседания представительного
органа созываются в соответствии с
планом работы (не реже одного раза в
месяц; регламент может
Внеочередные заседания созываются по решению представительного органа муниципального образования, а также по инициативе депутатов.
Регламенты представительных органов могут предусматривать проведение совещаний депутатов с целью предварительного рассмотрения вопросов, предлагаемые для внесения в повестку дня очередного заседания. Совещания депутатом созываются представителем представительного органа и носят рабочий характер: на них присутствуют только депутаты и приглашенные лица. Ход депутатских совещаний протоколируется.
Заседание начинается с регистрации
его депутатов. О невозможности
присутствовать на заседании депутат
обязан заблаговременно
Заседание представительного органа проходит гласно и носит открытый характер. На нем вправе присутствовать должностные лица местной администрации, администрации соответствующего субъекта Федерации, депутаты представительного органа государственной власти соответствующего субъекта Федерации, представители прокуратуры, представители средств массовой информации, а также иные лица. Представительный орган вправе принять решение о проведение закрытого заседания или о закрытом рассмотрении отдельных вопросов своей повестки дня. На таком заседании присутствовать только специально приглашенные лица и представители прокуратуры.
В начале каждого заседания
представительного органа утверждается
повестка заседания, определяющая перечень
вопросов и порядок их рассмотрения.
Решение об утверждении повестки
заседания принимается
На заседании
Регламент представительного органа устанавливает полномочия представляющего на заседании представительного органа. Представляющий на заседание:
-открывает и закрывает заседание;
-ставит на обсуждение вопросы утвержденные повесткой дня;
-предоставляет слово для докладов, содокладов и выступлений
-осуществляет контроль за соблюдение продолжительности выступлений;
-ставит на голосование проекты решений;
-оглашает письменные запросы, заявления и справки депутатов;
-не вправе комментировать выступления депутатов;
-участвуя в открытом голосовании, голосует последним;
-объявляет результаты голосования;
-обеспечивает соблюдение прав депутатов на заседании;
-поддерживает порядок в зале заседания;
-удаляет из зала заседания нарушителя, не являющегося депутатом;
-приостанавливает незапланированные дебаты;
-прерывает заседание в случае возникновения в зале заседания чрезвычайной ситуации, а также грубого нарушения общественного порядка;
никто не вправе выступать на заседании без разрешения председательствующего.
Регламент представительного
органа устанавливает требования к
материалу, непосредственно
Депутаты представительного органа на его заседании вправе участвовать в прения, вносить предложения и поправки по существу обсуждаемого вопроса, предлагать кандидатуры, обращаться в установленном порядке с запросами, давать справки, а также пользоваться иными установленными правами.
Выступающий на заседании не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, задевающие честь и достоинство депутатов и других лиц, призывать к незаконным действиям и т.п.
По рассматриваемым вопросам
представительного орган
Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования.
Глава муниципального образования
имеет право отклонить
Регламенты представительных органов устанавливают также порядок рассмотрения на заседаниях представительного органа:
- проектов законов соответствующего субъекта Федерации, вносимых представительным органом муниципального образования в порядке законодательной инициативы в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Федерации;
- вопросов о согласовании соответствии с уставом муниципального образования назначения и освобождения от должности должностных лиц местной администрации;
- вопроса о выражении в соответствии с уставом муниципального образования недоверия главе муниципального образования;
-вопроса о формировании в соответствии с уставом контрольного органа муниципального образования.
Кроме того, регламент устанавливает
процедуру подготовки и принятия
муниципальных правовых актов, принимаемых
представительным органом, определяет
субъектов правотворческой
а) по чьей инициативе могут проводится могут проводиться депутатские слушания (инициативе председателя представительного органа, постоянных комиссий, депутатских объединений);
Информация о работе Представительные органы местного самоуправления