Представительные органы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Муниципальное право – одна из отраслей российского права, поскольку призвана регулировать разнообразные общественные отношения в самой многосторонней сфере – сфере местного самоуправления. В настоящее время местное самоуправление составляет одну из важных и необходимых основ конституционного строя России. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересов лиц, совместно проживающих на определенной территории, жители которой неизбежно взаимодействуют друг с другом. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и правовые основы деятельности представительных органов местного самоуправления…………………………………….4
1.1 Понятие представительных и иных органов местного самоуправления………………………………………………………....4

1.2 Порядок образования представительного органа местного самоуправления………………………………………………………….6

Глава 2. Организационные основы деятельности представительного органа местного самоуправления……………………………………………..16

Глава 3. Компетенция представительного органа местного самоуправления…………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………28

Список литературы……………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

курсовая работа гос управление.docx

— 49.02 Кб (Скачать файл)

Представительный орган  может иметь свой аппарат, осуществляющий организационное, правовое, информационное, финансово-хозяйственное, обеспечение  его деятельности. Аппарат оказывает  помощь постоянным комиссиям представительного  органа и депутатам. Структура аппарата представительного органа во многом предопределяется видом, муниципального образования, его размерами, численностью населения, наличием депутатов, работающих на постоянной основе, финансовыми  возможностями муниципального образования  и другими факторами. Наиболее разветвленный  аппарат, включающий структурные подразделения, имеют представительные органы крупных  муниципальных образований (муниципальных  районов, городских округов). Правовой статус аппарата определяется положением о нем, утверждаемым представительным органом. Работники аппарата осуществляют свои функциональные обязанности в соответствии с указанным положением. Представительный орган принимает решение о структуре и штатах аппарата, фонде оплаты труда. Аппарат представительного органа является постоянно действующим органом и не прекращает своей деятельности с окончанием полномочий представительного органа очередного созыва. Председатель представительного органа организует работу аппарата, а непосредственное руководство им осуществляет руководитель аппарата. Регламент представительного органа определяет порядок назначения и освобождения от должности работников аппарат: председатель представительного органа назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений аппарата, осуществляет прием, увольнение других работников аппарата, а также предоставляет представительному органу и согласовывает с ним кандидатуру для назначения на должность руководителя аппарата.

В заключении следует отметить, что структура администрации  муниципального образования представляет собой достаточно динамичное образование, которое в зависимости от возникающих  задач, условий жизни граждан, конкретных обстоятельств подвержено различного рода изменениям.

 

 

 

Глава 2. Организационные основы деятельности представительного органа местного самоуправления

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. содержит ряд принципиальных положений, определяющих общий порядок работы представительного органа, которые  получают свое развитие и конкретизацию  в уставах муниципального образованиях, регламентов представительного  органа. Согласно указанному Закону представительный орган местного самоуправления может  осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной  численности депутатов (ст. 35).

Основной формой работы представительного  органа является заседание, на котором  решаются вопросы, отнесенные к его  компетенции, в соответствии с уставом  муниципального образования и действующим  законодательством. Необходимо отметить, что Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не дал наименование основной представительном форме работы его органа. На практике в уставах муниципальных образования основная форма работы представительного органа именовалась либо сессией (в советский период сессия – основная форма работы местных Советов), либо заседанием. Сессия представительного органа состоит в проведении его заседаний, заседаний постоянных комиссий, депутатских слушаний, работы депутатов в депутатских объединениях. Закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. также не устанавливает прямо наименование основной формы работы представительного органа, однако в ст. 36 закрепляет право главы муниципального образования требовать «внеочередного заседания представительного органа», а в ст. 41 использует формулу «протокол заседания представительного органа», ориентируя тем самым муниципальные образования на то, чтобы использовать в регламентах представительного органа понятие «заседание» для определения основной формы его работы.

Муниципальные образования  самостоятельно определяют порядок  созыва и проведения первого заседания  представительного органа. В уставах  муниципального образований, регламентах  представительных органов предусматривается, что представительный орган нового созыва собирается на первое заседание, в течение двух недель (возможная  иная дата) со дня официального опубликования  результатов выборов в случае избрания правомочного состава (не менее  двух третей от установленной численности  депутатов). Первое заседание созывается в одних муниципальных

образованиях главой муниципального образования (председателем представительного органа предыдущего созыва), в других – избирательной комиссией муниципального образования. По-разному решается в регламентах вопрос о том, кто открывает и ведет первое заседание: в одних случаях это поручается старейшему по возрасту депутату до избрания председателя представительного органа, в других – председателю избирательной комиссии муниципального образовании предусматривают проведение перед первым заседанием представительного органа нового созыва организационного собрания вновь избранных депутатов в целях формирования организационного комитета, который осуществляет подготовку первого заседания представительного органа.

Согласно регламентам  представительных органов различных  муниципальных образований формирование организационного комитета происходит непосредственно на первом заседании  представительного органа после  его открытия. На период работы организационного комитета в заседании представительного  органа объявляется перерыв. Данный комитет организует на первом заседании представительного органа проведение выборов его председателя, собирает и обобщает предложения по кандидатурам заместителей председателя, председателей комитетов, а также по наименованию и численности комитетов и т. д. В регламентах представительных органов предусматривается, что на первом заседании депутаты получают информацию о результатах выборов и принимают решения о правомочности заседания. Затем утверждаются повестка дня и порядок работы. Регламентом может быть предусмотрено избрание мандатной комиссии для проверки полномочий депутатов и подготовки предложений по данному вопросу. По представлению мандатной комиссии представительный орган принимает решение о признании полномочий избранных депутатов. На первом заседании представительного органа в соответствии с его регламентом избираются председатель и заместитель председателя, а также могут быть сформированы постоянные комитеты, иные внутренние органы представительного органа.

Деятельность представительных органов осуществляется в соответствии с перспективными планами направления  их работы. Проект перспективного плана, как правило, разрабатывается сроком на год с учетом мнения главы муниципального образования, возглавляющего местную  администрацию, постоянных комиссий, депутатских  объединений. При его разработке могут учитываться также предложения  депутатов, органов территориального общественного самоуправления, пожелания  граждан. Формирование проекта плана работы представительного органа осуществляет его аппарат. План работы утверждается на его заседании. Организация выполнения перспективных планов возлагается на председателя представительного органа, постоянные комитеты.

Представительный орган  вправе принять к рассмотрению любые  вопросы вносимые главой муниципального образования.

Заседания представительного  органа могут быть очередными и внеочередными.

Очередные заседания представительного  органа созываются в соответствии с  планом работы (не реже одного раза в  месяц; регламент может предусматривать  летний перерыв в работе представительного  органа). Дату очередного заседания  представительного органа назначает  его председатель. В соответствии с регламентом представительного  органа в установленный срок сообщение  о дате, времени, месте проведения очередного заседания, об основных вопросах, выносимых на его рассмотрении, публикуются  в средствах массовой информации. Аппарат представительного органа в установленные регламентом  сроки направляют соответствующую  информацию непосредственно депутатам  и другим заинтересованным лицам.

Внеочередные заседания  созываются по решению представительного  органа муниципального образования, а  также по инициативе депутатов.

Регламенты представительных органов могут предусматривать  проведение совещаний депутатов  с целью предварительного рассмотрения вопросов, предлагаемые для внесения в повестку дня очередного заседания. Совещания депутатом созываются представителем представительного  органа и носят рабочий характер: на них присутствуют только депутаты и приглашенные лица. Ход депутатских  совещаний протоколируется.

Заседание начинается с регистрации  его депутатов. О невозможности  присутствовать на заседании депутат  обязан заблаговременно проинформировать представительного органа с изложением причины своего отсутствия. Регламент  может предусматривать проведение поименной регистрации в любой  момент заседания представительного  органа. Заседание проводится в соответствии с повесткой дня, утверждаемой представительным органом. Регламент представительного  органа устанавливает время проведения заседания, время выступлений, права  депутатов и порядок их реализации, устанавливает правила соблюдения депутатской этики и другие.

Заседание представительного  органа проходит гласно и носит открытый характер. На нем вправе присутствовать должностные лица местной администрации, администрации соответствующего субъекта Федерации, депутаты представительного  органа государственной власти соответствующего субъекта Федерации, представители  прокуратуры, представители средств  массовой информации, а также иные лица. Представительный орган вправе принять решение о проведение закрытого заседания или о  закрытом рассмотрении отдельных вопросов своей повестки дня. На таком заседании  присутствовать только специально приглашенные лица и представители прокуратуры.

В начале каждого заседания  представительного органа утверждается повестка заседания, определяющая перечень вопросов и порядок их рассмотрения. Решение об утверждении повестки заседания принимается большинством голосов присутствующих на заседании  депутатов. Обсуждение вопроса повестки заседания начинается с доклада, подготовленного инициатором выносимого на рассмотрение представительного  органа вопроса. Если по рассматриваемому вопросу представлено несколько  проектов решений, то право выступать  с докладом предоставляется авторам  каждого проекта решения. Право  выступить с содокладом имеет  глава местной администрации  или его представитель. По окончанию  доклада докладчик (содокладчик) отвечает на заданные вопросы, после чего депутатам  предоставляется слово для выступления.

На заседании представительного  органа ведутся протокол и стенограмма.

Регламент представительного  органа устанавливает полномочия представляющего  на заседании представительного  органа. Представляющий на заседание:

-открывает и закрывает заседание;

-ставит на обсуждение вопросы утвержденные повесткой дня;

-предоставляет слово для докладов, содокладов и выступлений

-осуществляет контроль за соблюдение продолжительности выступлений;

-ставит на голосование проекты решений;

-оглашает письменные запросы, заявления и справки депутатов;

-не вправе комментировать выступления депутатов;

-участвуя в открытом голосовании, голосует последним;

-объявляет результаты голосования;

-обеспечивает соблюдение прав депутатов на заседании;

-поддерживает порядок в зале заседания;

-удаляет из зала заседания нарушителя, не являющегося депутатом;

-приостанавливает незапланированные дебаты;

-прерывает заседание в случае возникновения в зале заседания чрезвычайной ситуации, а также грубого нарушения общественного порядка;

никто не вправе выступать  на заседании без разрешения председательствующего.

Регламент представительного  органа устанавливает требования к  материалу, непосредственно распространяемым входе заседании: могут распространяться только материалы по вопросам, включенные в повестку данного заседания, а также депутатские запросы и заявления; любой распространяемый документ должен иметь подпись депутата и т. д.

Депутаты представительного  органа на его заседании вправе участвовать  в прения, вносить предложения  и поправки по существу обсуждаемого вопроса, предлагать кандидатуры, обращаться в установленном порядке с  запросами, давать справки, а также  пользоваться иными установленными правами.

Выступающий на заседании не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, задевающие честь и достоинство депутатов и других лиц, призывать к незаконным действиям и т.п.

По рассматриваемым вопросам представительного орган принимает  решения открытым голосованием или  тайным голосованием. Решение считается  принятым, если за него проголосовало  более половины от установленной  численности депутатов представительного  органа, за исключением случаев когда в соответствии с уставом муниципального образования и регламентом представительного органа требуется квалифицированное большинство в две трети голосов. По процедурным вопросам (о перерыве в заседании, об изменении очередности голосования и др.) в соответствии с регламентом представительного органа решение принимается большинством голосов депутатов, принявших участие в голосовании, если представительным органом не будет принят иной порядок голосования.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и  обнародования.

Глава муниципального образования  имеет право отклонить нормативный  правовой акт, принятый представительным органом, который может преодолеть вето главы муниципального образования, одобрив повторным голосованием указанный правовой акт в ранее  принятой редакции большинством не менее  двух третей от установленной численности  депутатов представительного органа. В этом случае данный правовой акт  подлежит подписанию главой муниципального образования.

Регламенты представительных органов устанавливают также  порядок рассмотрения на заседаниях представительного органа:

- проектов законов соответствующего субъекта Федерации, вносимых представительным органом муниципального образования в порядке законодательной инициативы в законодательный (представительный) орган государственной власти соответствующего субъекта Федерации;

- вопросов о согласовании соответствии с уставом муниципального образования назначения и освобождения от должности должностных лиц местной администрации;

- вопроса о выражении в соответствии с уставом муниципального образования недоверия главе муниципального образования;

-вопроса о формировании в соответствии с уставом контрольного органа муниципального образования.

Кроме того, регламент устанавливает  процедуру подготовки и принятия муниципальных правовых актов, принимаемых  представительным органом, определяет субъектов правотворческой инициативы, требования, предъявляемые к проектам актов, проведение предварительной  юридической экспертизы и т. д.

а) по чьей инициативе могут  проводится могут проводиться депутатские слушания (инициативе председателя представительного органа, постоянных комиссий, депутатских объединений);

Информация о работе Представительные органы местного самоуправления