Президентский контроль в сфере деятельности органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 16:41, реферат

Описание работы

1. Государственный контроль в сфере исполнительной власти
2. Президентский контроль осуществляемый непосредственно самим Президентом
3. Президентский контроль осуществляемый Администрацией Президента.
4 Полномоч¬ные представители как средство президентского контроля.

Файлы: 1 файл

112.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

КАФЕДРА «АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

По предмету: «Административное право»

 

На тему: «Президентский контроль в сфере деятельности органов исполнительной власти»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 2ого курса

ГМУ гр.26417 Роженцов Игорь

 

 

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2006

 

 

Содержание:

 

1. Государственный контроль  в сфере исполнительной власти 

 

2. Президентский контроль  осуществляемый непосредственно  самим Президентом 

 

3. Президентский контроль осуществляемый Администрацией Президента.

 

4 Полномочные представители  как средство президентского контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственный  контроль в сфере исполнительной  власти 

 

Государственный контроль в сфере исполнительной власти Исходя из установленного Конституцией России разделения госу дарственной власти на самостоятельные ветви, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, различаются следующие виды государственного контроля :

1) Президентский контроль; 
2) контроль законодательных (представительных) органов власти; 
3) контроль в системе органов исполнительной власти; 
4) судебный контроль.

Основные цели контроля — соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, со хранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны. 
Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образования единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. 
Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля.

 

2. Президентский контроль осуществляемый непосредственно Президентом

 

Контрольные полномочия Президента Российской Федерации за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в определении им, согласно ст. 80 Конституции, основных направлений внутренней и внешней полити ки государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответст вующие органы исполнительной власти. Президент в соответствии с Конституцией Российской Федерации обладает большими полномочиями по контролю за исполнительными органами. Соответствующие права ему представлены как главе государства, гаранту Конституции. И хотя прямо Конституция не говорит о президентском контроле, такая возможность неразрывно связана с его правом принимать решения об отставке Правительства (ст. 117) 

«ч2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации…»

Также президент имеет право отменять акты Правительства(ст. 115)

« 1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения  Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения  Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.»

Президент осуществляет контрольные полномочия также при формировании Правительства и других федеральных органов исполни тельной власти, а кроме того, при назначении должностных лиц, в частности Председателя Правительства, его заместителей и федераль ных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооружен ных Сил. Президент имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнитель ной власти, поскольку вправе председательствовать на заседаниях Правительства и его Президиума, руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, без опасности, внутренних дел, юстиции, налоговой полиции, предотвра щения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также осуществлять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации. Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Президентский контроль осуществляемый Администрацией Президента

 

Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично и через соответствующие президентские структуры, прежде всего Администрацию Президента. В «ПОЛОЖЕНИИ ОБ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» сказанно «1. Администрация Президента Российской Федерации  является государственным органом, сформированным в соответствии с 83 статьей  Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации.»

 Тоесть Администрация Президента является главным контрольным управлением как подразделение Администрации Президента: организует систематический контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, подразделе ний Администрации, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и их руководителей; при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Федерации; по результатам проверки вносит Президенту предложения о, совершенствовании деятельности федеральных органов исполнитель ной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры внутренних дел, федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях. 
Главному контрольному управлению поручено регулярно проводить проверки хода исполнения поручений Президента органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, вносить представления о привлечении должностных лиц, виновных в несвоевременном или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства, к дисциплинарной ответственности Основные направления деятельности этого Управления — обеспечение президентского контроля за деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе внешнеэкономической деятельности; ходом экономических ре форм и выполнением государственных программ; использованием государственных средств, выделенных целевым назначением. Особое внимание оно уделяет исполнению нормативных актов Президента и Правительства, имеющих социальную направленность. 
Важную роль в осуществлении президентского контроля играют полномочные представители Президента в регионах Российской Федерации. Согласно Положению, утвержденному Указом Президента от 9 июля 1997 г., полномочный представитель осуществляет свою дея тельность по поручению Президента в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий. Полномочный представитель Президента наделен необходимыми полномочиями для выполнения своих ответственных задач: вправе запрашивать и получать необходимые сведения, документы и материалы от федеральных и региональных органов власти, участвовать в работе органов исполнительной власти региона и др. Посредством института полномочного представительства обеспечивается дополнительное усиление исполнительной власти, контроль в регионах за выполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента. По результатам контроля полномочный представитель готовит и представляет Президенту аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах в соответствующем регионе и вносит свои предложения. По предложению полномочного представителя Президент приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат федеральной Конституции, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Полномочный представитель Президента вносит также в Главное контрольное управление Президента, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Федерации представления в случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также вступивших в законную силу решений суда. Полномочный представитель является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента, назначается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению Руководителя Администрации.

 

Другой функцией в сфере контроля над органами исполнительной власти Президента является полномочие назначать и освобождать от должности министров и иных руководителей федеральных ведомств, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации (ст. 85) и другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией.

Контроль за деятельностью государственной администрации Президент России осуществляет частично непосредственно, но главным образом через свою Администрацию. Он реализует контрольные полномочия при подготовке вопросов об отставке Правительства, освобождении от должности отдельных федеральных министров, руководителей иных центральных федеральных органов исполнительной власти, назначенных им военачальников, дипломатических представителей в иностранных государствах и других должностных лиц. На Администрацию Президента возложено обеспечение контроля Президента за деятельностью государственной администрации. Многие структурные подразделения Администрации вправе контролировать определенные направления работы публичной администрации. Например, Аналитический центр Администрации по специальным президентским программам обязан контролировать выполнение федеральных государственных программ и разрабатывать предложения по их корректировке. На другое структурное подразделение Администрации — Управление Президента по работе с обращениями граждан возложено осуществление контроля за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан, направленных в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Ему поручены также анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах, на личном приеме и на основе этого оперативное и периодическое информирование Президента о количестве и характере обращений граждан. Управление готовит на основе анализа и обобщения обращений граждан предложения по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы.

Главное контрольное управление Президента является структурным подразделением Администрации Президента и подчинено Президенту. Контрольное управление и его территориальные органы (окружные инспекции) действуют как система, обеспечивающая реализацию полномочий Президента и по его поручению осуществляющая контроль за исполнением Конституции, Законов, Указов Президента органами государственной власти. По результатам такого контроля для Президента подготавливается информация:

•      о деятельности органов государственной власти и их должностных лиц по исполнению Конституции, законов, указов и распоряжений Президента;

•      об исполнении Правительством, федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами поручений Президента;

•      о деятельности органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций по реализации социально-экономической политики;

•      о деятельности дипломатических, торговых представительств и других учреждений Российской Федерации за рубежом. В соответствии с возложенными на него обязанностями Управление выполняет такую работу:

•      готовит и представляет Президенту аналитическую информацию о деятельности органов государственной власти по исполнению Конституции, указов и распоряжений Президента;

•      проводит проверки деятельности органов исполнительной власти, их руководителей и аппаратов, а также учреждений и организаций и подразделений Администрации Президента;

•      анализирует деятельность специальных органов контроля и надзора, обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере контрольной деятельности и вносит предложения по его совершенствованию. Таким образом, Управление выполняет функции центра системы государственного непарламентского контроля;

•      осуществляет сотрудничество с контрольными органами зарубежных стран и международными организациями по вопросам контрольной деятельности, изучает практику реализации контрольных функций в структурах президентской власти других государств. Главное контрольное управление и его окружные инспекции вправе:

•      требовать от руководителей органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности необходимые документы, материалы и письменные объяснения, другую информацию, необходимую для проведения проверок;

•      привлекать в установленном порядке к участию в проверках представителей правоохранительных и специальных органов контроля, а также специалистов федеральных органов исполнительной власти;

•      запрашивать информацию о доходах проверяемых лиц;

•      вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок, докладывать о несвоевременном или неполном выполнении поручений, содержащихся в его указах и распоряжениях;

•   - запрашивать от соответствующих должностных лиц объяснения причин нарушений;

•      направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Предписания должны быть в течение 10 дней рассмотрены соответствующими государственными органами и должностными лицами.

Информация о работе Президентский контроль в сфере деятельности органов исполнительной власти