Принципы и система правовых актов в государственной службе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Система государственной службы включает в себя следующие виды:
Государственная гражданская служба;
Военная служба:
Правоохранительная служба
В своей работе я хочу проанализировать основные принципы государственной службы.
Я раскрываю данную тему в трех главах, где идет речь о понятии и правовом значении государственной службы, о ее системе и видах.
Принципы базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого развития отраслевого законодательства. Они формулируются человеком, а именно законодателем, исходя из конкретного правового опыта, и правовой культуры в стране.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...................................3
Глава 1. Понятие государственной службы…………….......................................5
§ 1. Определение государственной службы………………………………..5
§ 2. Категории государственных должностей……………………………...6
§ 3. Основные признаки государственной службы………………………..8
Глава 2. Виды государственной службы………………………………………..13
§ 1. Перечень видов государственной службы……………………………13
§ 2. Государственная гражданская служба………………………………..14
§ 3. Военная и правоохранительная служба………………………………15
Глава 3. Принципы и система правовых актов в государственной службе…..20
§ 1. Виды принципы государственной службы…………………...............20
§ 2. Система правовых актов………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список..............……

Файлы: 1 файл

Содержание новое.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Закон Российской Федерации  об основах государственной службы умалчивает об «иных государственных органах» субъектов Российской Федерации, имеющих законные основания для образования их и учреждения в них государственных должностей.

Таким образом по букве  и смыслу Закона об основах государственной  службы государственную службу осуществляет юридически ограниченный круг лиц: только те лица, которые замещают государственные должности государственной службы.

За этот круг выведены лица, реально концентрирующие в  своих руках власть, определенную компетенцией соответствующих органе («элита власти»), и лица, выполняющие вспомогательно-технические функции. Это означает также, что деятельность служащих в соответствии с занимаемыми должностями на государственных предприятиях, государственных учреждениях и организациях данный закон не рассматривает как государственную службу.12

Однако Закон об основах  государственной службы не является актом, содержащим универсальную трактовку  понятия государственной службы исключающим иные аспекты раскрытия  этого понятия. Например, Законом  РФ от 28 марта 1998 г.  «О воинской обязанности и военной службе» военная служба определяется «как особый вид государственной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, органах внешней разведки федеральных органах государственной безопасности». Для такого понимания государственной службы имеются объективные предпосылки, заключающиеся прежде всего в целях, характере задач и статусе военнослужащих, призванных их выполнять.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды государственной  службы

 

§ 1. Перечень видов государственной  службы

  Федеральный закон «О системе государственной службы Российской     Федерации» ФЗ РФ от 27 мая 2005 г. №58-ФЗ., классифицирует государственную службу на следующие виды, составляющие ее единую систему:

1.  государственная гражданская служба;

2.  военная служба;

3.  правоохранительная служба.

Государственная гражданская  служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъекта РФ.14

В соответствии с действующим  законодательством о государственной службе, основанном на конституционно-правовом принципе федерализма (в зависимости от федеративного устройства Российской Федерации), выделяются следующие виды государственной службы:

1) федеральная государственная служба

2) государственная служба субъектов РФ.

Федеральная государственная  служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан  по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов  и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.15

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной  государственной службы. Путем внесения изменений и дополнений в Федеральный  закон «О системе государственной  службы Российской Федерации» ФЗ РФ от 27 мая 2005 г. №58-ФЗ., могут быть установлены и другие виды федеральной государственной службы. В субъекте РФ организуется государственная гражданская служба субъекта РФ.

В соответствии с п. «т»  ст. 71 Конституции РФ федеральная государственная служба относится к исключительному ведению Российской Федерации, т. е. правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении Российской Федерации (п. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»). Осуществление правового регулирования государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако практическая организация региональной государственной гражданской службы находится в ведении соответствующего субъекта РФ.16

 

§ 2. Государственная  гражданская служба

Государственная гражданская  служба Российской Федерации — это  вид государственной службы, который  представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, занимающих должности государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.17

Государственная гражданская служба — это служебная деятельность, направленная на обеспечение полномочий органов, которые осуществляют государственно-управленческие функции для разрешения экономических и социальных задач. Их работа связана с реализацией действий и принятием решений обеспечительного характера. В правовом статусе государственных гражданских служащих не устанавливаются ярко выраженные задачи по осуществлению функций правоохраны, военной деятельности и военного управления. Можно считать, что осуществление служебной деятельности гражданами России в рамках государственной гражданской службы исключает, во-первых, их деятельность на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, а во-вторых, служебную деятельность на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина.18

 

§ 3. Военная  и правоохранительная служба

Военная и правоохранительная служба — это виды государственной  службы, связанной с охранительной  деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.

Для военной и правоохранительной службы характерен ряд признаков. Наиболее важные из них:

  1. ее содержание — обеспечение безопасности граждан, общества и государства, защита основных прав граждан и публичных интересов, материальных ценностей, охрана общественного порядка;
  2. свой профессиональный долг эти служащие обязаны выполнять даже в условиях повышенного риска для собственной жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках;
  3. наличие специальных правовых актов, регулирующих организацию и прохождение службы, правовое положение служащих;
  4. наличие системы специальных званий и внешней атрибутики (форменной одежды, служебных знаков, погон и др.);
  5. проведение специальных обязательных занятий в служебное время (огневая, строевая, физическая подготовка), обязанность служащих участвовать в сборах, учениях, соревнованиях и иных плановых мероприятиях;
  6. более строгая дисциплина и единоначалие, которые предполагают установление строжайшей персональной ответственности за выполнение служебных обязанностей;
  7. повышенные требования как при приеме, так и при прохождении службы (по возрасту, медицинским показаниям и др.). Так, на милитаризованную службу принимают с 18, а в ряде случаев — с 20 лет;
  8. особые правила привлечения к юридической ответственности.

Военнослужащие и служащие правоохранительных органов могут  проходить службу и не занимая  должностей в государственных организациях. Это возможно в случаях: нахождения в распоряжении определенного ведомственного органа, командования; нахождения за штатом во время организационно-штатных мероприятий; прикомандирования к органам государственной власти.19

В Федеральном законе «О системе  государственной службы Российской Федерации» ФЗ РФ от 27 мая 2005 г. №58-ФЗ., дается определение военной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.20

Военная служба осуществляется: в  Вооруженных Силах РФ (т. е. в органах, учреждениях, войсках, подчиненных Министерству обороны РФ); во внутренних войсках МВД России; в железнодорожных войсках; в органах ФСБ России, пограничных войсках; в воинских формированиях системы МЧС России; в иных войсковых формированиях.

Для военной службы главная цель — защита страны от посягательств других государств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, военный и экономический потенциал страны. Военнослужащие готовятся к обороне и осуществляют оборону, охраняют государственную тайну, государственную границу и другие важные для страны объекты. Значительная часть военнослужащих создает условия для выполнения главной задачи военной службы путем обучения, медицинского и жилищно-коммунального обслуживания военнообязанных и военнослужащих, борьбы с нарушениями законности и выполнения иной вспомогательной деятельности.21

Отличие военной службы от любой другой публичной службы состоит в том, что она комплектуется  не только на добровольной основе, но и  на основе призыва. По этому критерию военная служба делится на два вида: службу по контракту и службу по призыву.

К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу, предъявляются  повышенные требования к состоянию  здоровья, образованию, уровню профессиональной подготовки, морально-психологическим качествам, выполнению нормативов физической подготовки.

Основная масса военнослужащих в отличие от гражданских государственных  служащих служит не в органах государственной  власти, а в воинских частях (формированиях). Значительное число военнослужащих занимает должности в учреждениях (образовательных, медицинских и др.).

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» ФЗ РФ от 27 мая 2005 г. №58-ФЗ., дается также определение правоохранительной службы, под которой понимается вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания и классные чины.22

Правоохранительную деятельность осуществляют служащие: подразделений  криминальной милиции и милиции общественной безопасности МВД России; таможенных органов РФ; противопожарной и иных служб МЧС России; органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральной службы судебных приставов; Федеральной службы исполнения наказаний; Государственной фельдъегерской службы РФ.

Правоохранительная служба призвана защищать права и свободы  граждан и организаций, обеспечивать общественную безопасность, вести борьбу с преступлениями и административными  правонарушениями.

Большинство сотрудников правоохранительных органов являются должностными лицами, представляя такую разновидность должностных лиц, как представители власти. Как представители власти сотрудники правоохранительных органов наделены широкими властными полномочиями, и в том числе правом применять принудительные меры, пресекать неправомерные действия (требовать прекращения неправомерных действий, доставлять, задерживать граждан, изымать имущество и документы, применять оружие и т. д.).23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Принципы и система правовых актов в государственной службе.

 

§ 1. Основные принципы государственной службы.

Основные принципы государственной  службы закреплены в Конституции  Российской Федерации или вытекают из нее. Виды этих принципов конкретизированы в Законе Российской Федерации об основах государственной службы. Здесь принципы сформулированы без расшифровки содержания, без тех оговорок об исключениях, которые установлены или могут устанавливаться из общих правил. Например, принцип гласности в осуществлении государственной службы не беспределен, в предусмотренных законом случаях он ограничен в интересах государства. Содержание некоторых принципов конкретизируется в нормах, имеющихся в самом законе. Например, относительно к принципу профессионализма и компетентности государственных служащих и др.24

Закон об основах государственной  службы закрепляет следующие принципы:

1. Верховенства Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов над иными нормативными  правовыми актами, должностными  инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

2. Приоритета прав  и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих  признавать, соблюдать и защищать  права и свободы человека и гражданина.

3. Единства системы  государственной власти, разграничение  предметов ведения между Российской  Федерацией и субъектами Российской  Федерации.

4. Разделения законодательной,  исполнительной и судебной власти.

5. Равного доступа  к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Требования к кандидату на государственную должность обуславливаются характером должностных обязанностей. Правоограничения государственных служащих вытекают из факта осуществления ими властных полномочий по руководству деятельностью людей и специфики конкретных служебных функций, xapaктерных для тех или иных категорий государственных служащих.

Информация о работе Принципы и система правовых актов в государственной службе