Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 19:35, реферат
Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только собственного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.. 5
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 13
§ 2.1. Всеобщность социального обеспечения. 15
§ 2.2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. 17
§ 2.3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств 19
§ 2.4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. 20
§ 2.5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. 22
§ 2.6. Многообразие видов социального обеспечения. 23
§ 2.7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.. 5
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 13
§ 2.1. Всеобщность социального обеспечения. 15
§ 2.2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. 17
§ 2.3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств 19
§ 2.4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. 20
§ 2.5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. 22
§ 2.6. Многообразие видов социального обеспечения. 23
§ 2.7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
ВВЕДЕНИЕ
Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только собственного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.
Принципы права
оказывают огромное влияние на весь
процесс подготовки нормативных
актов, их издания, установления гарантий
соблюдения правовых требований. Принципы
права выступают в качестве своеобразной
несущей конструкции, на основе которой
покоятся и реализуются не только
нормы, институты или отрасли, но
и вся его система. Принципы служат
основным ориентиром всей правотворческой,
правоприменительной и
Принципы права социального обеспечения:
а) отражают объективно сложившуюся закономерность развития общества;
б) вытекают из содержания социальной политики государства;
в) содержат обобщенную характеристику данной отрасли права;
г) фиксируют сущность
отрасли и указывают
В этом и состоит актуальность темы курсовой работы.
Цель и задачи исследования. Целью курсового исследования является комплексный научный анализ принципов права социального обеспечения. Реализация поставленной цели исследования обусловила необходимость выполнения следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- на основе теоретического
анализа систематизировать
- раскрыть содержание понятия «принципы права социального обеспечения»;
- охарактеризовать различные принципы права социального обеспечения.
Объект и предмет исследования. Объектом курсового исследования является право социального обеспечения. Предмет исследования составляют принципы права социального обеспечения.
Методологические основы курсового исследования. При написании работы использованы общенаучные и частнонаучные методы исследования: диалектический, формально-логический, технико-юридический, сравнительно-правовой, структурно-системный, аналитический.
Теоретическую основу работы составляют научные работы ученых в области права социального обеспечения: Гусова К.Н., Долженковой Г.Д., Захарова М.Л., Сулеймановой Г.В., Тучковой Э.Г., Шайхатдинова В.Ш. и др.
Информационную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, различные федеральные законы, регулирующие общественные отношения в сфере права социального обеспечения, акты Правительства Российской Федерации и ВС РСФСР.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка литературы. Названия глав отображают ее содержание.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.
В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды специалистов стали меняться. Споры обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще и закреплены в этих нормах. По мнению ряда ученых, определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обязательного закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в область правосознания или правовой науки[1]. Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столетия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы « права своего времени»[2].
При данной позиции авторов возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит их отличие от правовых норм? Отличие заключается в том, что принципы права, устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права.
Кроме того, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы[3].
Вместе с тем, различая эти понятия, следует отметить тесную связь между ними, поскольку принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым принципам.
Представляется, что
закрепление правовых принципов
в нормах права — это то, к
чему должна стремиться правовая система
любого социального, цивилизованного
государства. В условиях же переходного
периода, нестабильности экономики, падения
политических и моральных устоев
общества законодательно реализовать
данную задачу весьма сложно, хотя можно
привести отдельные примеры. Так, ст.
4 Федерального закона «Об основах
обязательного социального
Ø устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
Ø всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
Ø государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
Ø государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
Ø паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
Ø обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
Ø ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
Ø обеспечение надзора и общественного контроля;
Ø автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:
Ø общеправовые, свойственные всем отраслям права;
Ø межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
Ø отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
Ø внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.
В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов. К общеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.
Для ряда отраслей
права, нормы которых регулируют
общественные отношения, связанные
с реализацией гражданами предоставленных
им прав, общими являются, например, следующие
принципы: обеспечение достойной
жизни и свободного развития человека,
обеспечение государственной
В российском законодательстве
последних лет, регулирующем отдельные
институты социального
Постановлением Правительства РФ от 7густа 1995 г. была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой выделялись следующие принципы:
Ø каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;
Ø каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;
Ø каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;
Ø финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;
Ø средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета[7].
Принцип солидарности поколений при финансировании трудовых пенсий подвергся корректировке в Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. В частности, в ней указывается: «В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования»[8].
Введение накопительного механизма, на наш взгляд, возможно было лишь при наличии следующих условий: экономическая стабильность в государстве, усовершенствование оплаты труда, ликвидация ее задолженности, повышение ее уровня, пересмотр налогового законодательства, обеспечение занятости населения, так как низкооплачиваемые категории граждан, лица, не получающие зарплату, не имеющие работу, не могут участвовать в накопительной системе, а в будущем – рассчитывать на достойную пенсию.
Реальная действительность России не отвечает предъявленным требованиям. Замена распределительного пенсионного обеспечения накопительным расценивается специалистами как эксперимент с непредсказуемыми последствиями, затрагивающий жизненные интересы десятков миллионов людей[9].
Накопительная модель не характерна для европейских стран и не поддерживается МОТ. В связи с повышением уровня инфляции большинство стран после Первой мировой войны отказались от накопительной пенсионной системы. Так, в Германии за тридцать с лишним лет накопился резерв пенсионной системы, равный сумме выплаты пенсий всем нуждающимся в стране в течение 17 лет. Инфляция за несколько лет (1917—1918 гг.) съела весь резерв и оставила его равным сумме пенсионных выплат на 1,5 месяца[10].