Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 19:35, реферат
Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только собственного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.. 5
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 13
§ 2.1. Всеобщность социального обеспечения. 15
§ 2.2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. 17
§ 2.3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств 19
§ 2.4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. 20
§ 2.5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. 22
§ 2.6. Многообразие видов социального обеспечения. 23
§ 2.7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
При реализации данной модели в Чили «доходность пенсионных сбережений оказалась вдвое ниже расчетной, что привело к необходимости государственной помощи пенсионным фондам»[11].
С 1 января 2002 г. в России завершена реформа пенсионного обеспечения. Принятые законы коренным образом изменили идеологию, направленность, структуру, содержание, принципы пенсионного обеспечения, ввели обязательную индивидуально-накопительную систему[12].
Таким образом, на примере перехода от распределительной к накопительной системе пенсионного обеспечения мы видим, что принципы правового регулирования общественных отношений – это не застывшая догма, а развивающаяся правовая категория, на которую оказывают влияние многочисленные факторы.
Правовые принципы были предметом научного анализа многих ученых: В.С.Андреева, Е.И.Астрахана, Е.Г.Азаровой, А.Д.Зайкина, М.Л.Захарова, Р.И.Ивановой, Е. Е. Мачульской, В.А.Тарасовой, Э.Г.Тучковой, Я. М. Фогеля и др. Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.
В историческом аспекте значительное влияние на формирование принципов права социального обеспечения оказала рабочая страховая программа, принятая VI ( Пражской) Всероссийской конференцией РСДРП в 1912 г. В резолюции конференции «Об отношении к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих» указывалось, что государственное страхование рабочих должно:
Ø обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей;
Ø страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;
Ø все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;
Ø всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных[13].
Идеи, сформулированные в начале XX века, не потеряли своей актуальности и сейчас. Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы — одни отмирают, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.
Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает их количество и у различных авторов.
Так, например, В. Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:
Ø связь обеспечения, как правило, с трудом;
Ø обеспечение не только граждан, но и их семей;
Ø свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;
Ø приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;
Ø зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума[14].
С.И. Кобзева, наряду с всеобщностью и дифференциацией, называет еще ряд принципов[15]:
Ø осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
Ø обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
Ø гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
Ø многообразие видов социального обеспечения;
Ø участие общественных объединений, представляющих интересы граждан в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.
М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова называют такие принципы, как:
Ø всеобщность социального обеспечения;
Ø предоставление социального обеспечения как работнику, их семьям и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью;
Ø установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека;
Ø многообразие оснований и видов социального обеспечения;
Ø дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств;
Ø участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав[16].
Не оспаривая
формулировки отдельных принципов
и их полноту, полагаем, что с учетом
реалий сегодняшней российской действительности
можно назвать следующие
1. Всеобщность социального обеспечения.
2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета.
3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.
4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума.
5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.
6. Многообразие видов социального обеспечения.
7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.
§ 2.1. Всеобщность социального обеспечения
Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.
Наиболее полно
принцип всеобщности воплощен в
пенсионном обеспечении. Пенсии — это
наиболее распространенный и характерный
вид социального обеспечения
престарелых и нетрудоспособных
граждан, который представляет основу
всей системы социального
Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. впервые предусмотрел наряду с трудовыми пенсиями (по старости, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца) право на социальную пенсию любому гражданину, независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности[18].
По ранее действовавшему
законодательству нетрудоспособным гражданам,
не имеющим права на пенсию в связи
с трудовой деятельностью, назначалось
ежемесячное пособие при
В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.
Всеобщность социального
обеспечения проявляется в
В соответствии с российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения.
Принцип всеобщности обеспечения проведен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения ( ст. 41 Конституции РФ, ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации). В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях —иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.
§ 2.2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета
Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.
Обязательное социальное страхование — это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.
Система обязательного
социального страхования
Финансовую базу
указанных видов страхования
составляют государственные внебюджетные
страховые фонды — Пенсионный
фонд РФ, Фонд социального страхования
РФ, Федеральный и территориальные
фонды обязательного
Социальное страхование
носит обязательный характер, что
находит выражение в
Все работники подлежат
обязательному социальному
Средства обязательного
социального страхования
По российскому
законодательству многие виды социального
обеспечения предоставляются
По мере развития
рыночных отношений все большее
место в источниках финансирования
социального обеспечения