Принуждение как метод осуществления государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 06:16, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ понятия и сущности административного принуждения.
К задачам исследования можно отнести следующие:
•определение места принуждения в системе социального регулирования;
•определение видов осуществления исполнительной власти;
•определение существенных признаков административного принуждения;
•определение соотношения понятий «административное принуждение» и «административная ответственность»;
•анализ видов административного принуждения.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Принуждение как метод осуществления государственной власти
1.1. Место принуждения в системе социального регулирования
1.2. Понятие и виды административно-правовых методов реализации исполнительной власти
Глава 2. Понятие, сущность и виды административного принуждения
2.1. Понятие и сущность административного принуждения
2.2. Соотношение административной ответственности и административного принуждения
2.3. Виды административного принуждения
Заключение.
Список использованных источников и литературы.

Файлы: 1 файл

административное право.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом соотношение  административной ответственности  и административного принуждения  можно выразить такой формулой: административная ответственность составляет часть  административного принуждения, только административные взыскания охватываются ее объемом.

2.3. Виды административного принуждения

Большое теоретическое  и практическое значение имеет вопрос о классификации мер административного  принуждения, который до настоящего времени не получил единого решения и в теории, ни на практике. Четкая классификация мер административного принуждения необходима:

  1. для уяснения сущности разнообразных мер принуждения, применяемых органами управления, их цели, их взаимодействия,
  2. это имеет большое значение для применения мер принуждения, обеспечения эффективности воздействия на правонарушителей,
  3. четкая и точная классификация необходима при решении вопросов о привлечении к уголовной либо административной ответственности, а также при замене уголовной ответственности — административной по ряду преступлений, не представляющих большой общественной опасности,
  4. правильная классификация является необходимой предпосылкой для их научной кодификации.

В административно-правовой литературе высказываются различные точки зрения о классификации мер административного принуждения. Так одни авторы считают, что в группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (приостановление работы предприятия).

Они утверждают, что критерием  классификации мер административного  принуждения, применяемых в связи  с правонарушением, может служить непосредственная цель применения тех или иных мер, и они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции. Из изложенного делается вывод о том, что система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений:

  1. административно-процессуальные меры;
  2. административно-предупредительные меры;
  3. административно-правовые санкции.

При этом отмечается, что  административно-правовые санкции  осуществляют охрану правопорядка и  с помощью кары, восстановления и принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер. Под административно-правовой санкцией предлагается понимать «элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке»26.

В целом по вопросу  о классификации мер административного  принуждения в науке административного  права выделяют две основные точки  зрения (другие — это модификация  этих двух точек зрения).

Первая сводится к  двухчленной классификации административного  принуждения: административные взыскания; иные меры административного принуждения. Выдвинута в конце 40-х годов  Студеникиным С. С., Ямпольской Ц. А. и др. В основу данной классификации положен формальный признак - наличие административных санкций.

Вторая предложена М. И. Еропкиным в конце 50-х годов и получила наибольшее распространение. В ней говорится о существовании трех видов мер административного принуждения: меры пресечения, меры взыскания, меры предупреждения.

Административно-предупредительные  меры.

Административно-предупредительные  меры являются самостоятельным видом  мер принуждения, назначение которых  — предупреждение правонарушений и  обеспечение общественной безопасности. Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.

К административно-предупредительным  мерам относят:

  • административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
  • таможенный досмотр;
  • специальный контроль пассажиров и судов гражданской авиации;
  • привод, регистрация и официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения;
  • изъятие огнестрельного оружия у лиц, страдающих психическими заболеваниями;
  • проверка документов (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне и др.);
  • предрейсовое освидетельствование водителей автомототранспорта;
  • закрытие границы на участке, сопряженном с территорией, пораженной эпидемией (эпизоотией);
  • прекращение движения транспорта при ремонте дорог, электрокабелей;
  • ограничение права водопользования и т.п.

Отмечая общность всех административно-предупредительных  мер, нельзя не заметить различий между  отдельными мерами по их непосредственному  назначению и характеру право ограничений. Так среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы:

  1. меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных и тяжких последствий,
  2. меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений,
  3. меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения им обязанностей,
  4. особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов и т.д.

Главная особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений.

Меры административного  пресечения.

Меры административного  пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития.

В отличие от административно-предупредительных  мер — меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия.

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания, и, как правило, им предшествует (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

Меры административного  пресечения многообразны — это свидетельствует  о том, что основное внимание в  нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать по нескольким видам:

  1. меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, административное задержание и т.д.);
  2. меры имущественного характера (изъятие холодного оружия);
  3. меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта);
  4. меры финансового характера (прекращение кредитования);
  5. меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных);
  6. меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности);
  7. Меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия и спецсредств).

Остановимся более подробно на административном задержании граждан  и на личном досмотре и досмотре вещей и товаров.

Общим основанием административного  задержания служит административный проступок. Помимо общей предпосылки — совершения проступка — для задержания необходимо одно из следующих дополнительных условий:

  • наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжатся;
  • что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе;
  • отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.);
  • отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе.

Административное задержание является мерой административно-процессуального  характера, применяемой в связи  с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя.

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам всех звеньев Советов, судьям и прокурорам.

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют  на две группы: задержание на общих  основаниях и специальные виды задержания.

Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее, поэтому оно может, производится только в случае совершения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого  хулиганства). К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении.

Законодательство закрепляет четыре специальных видов административного задержания: задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения; задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство; задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках; задержание нарушителей пограничного режима.

В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное прекращение  противоправного поведения, при  наличии правонарушения.

Личный досмотр и  досмотр вещей и товаров производится в целях выявления и пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установление личности и т.д.

Досмотр производится в  случаях:

  1. когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения;
  2. при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах;
  3. когда имеются показания технических средств контроля;
  4. когда очевидцы прямо укажут на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение;
  5. когда досмотр прямо предусмотрен законодательством РФ.

Сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, установления личности задержанного и др.

Досмотру должно предшествовать предложение предъявить документы, подтверждающие личность задержанного, вещи, другие предметы, являющиеся орудием  или непосредственным объектом правонарушения.

Информация о работе Принуждение как метод осуществления государственной власти