Принуждение как метод осуществления государственной власти
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 17:47, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является анализ понятия и сущности административного принуждения. К задачам исследования можно отнести следующие: - определение места принуждения в системе социального регулирования; - определение видов осуществления исполнительной власти; - определение существенных признаков административного принуждения; - определение соотношения понятий «административное принуждение» и «административная ответственность»; - анализ видов административного принуждения.
Применение метода принуждения
было связано, в основном, с пропагандой,
призывами и моральным стимулированием
желаемого поведения субъектов управления. Очевидно, для понимания
того, что же такое административное принуждение
в системе государственного управления,
необходимо исходить из сущности и содержания
общего понятия «безопасность». Между
общим понятием безопасности и термином
«административное принуждение» находится
целый ряд промежуточных, родовых понятий,
каждый из которых обладает специфическим
содержанием.
Сущность и назначение административного
принуждения заключается в механизме
обеспечения личной безопасности, в регулировании
широкого круга общественных отношений,
включая отношения, посягающие на права
и здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения и общественную
нравственность, на институты государственной
власти, общественный порядок и общественную
безопасность, на правонарушения в области
дорожного движения, охраны собственности
и многие другие виды принуждения в борьбе
с административными правонарушениями.
При этом практические возможности
для формирования современной административно-правовой
политики в сфере административного принуждения
в механизме обеспечения безопасности
определяются необходимостью поиска новых
и совершенствования имеющихся административно-правовых
средств, применяемых субъектами исполнительной
власти в условиях различных форм собственности
и свободы экономической деятельности.
В стратегическом плане это
общее положение предполагает выделение
и реализацию ряда направлений обеспечения
административного принуждения в системе
государственного управления.
Во-первых, выработка приоритетов, целей и задач соответствующих
направлений государственной деятельности
всех звеньев законодательной, исполнительной,
судебной властей в области административного
принуждения.
Во-вторых, формирование в соответствии с выработанными
целями и задачами общегосударственных
программ в различных сферах жизнедеятельности
общества и государства, имеющих отношение
к применению административного принуждения.
В-третьих, определение структуры и
механизма реализации конкретных программ
для обеспечения административного принуждения
в системе государственного управления.
В-четвертых, создание единой системы обеспечения административного
принуждения в механизме обеспечения
личной безопасности.
В-пятых, направление усилий на восстановление
уважения к праву, на утверждение и соблюдение
принципов законности.
В-шестых, создание новых, постоянно действующих
правовых механизмов, которые исключили
бы в будущем возможность деформации института
административного принуждения.
В первые годы после провозглашения
Россией государственного суверенитета административное принуждение,
по мнению видного ученого по административному
праву Л. Л. Попова, приобретает практическую
и теоретическую значимость в государственной
системе обеспечения личной безопасности.
Оно используется как средство обеспечения
безопасности прав и интересов граждан,
то есть выполняет карательную функцию.
Сам факт обращения к средствам
принудительного характера, которые применяются
не только в качестве наказания за правонарушение,
но и для их предупреждения, означает,
что административное принуждение в обеспечении
личной безопасности следует понимать
значительно шире, чем реализацию санкций
административно-правовых норм. Такого
же мнения придерживаются и другие авторы,
утверждая, что значение административного
принуждения не исчерпывается только
карательными мерами. «Одновременно в
целях правоохраны административно-принудительные
меры выполняют и иного рода функции»
Широкое понимание административно-правового
принуждения (объединение норм права с
практикой их применения) вполне допустимо и даже желательно.
Причем отметим, что принуждение в механизме
обеспечения личной безопасности охраняет
не только административно-правовые нормы,
но и нормы уголовного, гражданского, трудового,
земельного, таможенного, экологического
и иных отраслей права.
Проблема определения понятия
административного принуждения, его места
в системе государственного управления
в юридической литературе, на наш взгляд,
исследована недостаточно.
Обратимся к анализу существующих
точек зрения.
Так, Ю. М. Козлов, Л. Л. Попов считают, что административное
принуждение обеспечивает исполнение
правил поведения, выраженных в административно-правовых
нормах. Это метод воздействия государства
на сознание и поведение лиц, совершающих
антиобщественные поступки, выражающиеся
в установленных правовыми актами отрицательных
последствиях морального, материального
и физического характера, имеющих целью
исправление и перевоспитание правонарушителей,
а также предупреждение новых правонарушений.
По мнению Д. И. Бернштейна,
в определении административного принуждения
необходимо взять за основу обязанность
всех лиц и организаций поступать строго
в соответствии с предписанием правовых
норм, всегда быть готовыми отчитаться
за исполнение своих правовых обязанностей
перед государственными органами, а в
случае неисполнения (нарушения) -- претерпеть
предусмотренные правом меры государственного
принуждения или иные меры государственного
или общественного воздействия, применяемые
с целью перевоспитания, предупреждения
подобных нарушений и возмещения причиненного
вреда.
Д. Н. Бахрах определяет административно-правовое
принуждение как особый вид государственного
принуждения, состоящий в применении субъектами
функциональной власти установленных
нормами административного права принудительных
мер в связи с административными правонарушениями.
Б. Т. Базылев, раскрывая понятие
государственного пpинуждeния, подчеркивает,
что под государственным принуждением
понимается такой метод воздействия государства
на сознание, волю и, следовательно, поведение
субъектов общественной жизни, который
способен направить их поведение в соответствии
с государственной волей. Это вынужденное
поведение обеспечивается либо путем
применения наказания или угрозы наказания,
либо путем применения иных мер непосредственного
принуждения, обращенных на личность субъекта,
его свободу и деятельность, его иущества .
А. П. Клюшниченко считает,
что административное принуждение является
принуждением правовым. Применение мер
административного принуждения строго
регламентировано законом, осуществляется
на основании и во исполнение закона.
П. И. Кононов отмечает, что
в административно-правовой науке сложились
два основных подхода к вопросу об административном
принуждении. Представители первого подхода
(Д. Н. Бахрах, М. С. Студеникина и др.) По
их мнению, без правонарушения административное
принуждение применяться не может. Сторонники
второго подхода к рассматриваемой проблеме
(А. П. Коренев, А. П. Алехин и др.) полагают,
что административное принуждение может
применяться к лицу и при отсутствии в
его действиях противоправного поведения,
но в целях его предупреждения, а также
для обеспечения общественной безопасности.
Они выделяют так называемые административно-предупредительные
меры, в частности обязательный технический
осмотр транспортных средств, проверку
документов у граждан, досмотр ручной
клади и багажа пассажиров в аэропорту,
введение карантина. Исследования показали,
что в настоящее время существует и третья
точка зрения на понимание предмета принуждения.
Она заключается в том, что принуждение
способно провоцировать агрессивно-репрессивную
среду среди несовершеннолетних детей
и подростков, среди школьников и учащихся.
Позиция сторонников первого подхода
представляется более убедительной и
правомерной, и вот почему.
По мнению П. И. Кононова, схема
возникновения административного принуждения
может быть представлена следующим образом:
а) государство устанавливает
нормы права;
б) установленные государством
нормы права определяют права и обязанности
субъектов общественных отношений в различных
сферах жизни государства и общества и
предусматривают механизм их добровольной
и административно-принудительной реализации;
в) в случае отказа субъекта
правоотношения от добровольной реализации
предписаний норм права (соблюдения прав
других лиц и исполнения обязанностей,
соблюдения установленных запретов) включается
механизм принудительной реализации,
то есть возникает административное принуждение,
применяемое к этому субъекту.
Таким образом, единственным
основанием для применения мер административного
принуждения может являться отказ лица
от добровольного исполнения предписания,
содержащегося в правовой норме, то есть
противоправное поведение.
Сторонники второго подхода,
замечает П. И. Кононов, произвольно объединяют
в одну группу основания для применения
правоограничительных мер и основания
для применения мер административного
принуждения и соответственно смешивают
их. Меры административно-правового принуждения
применяются в связи с противоправным
поведением лица и в целях его прекращения,
устранения вредных последствий, а также
воспитания виновного.
Правоограничительные, а
точнее, меры административно-правового
ограничения, называемые в литературе
административно-предупредительными,
применяются к лицу не в связи с его противоправным
поведением. Основанием применения к лицу
мер административно-правового ограничения
является наличие потенциальных или реальных
угроз его безопасности, безопасности
других людей или государства, вызываемых
причинами как природного и техногенного
характера, так и противоправным поведением
других лиц.
Такие меры могут применяться
в условиях стихийных бедствий, в иных
чрезвычайных ситуациях, а также в обычных
условиях в целях поддержания необходимого
режима безопасности людей (личный досмотр
и досмотр багажа, технический осмотр
транспортных средств и т. п.).
Меры административно-правового
ограничения могут также применяться
в целях обнаружения угрозы безопасности
личности, выявления правонарушений (например,
оперативно-розыскные мероприятия, контрольные
проверки и др.). Основания и порядок применения
такого рода мер, ограничивающих права
и свободы человека и гражданина (право
свободного передвижения, право собственности,
личная неприкосновенность и пр.), должны
строго регламентироваться федеральным
законом в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции
РФ Конституция Российской Федерации
(принята на всенародном голосовании 12
декабря 1993 года) // Российская газета.
1993. 25 декабря. .
Нельзя не согласиться с выводами
о том, что в обществе существуют различные
виды принуждения, и описанную схему вполне
можно считать классической для отечественной
административно-правовой доктрины. Примечательно,
что данная схема, включающая содержание
принуждения, его цели и средства их достижения,
предлагалась автором в качестве иллюстрации
объективных свойств принуждения. В подобных
схемах объединяются возможность применения
принуждения и реальная правоприменительная
практика. Признавая принципиальное отличие
друг от друга и, вместе с тем, тесную взаимосвязь
этих двух феноменов, авторы представляют
их в виде единого блока, взаимодействующего
с социальной средой Кононов П. И. Законодательство
об административном принуждении: проблемы
кодификации // Журнал российского права.
1998. № 8. С. 27-28. .
Ряд ученых-криминологов
полагают, что принуждение -- это средство
или совокупность средств, приемов и способов
воздействия на сознание личности, имеющих
своей целью доказать необходимость строгого
соблюдения законности См., например: Там
же. 27-30. .
С точки зрения других, принуждение
-- психологический прием воздействия, который «преследует
цель подвести профилактируемого... к внутреннему
осуждению антиобщественного поведения
и осознанию необходимости изменить его
в лучшую сторону...» Ветров Н. И. Профилактика
правонарушений среди молодежи. М.: Юридическая
литература, 1980. С. 98. .
Третьи рассматривают принуждение
как «процесс логического обоснования
необходимости соблюдения законов с целью
достижения их осознанного выполнения.
Каждая из приведенных точек зрения отражает
важные стороны этого понятия.
Вместе с тем, рассматривая
принуждение только как способ организации
воспитательного воздействия на личность
профилактируемого или как психологическое
средство, прием, с помощью которого осуществляется
процесс влияния субъекта профилактики
на ее объект, мы, как представляется, обедняем
содержание принуждения. Такой подход,
во-первых, не ориентирует на выявление
социального содержания принуждения;
во-вторых, не учитывает активности субъектов
профилактики; в-третьих, не фиксирует
специфики принуждения как способа профилактики
правонарушений, не тождественной воспитательной
функции.
Не умаляя значения психолого-педагогического
анализа понятия принуждения, представляется
более обоснованной точка зрения, согласно
которой принуждение следует рассматривать,
прежде всего, как социальный инструмент, как метод государственного
управления, с помощью которого социальные
субъекты обеспечивают достижение поставленных
обществом целей в сфере обеспечения порядка
и безопасности под административно-правовым
принуждением в системе государственного
управления следует понимать способы
непосредственного воздействия на сознание
и поведение управляемых объектов, позволяющие
учитывать потребности, интересы и устремления
различных социальных групп и каждого
человека в отдельности.
2.2. Соотношение административной
ответственности и административного принуждения
Административная ответственность
является одним из важнейших институтов
административного права. Административная
ответственность за конкретные виды правонарушения
устанавливается в различных нормативных
актах.
Законодатель, устанавливая
административную ответственность за
то или иное противоправное деяние, признает
тем самым, что это деяние представляет
общественную вредность, а некоторые из
них общественную опасность, дает ему
соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное
деяние и лицо его совершившее.