Меры административного пресечения
могут применяться как самостоятельно
(закрытие в связи с антисанитарным состоянием
предприятия общественного питания), так
и в совокупности с административными
взысканиями, при этом они обеспечивают
возможность взыскания, и, как правило,
им предшествует (задержание нарушителя
общественного порядка с последующим
наложением на него административного
штрафа).
Меры административного пресечения
многообразны - это свидетельствует о том,
что основное внимание в нашей стране
уделяется профилактике правонарушений,
своевременному предотвращению дальнейших
противоправных действий. Меры административного
пресечения используются не только для
защиты интересов общества, но и для защиты
интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя
(например, управление транспортным средством
в нетрезвом состоянии и т.п.).
Многообразные меры административного
пресечения можно сгруппировать по нескольким
видам:
1) меры, применяемые непосредственно
к личности правонарушителя (требование
прекратить неправомерное поведение,
административное задержание и т.д.);
2) меры имущественного
характера (изъятие холодного оружия);
3) меры технического
характера (запрещение эксплуатации
неисправного транспорта);
4) меры финансового
характера (прекращение кредитования);
5) меры медико-санитарного
характера (отстранение от работы
инфекционных больных);
6) меры, связанные с
осуществлением лицензионно-разрешительной
системы (отказ в выдаче лицензии
на тот или иной подлежащий
лицензированию вид деятельности);
7) Меры специального
или исключительного назначения (применение огнестрельного
оружия и спецсредств).
Меры взыскания.
Меры административного взыскания
представляют собой вид административной
ответственности, применяется за совершение
определенных правонарушений, а также
для предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем,
так и другими лицами.
Административное взыскание
занимает особое место в системе мер административного
принуждения. Их особенность состоит в
следующем:
- они носят ярко выраженный
санкционный характер,
- воспитательное воздействие от их применения
наиболее высоко, поскольку достигается
простым, быстрым и наглядным способом;
- взыскания могут применять
не только органы государственного
управления, но и другие субъекты
право применения;
- все административные
взыскания налагаются на основе специального
индивидуального акта управления - постановления
или решения;
- наложение административных
взысканий осуществляется уполномоченными
на то органами милиции в
определенном процессуальном порядке,
при котором учитывается характер
правонарушения, личность нарушителя,
обстоятельства, смягчающие и отягчающие
ответственность;
- являются эффективным
средством реализации института
ответственности (обязанность гражданина
дать отчет о своем неправомерном
поведении и понести наказание
в виде административного взыскания).
Административно-восстановительные
меры
Отмечая большое значение
предупредительных средств, следует признать,
что они не являются принудительными.
А вот восстановительные санкции - это особый вид административного
принуждения.
Восстановительные и пресекательные
средства прямо, непосредственно восстанавливают
правопорядок, прекращают неправомерное
поведение (снос самовольно возведенных
строений, взыскание недоимки, приостановление
работы, задержание и др.). Это средства
прямого понуждения к обеспечению правопорядка.
А взыскания -это меры негативного стимулирования.
Восстановительные меры применяются с
целью возмещения причиненного ущерба,
восстановления прежнего положения вещей.
Поэтому вид и размер этих мер зависит
от характера и размера вреда, причиненного
неправомерным деянием.
К ним относятся: меры материальной
ответственности (взыскание ущерба), снос
самовольно возведенных строений и сооружений,
административное выселение из самовольно
занятых жилых помещений, изъятие у организаций незаконно полученного,
пеня, взыскание недоимки.
Самовольно возведенные жилые
и нежилые строения (дома, дачи, гаражи,
сараи и т. п.) могут быть снесены. Вначале
глава администрации обязывает правонарушителя
своими силами и за свой счет снести самовольно возведенное строение
и привести земельный участок в порядок.
В случае, если это требование не будет
выполнено в месячный срок, он дает распоряжение
муниципальным органам о сносе строения
своими силами за счет виновного.
Изъятие у предприятий и учреждений незаконно полученного
состоит во взимании в доход бюджета сумм,
полученных предприятиями и организациями
путем нарушения финансовой дисциплины,
законодательства о ценах, реализации
нестандартной продукции и т. д.
Постановления об изъятии
принимаются государственными органами, осуществляющими
контроль за хозяйственной деятельностью
юридических лиц (органами стандартизации,
контроля за ценами и др.).
Административно-восстановительными
мерами являются и так называемые финансовые
санкции: взыскание недоимки, пеня.
Заключение
Итак, правильное использование
метода принуждения органами государственного
управления, в том числе органами внутренних
дел, обеспечивает эффективность управленческой
деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость
правопорядка, создает условия для постепенного
сокращения и ликвидации правонарушений.
Принуждение в сфере управленческой
деятельности направлено к тому, чтобы
обеспечить:
- правомерность поведения
участников управленческих отношений;
- функционирование и
защиту такого режима, при котором
бы неукоснительно выполнялись
правовые предписания;
- существования устойчивой
системы управленческих отношений,
базирующихся на основах законности.
Принуждение является в полной
мере правовым, подчиняется общим принципам
права, применяется на основе строгой
правовой регламентации, нормативного
установления оснований, порядка и процедуры
реализации, конкретных мер принудительного
воздействия.
Назначение принуждения состоит
в восстановлении социальной справедливости,
воспитании правонарушителей, предупреждении
новых правонарушений. При этом принуждение
не имеет цели причинить нарушителю физические
страдания или унизить его человеческое
достоинство.
Вместе с тем оно содержит
карательный и устрашающий элементы, которые,
однако, носят подчинительный характер
и направлены на предупреждение правонарушений,
воспитание и исправление лиц, их совершивших.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные
акты
1. Конституция Российской
Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская
газета. 1993. 25 декабря.
2. Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях:
Федеральный закон № 195-ФЗ от 30
декабря 2001 года // Российская газета.
2001. 31 декабря.
3. О концепции правовой
информатизации России: Указ Президента
Российской Федерации от 28 июня 1993
года // Собрание актов Президента
и Правительства РФ. 1993. № 27. Ст. 2521.
II. Литература
4. Aлeхин А. П., Кармолицкий
А. А., Козлов Ю. М. Административное
право Российской Федерации: Учебник.
М.: Зерцало, 2005. 911 с.
5. Административное право
и административная деятельность
органов внутренних дел: Учебник
/ Под ред. Л. Л. Попова. М.: Академия МВД СССР, 1990. 376 с.
6. Базылев Б. Т. Государственное
принуждение и правовые формы
его осуществления в советском
обществе: Автореф. дисс.: канд. юрид. наук.
Киев, 1968. 22 с.
7. Бахрах Д. Н. Административное
право: Учебник. Общая часть. М.: Бек,
2001. 524 с.
8. Бахрах Д. Н. Административное
принуждение в СССР, его виды
и основные тенденции развития.
М., 1972. 187 с.
9. Бернштейн Д. И. Правовая
ответственность как вид социальной
ответственности и пути ее
обеспечения: Монография. Ташкент, 1989.
411 с.
10. Венгеров А. Б. Теория государства
и права: Учебник. М.: Юрист, 2005. 336 с.
11. Веремеенко И. И. Административно-правовые
санкции. М.: Юридическая литература,
1975. 78 с.
12. Ветров Н. И. Профилактика
правонарушений среди молодежи.
М.: Юридическая литература, 1980. 187 с.
13. Дихтиевский П. В. Теоретические
и практические проблемы административного
принуждения в системе личной
безопасности // Журнал российского
права. 2004. № 11. С. 59-67.
14. Клюшниченко А. П. Меры
административного принуждения, применяемые
милицией (Особенности. Классификация.
Система выражения): Учебное пособие. Научно-исследовательский
и редакционно-издательский отдел. Киев,
1979. 97 с.
15. Козюбра Н. И. Убеждение
и принуждение в советском
праве. Киев: Наукова думка, 1979. 308 с.
16. Кононов П. И. Законодательство
об административном принуждении: проблемы
кодификации // Журнал российского права.
1998. № 8. С. 27-34.
17. Коренев А. П. Административное
право России. Ч. 1. М., 2004. 324 с.
18. Ксензова Г. Ю. Оценочная
деятельность учителя: Учебно-методическое
пособие. М.: Педагогическое общество России,
2001. 210 с.
19. Ксензова Г. Ю. Перспективные
школьные технологии: Учебно-методическое
пособие. М.: Педагогическое общество
России, 2000. 117 с.
20. Попов Л. Л. Убеждение
и принуждение. М.: Московский рабочий,
1968. 211 с.
21. Советское административное
право. Методы и формы государственного
управления. М.: Юридическая литература,
1977. 97 с.
22. Студеникина М. С. Соотношение
административного принуждения
и административной ответственности
// Советское государство и право. 1968. №
10. С. 69-73.
23. Теория управления в
сфере правоохранительной деятельности:
Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. В.Д. Малкова.
М., 2004. 521 с.