Принуждение как метод осуществления государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ понятия и сущности административного принуждения.
К задачам исследования можно отнести следующие:
- определение места принуждения в системе социального регулирования;
- определение видов осуществления исполнительной власти;
- определение существенных признаков административного принуждения;
- определение соотношения понятий «административное принуждение» и «административная ответственность»;
- анализ видов административного принуждения.

Файлы: 1 файл

курсач тани.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания, и, как правило, им предшествует (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

Меры административного пресечения многообразны - это свидетельствует о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать по нескольким видам:

1) меры, применяемые непосредственно  к личности правонарушителя (требование  прекратить неправомерное поведение, административное задержание и т.д.);

2) меры имущественного  характера (изъятие холодного оружия);

3) меры технического  характера (запрещение эксплуатации  неисправного транспорта);

4) меры финансового  характера (прекращение кредитования);

5) меры медико-санитарного  характера (отстранение от работы инфекционных больных);

6) меры, связанные с  осуществлением лицензионно-разрешительной  системы (отказ в выдаче лицензии  на тот или иной подлежащий  лицензированию вид деятельности);

7) Меры специального  или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия и спецсредств).

Меры взыскания.

Меры административного взыскания представляют собой вид административной ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений, а также для предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

- они носят ярко выраженный  санкционный характер,

- воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;

- взыскания могут применять  не только органы государственного  управления, но и другие субъекты  право применения;

- все административные  взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения;

- наложение административных  взысканий осуществляется уполномоченными  на то органами милиции в  определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер  правонарушения, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

- являются эффективным  средством реализации института  ответственности (обязанность гражданина  дать отчет о своем неправомерном  поведении и понести наказание  в виде административного взыскания).

Административно-восстановительные меры

Отмечая большое значение предупредительных средств, следует признать, что они не являются принудительными. А вот восстановительные санкции - это особый вид административного принуждения.

Восстановительные и пресекательные средства прямо, непосредственно восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение (снос самовольно возведенных строений, взыскание недоимки, приостановление работы, задержание и др.). Это средства прямого понуждения к обеспечению правопорядка. А взыскания -это меры негативного стимулирования. Восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием.

К ним относятся: меры материальной ответственности (взыскание ущерба), снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение из самовольно занятых жилых помещений, изъятие у организаций незаконно полученного, пеня, взыскание недоимки.

Самовольно возведенные жилые и нежилые строения (дома, дачи, гаражи, сараи и т. п.) могут быть снесены. Вначале глава администрации обязывает правонарушителя своими силами и за свой счет снести самовольно возведенное строение и привести земельный участок в порядок. В случае, если это требование не будет выполнено в месячный срок, он дает распоряжение муниципальным органам о сносе строения своими силами за счет виновного.

Изъятие у предприятий и учреждений незаконно полученного состоит во взимании в доход бюджета сумм, полученных предприятиями и организациями путем нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, реализации нестандартной продукции и т. д.

Постановления об изъятии принимаются государственными органами, осуществляющими контроль за хозяйственной деятельностью юридических лиц (органами стандартизации, контроля за ценами и др.).

Административно-восстановительными мерами являются и так называемые финансовые санкции: взыскание недоимки, пеня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.

Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить:

- правомерность поведения  участников управленческих отношений;

- функционирование и  защиту такого режима, при котором  бы неукоснительно выполнялись  правовые предписания;

- существования устойчивой  системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности.

Принуждение является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия.

Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство.

Вместе с тем оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчинительный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативные акты

1. Конституция Российской  Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях: Федеральный закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года // Российская газета. 2001. 31 декабря.

3. О концепции правовой  информатизации России: Указ Президента  Российской Федерации от 28 июня 1993 года // Собрание актов Президента  и Правительства РФ. 1993. № 27. Ст. 2521.

II. Литература

4. Aлeхин А. П., Кармолицкий  А. А., Козлов Ю. М. Административное  право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало, 2005. 911 с.

5. Административное право  и административная деятельность  органов внутренних дел: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.: Академия МВД СССР, 1990. 376 с.

6. Базылев Б. Т. Государственное  принуждение и правовые формы  его осуществления в советском  обществе: Автореф. дисс.: канд. юрид. наук. Киев, 1968. 22 с.

7. Бахрах Д. Н. Административное  право: Учебник. Общая часть. М.: Бек, 2001. 524 с.

8. Бахрах Д. Н. Административное  принуждение в СССР, его виды  и основные тенденции развития. М., 1972. 187 с.

9. Бернштейн Д. И. Правовая  ответственность как вид социальной  ответственности и пути ее  обеспечения: Монография. Ташкент, 1989. 411 с.

10. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2005. 336 с.

11. Веремеенко И. И. Административно-правовые  санкции. М.: Юридическая литература, 1975. 78 с.

12. Ветров Н. И. Профилактика  правонарушений среди молодежи. М.: Юридическая литература, 1980. 187 с.

13. Дихтиевский П. В. Теоретические  и практические проблемы административного  принуждения в системе личной  безопасности // Журнал российского  права. 2004. № 11. С. 59-67.

14. Клюшниченко А. П. Меры  административного принуждения, применяемые милицией (Особенности. Классификация. Система выражения): Учебное пособие. Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел. Киев, 1979. 97 с.

15. Козюбра Н. И. Убеждение  и принуждение в советском  праве. Киев: Наукова думка, 1979. 308 с.

16. Кононов П. И. Законодательство об административном принуждении: проблемы кодификации // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 27-34.

17. Коренев А. П. Административное  право России. Ч. 1. М., 2004. 324 с.

18. Ксензова Г. Ю. Оценочная  деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 210 с.

19. Ксензова Г. Ю. Перспективные  школьные технологии: Учебно-методическое  пособие. М.: Педагогическое общество  России, 2000. 117 с.

20. Попов Л. Л. Убеждение  и принуждение. М.: Московский рабочий, 1968. 211 с.

21. Советское административное  право. Методы и формы государственного  управления. М.: Юридическая литература, 1977. 97 с.

22. Студеникина М. С. Соотношение  административного принуждения  и административной ответственности // Советское государство и право. 1968. № 10. С. 69-73.

23. Теория управления в  сфере правоохранительной деятельности: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. В.Д. Малкова. М., 2004. 521 с.

 

 


Информация о работе Принуждение как метод осуществления государственной власти