Принуждение в административной деятельности органов внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 19:17, контрольная работа

Описание работы

Понятие административного принуждения.
Виды административного принуждения;
2. Задача
Берлиоз управлял автомобилем, не имея права управления (никогда не получал водительского удостоверения).

Файлы: 1 файл

адм деят готовая.docx

— 39.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 


 


План

 

1. Вариант 14: Принуждение в административной деятельности органов внутренних дел:

1.1. Понятие административного принуждения.

1.2. Виды административного принуждения;

2. Задача № 14.

 

Вариант 14

Принуждение в административной деятельности органов внутренних дел.

 

1.1. Понятие административного принуждения

Органам внутренних дел для выполнения возложенных на них задач и обязанностей предоставляется право применять меры административного принуждения, которые используются для защиты общественных отношений от противоправных посягательств. Охраняя неприкосновенность личности, ее права, свободы, законные интересы граждан, органов, предприятий, учреждений и организаций, органы внутренних дел правомочны применять принуждение к тем, кто не поддается влиянию мер убеждения, принуждать правонарушителей к соблюдению норм права, принудительно подчинять их правопорядку. Меры принуждения могут применяться и к лицам, не совершающим правонарушений, в целях предупреждения правонарушений или наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях и других чрезвычайных обстоятельствах.

Полномочия органов внутренних дел и их сотрудников на применение и использование мер административного принуждения закреплены законами и иными нормативными актами.

Широкими полномочиями на применение мер принуждения наделена полиция. Охраняя общественный порядок, обеспечивая общественную безопасность и реализуя другие функции, сотрудники полиции могут в соответствии с законом самостоятельно и немедленно принимать меры к недопущению и пресечению правонарушений, привлечению виновных к ответственности. В противном случае промедление может привести к угрозе личной и имущественной безопасности граждан, к нанесению ущерба общественному порядку, интересам общества и государства. Скажем, совершающееся мелкое хулиганство или иное действие, нарушающее общественный порядок, сотрудник полиции обязан немедленно пресечь не только мерами убеждения, но и принуждения. Обнаружив автомашину с неисправными тормозами на линии или хранение огнестрельного оружия в помещении, не отвечающем соответствующим требованиям, сотрудник полиции немедленно принимает меры для устранения нарушений, не ожидая согласия заинтересованных лиц или разрешения какого-либо органа.

Административно-правовое регулирование принуждения в системе государственного управления относится к числу мало разработанных проблем в современной юридической литературе.

До недавнего времени основное внимание было уделено соотношению убеждения и принуждения в советском праве и в государственном управлении1.

Ведущим, главным методом государственного управления и борьбы с правонарушениями, включая административные проступки, являлся метод убеждения. «Метод психического воздействия на сознание и поведение граждан, проявляющийся в широком комплексе воспитательных, рекомендательных, разъяснительных мероприятий, применяемых в целях обеспечения правомерности поведения, обеспечения организованности и дисциплинированности людей во всех сферах общественной жизни в период зрелого социализма»2.

В первые годы после провозглашения Россией государственного суверенитета административное принуждение приобретает практическую и теоретическую значимость в государственной системе обеспечения личной безопасности. Оно используется как средство обеспечения безопасности прав и интересов граждан, то есть выполняет карательную функцию.

Сам факт обращения к средствам принудительного характера, которые применяются не только в качестве наказания за правонарушение, но и для их предупреждения, означает, что административное принуждение в обеспечении личной безопасности следует понимать значительно шире, чем реализацию санкций административно-правовых норм3.

Таким образом, сегодня под административно-правовым принуждением в системе государственного управления следует понимать способы непосредственного воздействия на сознание и поведение управляемых объектов, позволяющие учитывать потребности, интересы и устремления различных социальных групп и каждого человека в отдельности.

 

1.2. Виды административного принуждения

Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о классификации мер административного принуждения.

В административно-правовой литературе высказываются различные точки зрения о классификации мер административного принуждения. Так одни авторы считают, что в группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (приостановление работы предприятия).

Они утверждают, что критерием классификации мер административного принуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить непосредственная цель применения тех или иных мер, и они делятся на две подгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовые санкции. Из изложенного делается вывод о том, что система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений:

  1. административно-процессуальные меры;
  2. административно-предупредительные меры;
  3. административно-правовые санкции.

При этом отмечается, что административно-правовые санкции осуществляют охрану правопорядка и с помощью кары, восстановления и принудительного исполнения правовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно они могут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер. Под административно-правовой санкцией предлагается понимать «элемент нормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащей указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления, либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административном порядке4.

Административно-предупредительные меры.

Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых — предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности. Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.

К административно-предупредительным мерам относят:

  • административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
  • таможенный досмотр;
  • специальный контроль пассажиров и судов гражданской авиации;
  • привод, регистрация и официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения;
  • изъятие огнестрельного оружия у лиц, страдающих психическими заболеваниями;
  • проверка документов (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне и др.);
  • предрейсовое освидетельствование водителей автомототранспорта;
  • закрытие границы на участке, сопряженном с территорией, пораженной эпидемией (эпизоотией);
  • прекращение движения транспорта при ремонте дорог, электрокабелей;
  • ограничение права водопользования и т.п.

Главная особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях, когда интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений.

Меры административного пресечения.

Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития.

В отличие от административно-предупредительных мер — меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия.

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания, и, как правило, им предшествует (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

Меры административного пресечения многообразны — это свидетельствует о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать по нескольким видам:

  1. меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, административное задержание и т.д.);
  2. меры имущественного характера (изъятие холодного оружия);
  3. меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта);
  4. меры финансового характера (прекращение кредитования);
  5. меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных);
  6. меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности);
  7. Меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия и спецсредств).

В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения.

Меры взыскания.

Меры административного взыскания представляют собой вид административной ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений, а также для предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

  • они носят ярко выраженный санкционный характер,
  • воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;
  • взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты право применения;
  • все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления — постановления или решения;
  • наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
  • являются эффективным средством реализации института ответственности (обязанность гражданина дать отчет о своем неправомерном поведении и понести наказание в виде административного взыскания).

Информация о работе Принуждение в административной деятельности органов внутренних дел