Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 16:33, реферат
Цель реферата – исследовать положение женщин в административном аппарате государственной службы (на примере Аппарата Правительства Ростовской области).
Для выполнения поставленной задачи необходимо решить ряд взаимозависящих друг от друга задач:
• описать положение женщин в административном аппарате (на примере Аппарата Правительства Ростовской области);
• выявить факторы, влияющие на продвижение женщин по службе;
• охарактеризовать программу планирования карьеры женщины на государственной службе;
• выявить степень влияния политических партий в продвижении женщин на уровень принятия решений.
Введение 3
1. Женщина на государственной гражданской службе (на примере Аппарата Правительства Ростовской области) 5
2. Факторы, влияющие на продвижение женщин по службе 9
3. Роль политических партий в продвижении женщин на уровень принятия решений 12
Заключение 15
Список литературы 17
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при
ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Южно-Российский институт управления - филиал
Факультет управления
Специальность/Направление подготовки: ГМУ
Кафедра: Государственного и муниципального управления
Реферат
«Привлечение женщин на госслужбу службу, особенно в категорию «руководители»»
Выполнила:
студентка факультета управления
группа 551
Нициевская А.С.
Проверил:
пр. Ерохин Г.С.
Ростов-на-Догну
2014 г.
Содержание
Введение 3
1. Женщина на государственной гражданской службе (на примере Аппарата Правительства Ростовской области) 5
2. Факторы, влияющие на продвижение женщин по службе 9
3. Роль политических партий в продвижении женщин на уровень принятия решений 12
Заключение 15
Список литературы 17
Гендерный вопрос, как несложно догадаться, в наше время далек от утраты своей актуальности. Вопросы поиска баланса прав, возможностей и поведения мужчин в современном мире волнует все больше людей, касается фактически всех сфер бщесвенной жизни и традиционно поднимается в контексте сколько-нибудь значимых на перспективу событий. При всем при этом однозначности мнений и, более того, даже однозначности подходов здесь совершенно на наблюдается. Одни люди однозначно и совершенно четко отстаивают мнение о необходимости вовлечения в равной степени мужчин и женщин абсолютно во все сферы. Другие люди полагают это категорически недопустимым и, собственно, даже и не возможным. Наконец, есть немало и тех, кто относится к сторонникам некоего универсального подхода, сводящегося к необходимости применения всякий раз различных критериев оценки ситуации.
Весьма нетривиальный пример возможности наличия или отсутствия баланса представленности полов являет собой сфера государственной службы. По сути, госслужба сама по себе во многом не похожа на прочие формы занятости, трудовой деятельности. В каких-то государствах женская эмансипация привела к фактическому равенству количественного состава мужчин и женщин на госслужбе, в других странах по-прежнему доминируют мужчины. Нельзя забывать и о том, что есть и примеры полной непредставленности женского пола в структурах, относящихся к системе государственной службы.
В современных условиях развития современного общества, женщина активно выходит на политическую арену, успешно работает в большом и малом бизнесе. Примеры таких стран, как США, Норвегия, Великобритания, Германия, где женщины занимали и занимают ключевые государственные посты, известны всем. Женщина заявила себя на первых ролях даже в странах Востока (Турция, Пакистан, Индия, Филиппины). Теперь и в России женщину все чаще можно встретить в парламенте, правительственных учреждениях, в руководстве банков, холдинговых компаний, солидных совместных предприятий.
Цель моего реферата - исследовать положение женщин в административном аппарате государственной службы (на примере Аппарата Правительства Ростовской области).
Для выполнения поставленной задачи необходимо решить ряд взаимозависящих друг от друга задач:
Последнее время демографы и социологи ставят проблему феминизации страны, т.к. увеличивается преобладающая доля женщин в численном составе населения, резко увеличивается число женщин в производственной сфере, кроме того, ряд сфер малого бизнеса являются исключительно женскими. Реалии сегодняшнего дня таковы, что уже никого не удивляют женщины-офицеры в армии, в правоохранительных органах, в суде.
Феномен власти и дискриминация женщин в продвижении на высшие государственные должности с давних пор порождали столько объяснений, обоснований и сомнений, сколько вызывает тема взаимоотношения полов. Ученые из Гарвардского Университета установили, что в первой пятерке мужских страхов страх властных женщин занимает третье место, оттеснив страх интеллектуальной неполноценности на четвертое место. Таким образом, карьера женщин в обществе с предрассудками - это даже не вопрос, а серьезная проблема с определенным результатом. Заостряя эту проблему, М. В. Розанова (издатель выходящего в Париже русского литературного журнала «Синтаксис») подчеркивает: «К феминизму отношусь очень плохо, потому что феминизма мне мало. Я - матриархатчица. Я точно знаю, что мы есть - сильный пол, и от нас зависит, быть или не быть семье, человечеству. И если бы мы обустраивали это (российское - Р. К.) государство, то оно было бы намного лучше. В любой из нас живет министр экономики, в любой из нас заложен элементарный здравый смысл, чего очень часто нет у мужчин. И нам пора брать власть». 1
Социально ориентированная политика независимых государств должна определять женщину как равноправный субъект общества, а не объект «охранных действий». Как равноправный субъект в утверждающемся правовом государстве, она вправе претендовать на равные возможности в разработке и принятии государственных решений, не ограничиваясь лишь исполнительными функциями, в данном случае - на государственной службе.
Исторический опыт самоутверждения женщины в обществе и вовлечение ее в сферу государственного управления имеет оптимистические прогнозы. Но нужен точный учет востребованности женщин в различных сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в сфере государственного управления.
Следует отметить, что половозрастная
статистика должностного состава
государственных служащих Российской
Федерации, введенная в стране после выхода
Указа Президента РФ «О повышении роли
женщин в системе федеральных органов
государственной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации»
от 30.06.1996 № 1005 (документ утратил силу в связи с изменением Указа Пре6зидента
РФ от 26.11.2001 г. № 13602).
Также хотелось бы отметить, что на этом же делается акцент и в проекте федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации», внесенного депутатами Екатериной Лаховой, Вячеславом Володиным, Олегом Морозовым, Геннадием Райковым и принятого в первом чтении 16 апреля 2003 года: «Проблема полового неравенства в России весьма причудлива. Казалось бы, женщины составляют меньшинство в высших эшелонах управления. Но если посмотреть на судейство - весьма элитную, высокооплачиваемую и привилегированную группу - большинство там составляют женщины».
Таким образом, системный подход первичного учета и отчетности гендерной статистики позволит адресно говорить о продолжающихся причинах устойчивой невостребованности женских кадров в верхних эшелонах государственных должностей. В свою очередь, такой учет будет способствовать изменению общественного восприятия к проблеме женщины у власти. Во всяком случае, гендерная статистика будет способствовать сокращению этапности в продвижении женщины по иерархической лестнице реестра государственных должностей, как это делается, например, в Великобритании.
Продвижение женщины на руководящие должности - это не только функция удовлетворения индивидуальных (личных) стремлений самореализации и даже не решение функций занятости, это результат проявления социального прогресса.
Реформа государственных структур органов управления повлекла за собой быстрый рост количества руководящих должностей, занимаемых в основном мужчинами. Самоутверждение мужчины в своем служебном движении имеет тенденцию поступательности роста, у женщин же замедляется или приостанавливается, или даже вообще идет на спад.
Неуверенность в служебном росте и осознание
женщинами своей невостребованности на
уровне высших государственных должностей
находит свое подкрепление в системе ценностей
мужских приоритетов, касающихся использования
профессионально-
Концепция женской занятости, разработанная Институтом экономики РАН под руководством Л. С. Ржаницкой, приводит достаточно веские аргументы в пользу равного представительства мужчин и женщин в структуре правящей элиты. В числе этих аргументов следующие:
1. Существенная роль женщины в материальном обеспечении семьи: примерно 40% семейного дохода пополняется женами.
2. Учет особенностей самой женской рабочей силы: малая мобильность, ориентация на благоприятные режимы относительно двойной занятости, господство традиционных представлений о занимаемых женщинами государственных должностей по принципу достаточного применения на несложных технических и интеллектуальных видах работ и т.д.
Для более четкого понимания места женщин структуре правящей элиты, приведем сухие цифры собственных расчетов по политической гендерной статистике, которая в российских условиях сама по себе является исследовательским результатом (на примере аппарата правительства Ростовской области (таблица 1.)). Цифры свидетельствуют о существующем систематическом гендерном дисбалансе. Разница в показателях подтверждает вышесказанное о том, что ситуация складывается таким образом, что существует явно выраженная недопредставленности женщин на верхних ступенях власти.
Гендерные распределения внутри каждого отдельно взятого органа власти или ветви власти выглядят в «форме пирамиды» - где больше власти, там меньше женщин. Цифры представленности женщин на федеральном уровне в сравнении с региональным для каждой из ветвей власти не сильно отличаются. И такая тенденция наблюдается уже не одно десятилетие.
Таблица 1. Гендерная статистика служащих аппарата Правительства Ростовской области
3
Аппарат Правительства Ростовской области | |||
ВСЕГО СОТРУДНИКОВ 242 ЧЕЛОВЕКА | |||
Мужчины - 90 |
Женщины - 152 | ||
Категория «руководители» |
42 |
Категория «руководители» |
23 |
- руководитель |
6 |
- руководитель |
0 |
- начальник |
17 |
- начальник |
8 |
- заместитель |
7 |
- заместитель |
3 |
- заведующий |
12 |
- заведующий |
12 |
остальные категории |
48 |
остальные категории |
129 |
Сегодня социальные условия не позволяют женщине использовать конституционные нормы и юридические права в целях реального продвижения по службе в силу ее зависимости от семейных и иных обстоятельств. Я бы хотела обратить внимание на следующие факторы, влияющих на продвижение женщин по службе:
Экономические. Обостряющаяся ситуация с ресурсами труда меняет традиционное соотношение между полами: многие семьи в переходный период обрекаются на решение проблем выживания. И тогда особенно обостряются, с одной стороны, взрывоопасные тенденции в сфере занятости, когда мужчинам приходится мириться с утратой относительных экономических привилегий, а с другой стороны, общие тенденции феминизации безработицы вынуждают женщин круто менять профессию, что, в первую очередь, влияет на взаимоотношения полов. Кардинальные экономические перемены вынудили женщин, имеющих высшее образование, менять свою квалификацию. Наблюдения показывают, что именно из этой категории женщин все активнее формируется социальная группа, проходящая все этапы становления малого бизнеса. Мировая статистика показывает, что именно в этой нише управления более устойчивы женщины-руководители. В рекомендациях Европейского Сообщества предлагается всем правительствам развивать специальные программы и государственные структуры по поддержке инициатив женщин в сфере предпринимательства. Во многих странах созданы поощрительные условия для женщин по ведению собственного дела в сочетании с выполнением семейных обязанностей. Женщины в постсоветских республиках вынуждены действовать без поддержки государства в преимущественно мужской предпринимательской среде, сумевшей перераспределить ресурсы и собственность в свою пользу. При такой конкуренции права женщин в части реализации предпринимательских инициатив фактически дискриминируются по ключевым позициям: аренда, приобретение оборудования и сырьевых ресурсов, получение кредитов и т.д.
Социальные. Общемировая проблема перераспределения мужской и женской ролей в обществе и семье стоит особенно остро. Традиционно в системе государственной службы функцию решения выполняет мужская половина государственных служащих, а вторую - исполнение - женская. В разработке стратегических государственных решений, допустим, в сфере внутренней политики государства, в достижении конечных результатов труда, предпочтение в распределении, а, следовательно, в потреблении отдается мужской половине со всеми вытекающими последствиями. Происходит скрытая дискриминация в распределении мужских и женских ролей. Клубок противоречий в социальной сфере, как жизненно важной основе развития государства, никогда не будет распутан, пока не будет найден «посредник» между двумя социальными группами: «исполнителями»- женщинами и «решателями»- мужчинами. Таким посредником может стать гендерный нейтралитет в кадровой политике.4
Информация о работе Привлечение женщин на госслужбу службу, особенно в категорию «руководители"