Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 16:33, реферат
Цель реферата – исследовать положение женщин в административном аппарате государственной службы (на примере Аппарата Правительства Ростовской области).
Для выполнения поставленной задачи необходимо решить ряд взаимозависящих друг от друга задач:
• описать положение женщин в административном аппарате (на примере Аппарата Правительства Ростовской области);
• выявить факторы, влияющие на продвижение женщин по службе;
• охарактеризовать программу планирования карьеры женщины на государственной службе;
• выявить степень влияния политических партий в продвижении женщин на уровень принятия решений.
Введение 3
1. Женщина на государственной гражданской службе (на примере Аппарата Правительства Ростовской области) 5
2. Факторы, влияющие на продвижение женщин по службе 9
3. Роль политических партий в продвижении женщин на уровень принятия решений 12
Заключение 15
Список литературы 17
Демографические. Складывающаяся демографическая ситуация, иллюстрирующая положение женщины в глобальном измерении человеческого развития, существенно влияет на гендерное соотношение в структуре административно-управленческой элиты. Социополовое измерение соотношения представительства мужчин и женщин в эшелонах власти объективно будет зависеть от тенденции "взросления" работающего населения. Складывающаяся демографическая ситуация формирует кадровый потенциал на государственной службе. Сегодня надо рассматривать женщин, достигших сорокалетнего возраста и занимающих ведущие и высшие государственные должности, как невостребованный кадровый резерв.
Биологические. Мужчина больше подвержен стрессу, менее терпим к боли. Женский организм более выживаем. Женщина должна выносить ребенка, вырастить и опекать его до тех пор, пока он не станет самостоятельным и жизнеспособным. Женщина несет ответственность за семейство в широком смысле этого слова. Они более жизненно приспособляемы к окружающей среде.
Психологические. К числу основных причин, влияющих на продвижение женщин по службе, важно выделить психологический фактор. Женщине, прервавшей трудовую деятельность по различным причинам, очень трудно адаптироваться не только на работе, но и в квалификационных требованиях к той или иной должности. Поэтому она согласна на любую работу, осознанно не претендуя на ту должность, которая бы соответствовала ее опыту и знаниям или, по крайней мере, на сокращение этапности продвижения по службе. Существенное значение имеет и тот факт, как показывает зарубежный опыт, что там, где уже введена практика приема на государственную службу на конкурсной основе, дискриминация женщин проводится сознательно. Это утверждают многие социологические исследования, да и опросы самих женщин на Западе, которые уже столкнулись с этим. Женщина заведомо и сознательно не добивается своего продвижения по службе. Британские психологи по итогам исследований пришли к выводу о том, что женщины, стремящиеся к профессиональной карьере, должны уделять главное внимание повышению деловой квалификации и образованию, а честолюбивые мужчины могут продвинуться по службе, составив компанию своему боссу для игры в гольф.5
Таким образом, складывающиеся экономические, социальные, демографические и другие условия в обществе существенно подводят к пониманию социополового измерения природы карьерных служащих, служба которых подчинена реестру государственных должностей. С формированием социально-правового института государственной службы идет объективно меняющийся процесс равного полового представительства в структуре административно-управленческой элиты. Эволюция философии соотношения первичности и вторичности, соответственно мужского и женского пола, меняет психологию общественного восприятия женщины в сфере властных отношений.
Мнение о том, что вопрос более активного участия женщин в большой политике из области игры в демократию продиктован традиционными стереотипами общества о якобы непригодности женщин для участия в сугубо мужской игре - «большой» политике.
Первый стереотип: женщины психологически не готовы делать это «грязное дело».
Второй стереотип: пол для политики не имеет значения. Главное - профессионализм. Но, ни для кого не секрет, что мужская политическая элита декларирует первостепенную значимость обеспечения общих интересов населения (нации, государства), но под этой маркой отстаивает, прежде всего, свои собственные геополитические интересы.
Третий стереотип: женщины не умеют добывать деньги, они могут их только распределять. По этой причине, женщины сконцентрированы в политике в комитетах и комиссиях, которые нацелены на решение круга проблем, связанных, по преимуществу, со здравоохранением, образованием, социальным обеспечением и прочих. Но «мужские» сферы политики, такие как: армия, распределение денег, жилья - более всего коррумпированы, а потому доступ туда женщин ограничен.
Четвертый стереотип: женщины, попавшие в политику по квоте, изначально дискриминированы, никто при их выдвижении не смотрит собственно на их профессиональные качества. Есть опасения, что женщины могут оказаться не самыми достойными, что квотирование приведет в Парламент или в структуры власти женщин, которые будут представлять пол, но не будут представлять гендер. И все же, общество меняется, вместе с ним меняется отношение к женщине.
Так, в странах Запада, где давно существует многопартийная система, пересмотрели систему своих отношений с женской частью населения, от которой все чаще зависит исход выборов в органы власти. Во многих странах Европейского союза, Канады, политические партии давно и активно используют систему квотирования женского участия в политике. И партии, и правительства целенаправленно осуществляют политику продвижения женщин, координируя ее на межправительственном уровне.6
Причины, по которым продвижение женщин недостаточно быстрое: зависимость подавляющей части кандидатов во время избирательной кампании от административного ресурса; высокая зависимость бизнеса от власти; отсутствие осознанного отношения к правам женщин в депутатском корпусе страны, среди государственных чиновников, лидеров партий; превалирование корпоративных интересов над общественными, общая агрессивность политической среды, множественные фальсификации во время избирательных кампаний и т.д., то есть массированное использование грязных технологий и по гендерному принципу и безотносительно к полу кандидата.
Решение проблемы вовлечения женщин в сферу государственного
управления видится, прежде всего, на путях
преодоления мужских стереотипов относительно
феминизации безработицы, феминизации
института государственной службы. Снятие
их позволило бы, наверное, согласиться
с тем, что увеличение численного представительства
женщин на руководящих должностях и есть
критерий использования их интеллектуально-
Таким образом, гендерная проблематика, касательно государственной службы в целом и в частности в отношении ее высших органов государственного управления,- это не просто защита и реализация равных прав женщин и мужчин, а посягательство на традиционное однополовое представительство в высшем реестре государственных должностей. Сегодня это заявка на изменение традиционного отношения к подбору руководящих кадров, основывающаяся на новых критериях оценки качественных характеристик персонала управления. Отбор и критерии оценок выдвижения кадров на руководящие должности должны отвечать не просто антидискриминационным задачам по отношению к женщинам, а рассматриваться с позиции стратегических задач государственной политики.
Сегодня новые подходы в отношении роли мужчин и женщин на уровне высших государственных должностей - это, прежде всего, разработка программ служебного роста женщин всех возрастов, предусматривающих планирование карьеры, систему дифференциации, профессиональную подготовку и переподготовку, публичное обсуждение статуса мужчины и женщины в обществе, семье. Сегодня надо признать и то, что совместное выполнение женщинами и мужчинами производственных и родительских обязанностей способствует более широкому участию женщин в жизни общества, для чего необходимо обеспечивать сбалансированное сочетание семейной жизни и трудовой деятельности.
1 Канапьянова Р. Философия гендерного соотношения в структуре административно-управленческой элиты. - Алматы: Жибек Жодлы, 1998. - С. 21
2 Указ Президента РФ от 30.06.1996 N 1005 «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Сохранение законодательства РФ», 01.07.1996, N 27, ст. 3238; Указ Президента РФ от 26.11.2001 N 1360 (ред. от 20.09.2010) «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.12.2001, N 49, ст. 4611.
3 Правительство Ростовской области [Электронный ресурс] URL: http://www.donland.ru
4 Е.В. Киселева. Планирование и развитие карьеры.:- Вологда, 2010 г., с 120
5 Р.М. Канапьянова. Философия гендерного соотношения в структуре административно-управленческой элиты.: - М., 2009. - 124 с.
6 Сейдахметова Б. Роль политических партий в продвижении женщин на уровень принятия решений // Деловой мир глазами женщин. - 2007. - http://businesswomen.kz/
Информация о работе Привлечение женщин на госслужбу службу, особенно в категорию «руководители"