Признаки административной ответственности и виды административных взысканий
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 19:51, реферат
Описание работы
Административная ответственность — разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
Признаки
административной ответственности и виды
административных взысканий
Административная ответственность —
разновидность юридической ответственности,
которая выражается в применении административного
наказания к лицу, совершившему административное
правонарушение. Понятие административного
правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП
РФ: «Административным правонарушением
признается противоправное, виновное
действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое настоящим
Кодексом или законами субъектов Российской
Федерации об административных правонарушениях
установлена административная ответственность».
С учетом этого определения можно называть
следующие признаки административного
правонарушения:
деяние - акт волевого, осознанного поведения,
может быть действием (переход улицы на
красный сигнал светофора) или бездействием
(неявка в суд для исполнения обязанности
присяжного заседателя);
антиобщественный
характер - посягательство на интересы
гражданина, государства и общества: обобщенный
перечень таких интересов дан в ст. 1.2 КоАП РФ и конкретизируется в содержащихся в нем правовых нормах;
виновность - аналогичная уголовному праву конструкция
с умыслом и неосторожностью (ст. 2.2 «Формы
вины» КоАП РФ);
противоправность
- ситуация, при которой объект
посягательства не только представляет
определенную ценность для личности, государства
и общества, но и охраняется правом.
Важно понятие наказуемости,
при которой административное наказание
является установленной государством
мерой ответственности за совершение
административного правонарушения (ст.
3.1 КоАП РФ).
Виды административных взысканий определены
в ст. 3.2 КоАП РФ.
За совершение административных правонарушений
могут применяться следующие административные
наказания:
предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством;
административный
штраф. Это денежное взыскание, размер
которого определяется в статье, устанавливающей
ответственность за конкретное правонарушение;
возмездное изъятие
орудия совершения или предмета административного
правонарушения. Принудительно изымаемая вешь продается, а бывшему собственнику вещи выплачиваются деньги, вырученные от ее продажи за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;
конфискация орудия
совершения или предмета административного
правонарушения. Это аналогичное предыдущему
принудительное изъятие без какой-либо
компенсации;
лишение специального права,
предоставленного физическому лицу (права
охоты, управления транспортным средством
и т. п.);
административный
арест. Он подразумевает содержание
нарушителя в условиях изоляции от общества
на срок до 15 суток, а за нарушение требований
режима чрезвычайного положения или режима
в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток;
административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
дисквалификация. Это лишение физического лица права занимать
руководящие должности в исполнительном
органе управления юридического лица,
входить в совет директоров (наблюдательный
совет), осуществлять предпринимательскую
деятельность по управлению юридическим
лицом, а также управление юридическим
лицом в иных случаях;
административное
приостановление деятельности.
Административное приостановление деятельности
заключается во временном прекращении
деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, юридических лиц, их филиалов, представительств,
структурных подразделений, производственных
участков, а также эксплуатации агрегатов,
объектов, зданий или сооружений, осуществления
отдельных видов деятельности (работ),
оказания услуг. Административное приостановление
деятельности применяется в случае угрозы
жизни или здоровью людей, возникновения
эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения)
подкарантинных объектов карантинными
объектами, наступления радиационной
аварии или техногенной катастрофы, причинения
существенного вреда состоянию или качеству
окружающей среды либо в случае совершения
административного правонарушения в области
оборота наркотических средств, психотропных
веществ и их прекурсоров, растений, содержащих
наркотические средства или психотропные
вещества либо их прекурсоры, и их частей,
содержащих наркотические средства или
психотропные вещества либо их прекурсоры,
в области противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма; установленных
в соответствии с федеральным законом
в отношении иностранных граждан, лиц
без гражданства и иностранных организаций
ограничений на осуществление отдельных
видов деятельности; правил привлечения
иностранных граждан и лиц без гражданства
к трудовой деятельности, осуществляемой
на торговых объектах (в том числе в торговых
комплексах); порядка управления; общественного
порядка и общественной безопасности;
градостроительной деятельности; транспортной
безопасности.
В качестве основных и дополнительных
административных взысканий применяются
возмездное изъятие и конфискация предметов,
административное выдворение. Другие
административные взыскания применяются
только в качестве основных. За одно правонарушение
может быть наложено основное либо основное
и дополнительное взыскания.
Дела об административных правонарушениях
рассматриваются в пределах компетенции,
установленной гл. 23 КоАП РФ:
судьями (мировыми судьями);
комиссиями по делам несовершеннолетних
и защите их прав;
федеральными органами исполнительной
власти, их учреждениями, структурными
подразделениями и территориальными органами,
а также иными государственными органами,
уполномоченными на то исходя из задач
и функций, возложенных на них федеральными
законами или подзаконными актами.
Дела об административных правонарушениях,
предусмотренных законами субъектов РФ,
рассматриваются в пределах полномочий,
установленных этими законами:
мировыми судьями;
комиссиями по делам несовершеннолетних
и защите их прав;
уполномоченными органами и
учреждениями органов исполнительной
власти субъектов РФ;
административными комиссиями,
иными коллегиальными органами, создаваемыми
в соответствии с законами субъектов РФ.
Раздел IV КоАП РФ посвящен производству
по делам об административных правонарушениях.
Рассматривая дело, управомоченный орган
выясняет характер совершенного правонарушения,
личность правонарушителя, его имущественное
положение, иные обстоятельства, смягчающие
и отягчающие административную ответственность.
Как и при отправлении правосудия но уголовным
делам, здесь для объективности рассмотрения
в производстве по делу могут участвовать
адвокат, свидетели, эксперты, переводчик.
Административное наказание за совершенное административное правонарушение
назначается в пределах, установленных
законом, предусматривающим ответственность
за данное административное правонарушение.
Давность привлечения к административной
ответственности по общему правилу —
не позднее двух месяцев со дня совершения
административного правонарушения.
Состав
административного правонарушения
Не каждое деяние, даже содержащее все
признаки административного правонарушения
(противоправность, виновность, наказуемость),
является административным правонарушением.
Дело в том, что в конкретном деянии может
отсутствовать состав административного
правонарушения, что исключает привлечение
лица, его совершившего, к административной
ответственности. Понимание состава административного
правонарушения важно для обеспечения
законности при привлечении лица к административной
ответственности, для отграничения административных
проступков от других видов правонарушений,
в частности от схожих с ним преступлений.
В связи с этим следует отличать признаки
административного правонарушения как
понятия (как некой абстракции, теоретической
конструкции) от элементов и признаков
состава конкретного админ истрати вного
правонарушения.
Под составом административного
правонарушения следует понимать установленную
правом совокупность признаков, при наличии
которых конкретное деяние становится
административным правонарушением. Наличие
состава административного правонарушения
в том или ином деянии служит единственным
основанием наступленияадминистративной ответственности за его совершение. Например, провоз без
билета в пригородном поезде ребенка,
проезд которого подлежит частичной оплате,
— административное правонарушение, которое
совершается лицом, сопровождающим ребенка
(ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ). Если же ребенок в возрасте
до 16 лет самостоятельно ехал без билета,
то, хотя его действие отвечает всем признакам,
свойственным административному правонарушению
как понятию (противоправности, виновности,
наказуемости), данное действие тем не
менее в указанном конкретном случае не
может квалифицироваться как административное
правонарушение. Объясняется это тем обстоятельством,
что в данном деянии нет одного из необходимых
компонентов состава административного
правонарушения — субъекта правонарушения,
каковым может быть физическое лицо, лишь
достигшее 16 лет.
Однотипные признаки состава административного
правонарушения в совокупности образуют
так называемые элементы состава
административного правонарушения. К
элементам состава административного
правонарушения относятся:
объект;
объективная сторона;
субъект;
субъективная сторона.
Объект административного правонарушения
— это общественные отношения, урегулированные
нормами права и охраняемые мерами административной
ответственности.
Например, объектом административного
правонарушения, связанного с нарушением
законодательства о свободе совести, свободе
вероисповедания и о религиозных объединениях
(ст. 5.26 КоАП РФ), являются права граждан.
К административным правонарушениям
помимо тех, которые посягают на права
граждан, как уже отмечалось выше, относятся
также правонарушения в области охраны
окружающей природной среды и природопользования;
посягающие на общественный порядок и
общественную безопасность, многие другие.
Нарушаемые противоправным деянием указанные
общественные отношения и есть объект
соответствующего административного
правонарушения.
Общественные отношения, представляющие
собой объект административного правонарушения,
регулируются не только нормами административного
права, но в ряде случаев и нормами конституционного,
экологического, трудового, земельного,
финансового и других отраслей права.
Однако охраняются они только нормами
КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных
правонарушениях. Если конкретное противоправное
деяние посягает на общественные отношения,
не охраняемые нормами этого Кодекса и
законов субъектов РФ об административных
правонарушениях, то здесь нет объекта
административного правонарушения, следовательно,
нет и всего состава административного
правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения —
это система предусмотренных нормами
права признаков, характеризующих внешнее
проявление данного правонарушения.
Объективная сторона состава характеризует
проступок как акт внешнего поведения
правонарушителя и включает, в частности,
такие признаки состава административного
правонарушения, как противоправное действие
или бездействие и наступившие вредные
последствия.
Например, нарушение водителями транспортных
средств Правил дорожного движения выражается
в разных противоправных действиях: превышении
установленной скорости движения, несоблюдении
требований дорожных знаков, проезде на
запрещающий сигнал светофора, пересечении
сплошной линии разметки и др. Вредными
последствиями таких действий могут быть:
создание опасности в дорожном движении,
помехи другим участникам движения, аварийной
ситуации, совершение ДТП.
Кроме противоправного деяния и наступивших
вредных последствий третьей составной
частью объективной стороны правонарушения
является и такой признак, как причинно-следственная
связь между этим деянием и наступившими
в результате него вредными последствиями. Установить
такую причинно- следственную связь —
значит выявить обстоятельства появления
вредных последствий, определить, наступили
они в результате противоправного деяния
или по другим причинам, каким образом
данное деяние повлияло на величину этих
последствий и др. Однако в установлении
наличия причинно-следственной связи
в составе административного правонарушения,
как правило, нет необходимости: наступившие
вредные последствия в основном нематериальны,
а проявляются только в виде общественного
вреда или общественной опасности, и причинно-
следственная связь между противоправным
деянием и его последствиями не вызывает
сомнений.