Признаки административной ответственности и виды административных взысканий
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 19:51, реферат
Описание работы
Административная ответственность — разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
Кодексом РФ об административных правонарушениях
институт административной ответственности
юридических лиц не только полностью признан,
но и получил мощное развитие. Согласно
ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат
административной ответственности за
совершение административных правонарушений
в случаях, указанных в статьях разд. II
(Особенной части) этого Кодекса или законов
субъектов РФ об административных правонарушениях.
Самим КоАП РФ установлено значительное
количество административных правонарушений,
ответственность за совершение которых
возлагается на юридических лиц. Так, из
442 статей КоАП РФ, определяющих составы
административных правонарушений, в 256
статьях (что составляет 58% всех статей
Особенной части Кодекса) предусмотрена
ответственность юридических лиц. Во всех
главах Особенной части Кодекса (за исключением
гл. 21 «Административные правонарушения
в области воинского учета») содержатся
статьи, предусматривающие административную
ответственность юридических лиц.
Достаточно велики санкции, предусматриваемые
в отношении юридических лиц. Так, административный
штраф, назначаемый юридическим лицам,
может достигать суммы в 1 млн руб. или
трехкратного размера стоимости предмета
административного правонарушения, трехкратной
суммы неуплаченных налогов, сборов, таможенных
пошлин, незаконной валютной операции
и др., что нередко вообще составляет баснословные
размеры.
Помимо штрафных санкций за ряд правонарушений
юридических лиц в качестве дополнительного
административного наказания предусмотрена
конфискация орудия совершения или предмета
административного правонарушения. Например,
производство либо оборот этилового спирта,
алкогольной или спиртосодержащей продукции,
не соответствующих требованиям государственных
стандартов, санитарным правилам и гигиеническим
нормативам (ст. 6.14 КоАП РФ), может повлечь
назначение юридическим лицам административного
штрафа в размере до 200 тыс. руб. с конфискацией
этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей
продукции, использованных для производства
этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей
продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов
и др.
Нарушение правил добычи, промысла водных
биологических ресурсов и их охраны либо
условий лицензии на водопользование
и промысел водных биологических ресурсов
внутренних морских вод, территориального
моря, континентального шельфа, исключительной
экономической зоны Российской Федерации
(ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ) может повлечь назначение
юридическим лицам административного
штрафа в трехкратном размере стоимости
водных биологических ресурсов, явившихся
предметом административного правонарушения,
с конфискацией судна и иных орудий совершения
этого административного правонарушения.
Незаконное перемещение товаров и транспортных
средств через таможенную границу России
(ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ) может повлечь назначение
юридическим лицам административного
штрафа в размере до трехкратной стоимости
перемешенных товаров с их конфискацией,
а также конфискацию товаров и транспортных
средств, явившихся орудиями совершения
этого правонарушения. Подобных примеров
еще немало.
За ряд правонарушений юридических лиц
им назначается такое административное
наказание, как административное приостановление
деятельности на срок до 90 суток. Подобное
наказание нередко приводит к значительным
экономическим потерям юридических лиц.
Законами субъектов РФ в дополнение к
КоАП РФ также установлено значительное
число административных правонарушс-
ний юридических лиц, связанных с несоблюдением
ими правил и норм, предусмотренных нормативными
правовыми актами этих субъектов.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое
лицо признается виновным в совершении
административного правонарушения, если
будет установлено, что у него имелась
возможность для соблюдения правил и норм,
за нарушение которых КоАП РФ или законами
субъекта РФ предусмотрена административная
ответственность, но данным лицом не были
приняты все зависящие от него меры по
их соблюдению.
В ст. 2.10 КоАП РФ определены основные
положения, связанные с привлечением юридических
лиц к административной ответственности.
В частности, установлено, что, если в статьях
разд. 1, III, IV и V КоАП РФ не указано, что
закрепленные данными статьями нормы
применяются только к физическому лицу
или только к юридическому лицу, данные
нормы в равной мере действуют в отношении
и физического, и юридического лица, за
исключением случаев, когда по смыслу
данные нормы относятся и могут быть применены
только к физическому лицу.
Как видно, данное положение не распространяется
на статьи разд. II КоАП РФ — его Особенную
часть. Между тем в конкретной статье Особенной
части при формулировании состава административного
правонарушения обязательно должны быть
указаны юридические лица как субъекты
данного правонарушения, а также определено
соответствующее наказание юридическим
лицам. В противном случае положения этой
статьи могут распространяться только
на физических лиц.
Согласно ст. 2.10 КоАП РФ при слиянии нескольких
юридических лиц к административной ответственности
за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое
лицо. При присоединении юридического
лица к другому юридическому лицу к административной
ответственности за совершение административного
правонарушения привлекается присоединившее
юридическое лицо. При разделении юридического
лица либо при выделении из состава юридического
лица одного или нескольких юридических
лиц к административной ответственности
за совершение административного правонарушения
привлекается то юридическое лицо, к которому
согласно разделительному балансу перешли
права и обязанности по заключенным сделкам
или имуществу, в связи с которыми было
совершено административное правонарушение.
При преобразовании юридического липа
одного вида в юридическое лицо другого
вида к административной ответственности
за совершение административного правонарушения
привлекается вновь возникшее юридическое
лицо.
В рассмотренных случаях административная
ответственность за совершение административного
правонарушения наступает независимо
от того, было ли известно привлекаемому
к административной ответственности юридическому
лицу о факте административного правонарушения
до завершения реорганизации.
Апробация КоАП РФ, законами субъектов
РФ об административных правонарушениях
института административной ответственности
юридических лиц, квалификация в качестве
правонарушений значительного числа совершаемых
ими деяний, установление жестких административных
санкций обусловливаются следующими обстоятельствами.
Необходимые мероприятия по выполнению
положений норм и правил, направленных
на обеспечение жизни и здоровья граждан,
охрану собственности, обеспечение безопасности
в промышленности, строительстве, энергетике,
на транспорте, охрану окружающей природной
среды, обеспечение политики государства
в области предпринимательской деятельности,
финансов, налогов и сборов, рынка ценных
бумаг, соблюдение порядка в таможенном
деле и др., зачастую не только выходят
за рамки основной деятельности юридических
лиц, но и, главное, требуют от них существенных
материальных, трудовых и иных затрат,
противоречат их экономическим интересам.
Подобные нарушения юридических лиц нередки
в процессе их экономической и организационно-хозяйственной
деятельности.
Борьба с такими правонарушениями только
за счет неукоснительного обеспечения
возмещения в гражданском порядке юридическими
лицами вреда, причиненного в результате
их неправомерных действий, неэффективна.
Во-первых, нередко крайне сложно достоверно
определить вред, причиненный соответствующими
противоправными действиями, что существенно
осложняет или делает невозможным принятие
решения гражданским или арбитражным
судом.
Во-вторых, по оценкам экспертов, необходимые
затраты юридических лиц на профилактические
мероприятия, связанные с предотвращением
тех или иных неправомерных действий,
в ряде случаев превышают, и иногда существенно,
возможные вредные последствия, причиняемые
в результате совершения таких действий.
Организациям зачастую выгоднее возмещать
причиненный ущерб в дальнейшем (если
еше будет соответствующее судебное решение),
чем заранее осуществлять профилактические
затраты, причем иногда значительно большие,
чем сумма самого ущерба.
В-третьих, и это главное, подобные правонарушения
в большинстве случаев не приводят к возникновению
вредных материальных последствий, а только
создают опасность их наступления либо
вообще лишь приносят нематериальный
вред тем или иным общественным отношениям.
О гражданской ответственности за совершение
противоправных деяний в этих случаях,
как правило, говорить не приходится.
Установление государством значительных
административных наказаний за совершение
таких правонарушений призвано обеспечить
соблюдение юридическими лицами необходимых
норм и правил вопреки их экономическим
интересам. Однако административная ответственность
юридических лиц имеет не только правоохранительную,
но и ярко выраженную фискальную направленность.
Наряду с административной ответственностью
юридических лиц КоАП РФ широко предусмотрена
ответственность их должностных лиц. В
соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной
ответственности подлежит должностное
лицо в случае совершения им административного
правонарушения в связи с неисполнением
либо ненадлежащим исполнением своих
служебных обязанностей. При этом под
должностным лицом следует понимать лицо,
постоянно, временно или в соответствии
со специальными полномочиями осуществляющее
функции представителя власти, т. е. наделенное
в установленном законом порядке распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся
в служебной зависимости от него, а равно
лицо, выполняющее организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные функции
в государственных органах, органах местного
самоуправления, государственных и муниципальных
организациях, а также в Вооруженных Силах
РФ, других войсках и воинских формированиях
Российской Федерации. Совершившие административные
правонарушения в связи с выполнением
организационно-распорядительных или
административно-хозяйственных функций
руководители и другие работники иных
организаций, а также лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, несут
административную ответственность как
должностные лица (если законом не установлено
иное).
Еще раз отметим, что к должностным лицам
как субъектам административной ответственности
КоАП РФ причисляет и лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица. Данное
положение ст. 2.4 Кодекса вызывает немало
споров и нареканий. В связи с этим, видимо,
не случайно законодатель постепенно
стал отходить от отождествления в качестве
субъектов административной ответственности
должностных лиц и лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица. Наоборот,
в ряде частных случаев ответственность
последних стала рассматриваться как
ответственность юридических лиц. Например,
в примечании к ст. 16.1 КоАП РФ установлено,
что за административные правонарушения,
предусмотренные гл. 16 Кодекса («Административные
правонарушения в области таможенного
дела (нарушения таможенных правил)»),
лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, несут административную ответственность
как юридические лица. Кодекс РФ об административных
правонарушениях дополнен ст. 7.34 «Нарушение
сроков и порядка переоформления права
постоянного (бессрочного) пользования
земельными участками на право аренды
земельных участков или сроков и порядка
приобретения земельных участков в собственность».
В примечании к этой статье также указано,
что за административные правонарушения,
предусмотренные данной статьей, лица,
осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, несут административную ответственность
как юридические лица. Думается, такая
концепция будет развиваться.
Из 442 статей КоАП РФ, составляющих его
Особенную часть, административная ответственность
должностных лиц установлена в 330 статьях
(75% статей Особенной части). Законами субъектов
РФ в дополнение к КоАП РФ также установлено
значительное число административных
правонарушений должностных лиц, связанных
с несоблюдением ими правил и норм, предусмотренных
нормативными правовыми актами этих субъектов.
При этом назначение наказания за соответствующее
правонарушение организации не освобождает
от одновременной административной ответственности
за правонарушение и виновное должностное
лицо.
Административная ответственность юридических
лиц, должностных лиц, индивидуальных
предпринимателей в современных условиях
становится мощным рычагом государственного
управления экономическими процессами,
регулирования деятельности хозяйствующих
субъектов.
Особенности
привлечения к административной ответственности
должностных лиц, выполняющих определенные
государственные функции
Федеральные законы закрепляют особые
правила привлечения к административной ответственности депутатов законодательных органов государственной
власти, судей, прокуроров, военнослужащих
и некоторых других категорий должностных
лиц.
Так, члены Совета Федерации и депутаты
Государственной Думы РФ в течение всего
срока их полномочий без согласия соответствующей
палаты Федерального Собрания РФ не могут
быть привлечены к административной ответственности,
налагаемой в судебном порядке. Они не
могут быть также задержаны и подвергнуты
личному досмотру (за исключением случаев,
когда это предусмотрено федеральным
законом для обеспечения безопасности
других лиц). После окончания производства
по делу об административном правонарушении,
предусматривающем административную
ответственность, налагаемую в судебном
порядке, дело не может быть передано в
суд без согласия соответствующей палаты
Федерального Собрания РФ.
Подчеркнем, что члены Совета Федерации
и депутаты Государственной Думы РФ без
согласия соответствующей палаты Федерального
Собрания РФ не могут быть привлечены
лишь к административной ответственности,
налагаемой в судебном порядке. Указания
на их неприкосновенность в связи с совершением
административных правонарушений, рассматриваемых
во внесудебном порядке должностными
лицами органов исполнительной власти,
в законе нет.
Правом на неприкосновенность наделены
также депутаты законодательных органов
субъектов РФ и депутаты представительных
органов муниципальных образований. Но
неприкосновенность этих депутатов не
распространяется на действия, не связанные
с осуществлением ими депутатских полномочий.