Прохождение государственной службы в украине: административно - правовой аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Закон Украины «О государственной службе» был принят 17 ноября 2011 года. В законе легализированы ключевые понятия, относящиеся к институту государственной службы, такие как «государственная служба», «должность», определены основные принципы, на которых строится государственная служба в Украине. На основании Конституции Украины и Закона Украины «О государственной службе» принято большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственной службы.

Файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

     Действие  норм законодательства о труде  распространяется на государственных  служащих в части отношений,  не урегулированных настоящим Законом.

     Нормативно-правовая  основа деятельности государственной  службы включает в себя следующие  уровни правового регулирования законодательный:

1. Конституция Украины  № 254к/96 от 28 июня 1996

2. Закон Украины "О  государственной службе" от 16 декабря 1993 года N 3723-XII

3. Закон Украины "О  дипломатической службе" от 20 сентября 2001 года N 2728-III

4. Закон Украины "О  борьбе с коррупцией" 5 октября  1995 года N 356/95-ВР

5. Закон Украины "О  Национальном банке Украины"  от 20 мая 1999 года N 679-XIV

     Подзаконный:

1. Указ Президента  Украины "О мерах по внедрению  Концепции административной реформы  в Украине" от 22 июля 1998 года N 810/98

2. Указ Президента  Украины "О Стратегии реформирования  системы государственной службы  в Украине" от 14 апреля 2000 года N 599/2000;

3. Постановление "Об  утверждении Порядка проведения  конкурса на замещение вакантных  должностей государственных служащих" от 15 февраля 2002 г. N 169

4. Постановление КМУ  "Об утверждении Порядка проведения  конкурса для принятия на дипломатическую службу" от 16 ноября 2002 г. N 1754

5. Постановление КМУ  "О порядке назначения на  должности и освобождения от  должностей первых заместителей, заместителей председателей и  руководителей аппарата областных,  Киевской и Севастопольской городских государственных администраций" от 29 июля 1999 г. N 1369

6. Постановление КМУ  "Об утверждении Положения  о проведении аттестации государственных  служащих" от 28 декабря 2000 г. N 1922

7. Распоряжение КМУ  "Об утверждении Концепции  ротации кадров на отдельных должностях государственных служащих" от 18 марта 2002 г. N 144-р

8. Приказ Главгосслужбы  и УАДУ при Президенте Украины  "Об утверждении Общего порядка  проведения экзамена кандидатов  на замещение вакантных должностей  государственных служащих" от 10 мая 2002 года № 30/84

9. Приказ Главгосслужбы  "Об утверждении Общего порядка  проведения ежегодной оценки  выполнения государственными служащими  возложенных на них обязанностей  и задач" от 31 октября 2003 года N 122.

     Закон Украины  "О государственной службе" четко не определяет разделения должностей на политические, административные, патронатные. [15, с. 257]

     Стоит отметить, что до сих пор наблюдается  спонтанность в правовом регулировании  категорий государственных служащих  по сфере деятельности. Кроме Закона Украины "О государственной службе", есть ряд других законов, определяющих особенности правового статуса служащих отдельных органов государственной власти. Можем выделить следующие категории:

- государственные служащие  органов исполнительной власти;

- государственные служащие  военной службы;

- государственные служащие  правоохранительных органов;

- государственные служащие  судебных и юрисдикционных органов;

- государственные служащие  таможенных органов;

- дипломатические государственные  служащие.

     Различия  между категориями являются очень  значительными. Так, вопросы функционирования  государственной службы в Национальном  банке и классификации должностей, согласно Закону Украины "О  Национальном банке Украины", решает Правление Национального банка в соответствии с законодательством Украины.

     Законодательные  положения о прохождении государственной  службы в Украине детализируются  через подзаконные нормативно-правовые  акты. Постановлениями Кабинета  Министров Украины утверждены  Положение о конкурсе, аттестацию, ежегодную оценку деятельности государственного служащего, порядок проведения служебного расследования, кадровый резерв и т.д. [16, с. 207]

     Среди проблемных  вопросов (пробелов) правового регулирования  деятельности государственных служащих также отметим:

- конкурс на замещение  должностей государственных служащих  на должном уровне урегулирован  только для должностей 3-7 категории,  предписанного порядка проведения  конкурса на замещение должностей 1-2 категорий государственной службы  на сегодня нет. Это противоречит принципам карьерно-позиционной государственной службы и дает место волевому решению кадровых вопросов при занятии должностей высших государственных служащих;

- законодательство о  государственной службе должным  образом не регулирует порядок выполнения работ на государственной службе по сделке (проведение экспертизы, выполнение научных, аналитических работ), статус лиц, выполняющих такие работы;

- на сегодня отсутствуют  правовые механизмы установления  и решения "конфликта интересов" на государственной службе;

на подзаконном уровне отсутствует детализация положений  по борьбе с коррупцией среди государственных  служащих (это касается, прежде всего, финансового контроля);

- отсутствие законодательного  урегулирования статуса отдельных высших должностных лиц органов государственного управления (членов Кабинета Министров Украины). [17]

 

1.2. Реформирование государственной службы

 

     Реформирование системы управления персоналом на государственной службе является приоритетным направлением модернизации государственной службы Украины, определенным Президентом Украины в контексте внедрения Программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство».

     С вступлением в силу новой редакции Закона Украины «О государственной службе» возникает необходимость усиления стратегической роли служб персонала (кадровых служб) в системе государственного управления, сосредоточение их на аналитической и организационной работе по кадровому менеджменту, прогнозировании развития персонала, планирование карьеры государственных служащих и обеспечения их обучения по вопросам внедрения нового законодательства о государственной службе.

     Для внедрения нового Закона Украины «О государственной службе» Национальным агентством Украины по вопросам государственной службы разработаны все нормативно-правовые акты, определены в Национальном плане действий на 2012 год и обеспечена реализация подготовительных мероприятий по обучению по вопросам внедрения нового законодательства о государственной службе руководителей государственной службы, руководителей служб персонала в органах государственной власти.

     Во исполнение подпункта 200.1 Национального плана действий на 2012 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» Нацдержслужбою Украины в сотрудничестве с Национальной академией государственного управления при Президенте Украины разработан и утвержден программу краткосрочного тематического семинара по повышение уровня профессиональной компетентности руководителей государственной службы в государственных органах, органах власти Автономной Республики Крым или их аппарате, руководителей и работников служб персонала государственных органов по вопросам внедрения нового законодательства о государственной службе.

     Нацдержслужбою Украины в сотрудничестве со Школой высшего корпуса государственной службы, Центром адаптации государственной службы к стандартам Европейского Союза, НАГУ при Президенте Украины и ее региональными институтами, региональными и отраслевыми учреждениями повышения квалификации государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления было обеспечено организацию краткосрочных тематических семинаров по вопросам внедрения нового законодательства о государственной службе.  

     Во исполнение подпункта 200.2 Национального плана действий на 2012 год Нацдержслужбою Украине разработаны и утверждены профили профессиональной компетентности должностей государственных служащих Нацдержслужбы Украине. С целью обеспечения практического применения нового законодательства Приказом Нацдержслужбы Украины № 148 от 20.07.2012 были утверждены Методические рекомендации по разработке профилей профессиональной компетентности должностей государственной службы в государственных органах, органах власти Автономной республики Крым или аппарате, а также предоставлены консультативно-методическую помощь заинтересованным органам государственной власти.

     Согласно статье 9 нового Закон Украины «О государственной службе» Национальным агентством Украины по вопросам государственной службы издан приказ от 05.03.2012 № 45 «Об утверждении Типового положения о службе персонала органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или их аппарата». Новое законодательство о государственной службе смещает акценты с кадрового делопроизводства, которое сейчас доминирует в кадровых службах к управлению персоналом. В частности, новыми задачами службы персонала является осуществление 1 раз в 2 года подготовки проекта программы экзамена (тестов) для проведения конкурса на занятие должностей государственной службы, определение специальных требований к опыту работы и других требований к профессионально-квалификационного уровня лиц, претендующих на занятие должностей государственной службы; осуществление планирования карьеры в органе государственной власти.

     Инновациями нового Закона Украины «О государственной службе» стали положения о проведении конкурса на занятие вакантных должностей государственной службы. Согласно статье 20 Нацдержслужбою Украины издан приказ от 05.03.2012 № 43 «Об утверждении Типового порядка проведения конкурса на занятие должностей государственной службы». Закон устанавливает единые процедуры принятия на государственную службу независимо от статуса органа и должности, за исключением особенностей назначения на должности государственной службы группы И. Предполагается качественное изменение подхода к проведению конкурса путем сдачи экзаменов (тестирование) и собеседования, а не сдачи экзамена на знание Конституции Украины, Законов Украины «О государственной службе» и «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». Новый Закон Украины «О государственной службе» предусматривает порядок проведения конкурса на занятие должностей государственной службы: опубликования объявления о проведении конкурса, прием документов и их предварительное рассмотрение на соответствие, проведение тестирования, собеседование и отбор кандидатов, проведения специальной проверки и объявления повторного конкурса.

     Также новыми задачами для руководителей служб персонала в органах государственной власти является проведение тестирования на знание законодательства с учетом специфики функциональных полномочий соответствующего государственного органа и его структурного подразделения а также проведение структурированной собеседования с целью выявления соответствия лица соответствующим профилям профессиональной компетентности.

     Согласно части 2 статьи 20 Закона Украины «О государственной службе» Нацдержслужбою Украины издан приказ от 05.03.2012 № 44 «Об утверждении порядка ведения личных дел государственных служащих». Кроме документов, предусмотренным действующим Порядком, личное дело должно содержать письменное согласие на проведение специальной проверки, справку о результатах специальной проверки, медицинскую справку о состоянии здоровья, копию трудовой книжки. Рассматриваются предложения по совершенствованию формы личной карточки и системы обработки персональных данных.

     Новыми задачами, возложенными на руководителей и работников служб персонала органов государственной власти стали:

- Разработка профилей  профессиональной компетентности должностей как нового поколения требований к конкретной группе должностей государственной службы и лиц, претендующих на занятие этих должностей. В отличие от квалификационных характеристик должностей, профили профессиональной компетентности должностей государственной службы и требования к лицам, претендующим на занятие этих должностей разрабатываются в конкретных должностей государственной службы, что исключает дублирование должностных обязанностей;

- Проведение функционального  анализа с целью распределения профессиональной деятельности на структурные элементы - основные должностные обязанности по определению требований к знаниям, умениям, навыкам и других требований к уровню профессиональной компетентности лиц, претендующих на занятие должностей государственной службы по каждой из них;

- Применение механизма  оценки знаний, умений, навыков и  других требований к уровню  профессиональной компетентности  государственных служащих или  лиц, претендующих на занятие  должностей государственной службы в государственных органах со стороны субъектов назначение как средства определения параметров требований к квалификации.

     Внедрение нового Закона Украины «О государственной службе» ставит новые задачи перед руководителями и работниками служб персонала, что позволит службе персонала (кадровой службе) планировать и организовывать мероприятия, направленные на совершенствование правового регулирования государственной службы, организовывать мероприятия по поступлении на государственную службу, прохождения и прекращения государственной службы, владеть инструментами оценки уровня профессиональной компетентности и инструментами оценки уровня результатов служебной деятельности государственных служащих; прогнозировать развитие персонала, планирование карьеры государственных служащих, обеспечивать их обучение и осуществление постоянного мониторинга эффективности работы.

Информация о работе Прохождение государственной службы в украине: административно - правовой аспект