Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:22, реферат
Для функционирования системы демократии необходим четко отрегулированный государственный аппарат, обладающий определенными полномочиями, позволяющими ему эффективно осуществлять возложенные на него задачи и функции. Важная роль в усилении демократии и законности здесь принадлежит органам государственной власти, в том числе и прокуратуре. Прокуратура РФ, как орган, цель которого - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, является, в силу особенностей и специфики своей деятельности, одним из основных гарантов движения нашего общества по пути прогресса. Ведь Российская Федерация – государство с самой большой в мире территорией, где невозможно представить себе существование без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов.
Введение 3
Прокуратура как орган государственной власти 4
Возникновение и становление российской прокуратуры 7
Принципы организации и деятельности органов прокуратуры РФ 12
Понятие прокурорского надзора и направления деятельности прокуратуры РФ 15
Система, структура и порядок образования органов прокуратуры 19
Государственная служба в органах и учреждениях прокуратуры 23
Заключение 26
Список литературы 27
Изначально структура отдела прокуратуры Наркомюста РСФСР была установлена Положением о Народном комиссариате юстиции (декрет ВЦИК от 1 февраля 1923 г.). В него входили подотделы: 1) общего управления и личного состава прокурорского надзора; 2) общего надзора; 3) надзора за органами следствия, дознания и местами лишения свободы; 4) государственного обвинения со следственной частью.
После образования Союза ССР, с
принятием первых Основ судоустройства
Союза ССР и Союзных республик
органы прокуратуры строились на
началах централизма и
Постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 20 июня 1933 г. была учреждена прокуратура Союза ССР. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утверждено Положение о прокуратуре Союза ССР. Им были определены функции прокуратуры, порядок их осуществления, структура органов. В структуру аппарата прокуратуры СССР вошли: Главная военная прокуратура; Главная прокуратура железнодорожного транспорта; Главная прокуратура водного транспорта; отдел общего надзора; уголовно-судебный отдел; гражданско-судебный отдел; следственный отдел; отдел по специальным делам; отдел по надзору за местами заключения; отдел по жалобам; отдел кадров; группа учета и информации; особый сектор; управление делами; секретариат.
При прокуроре СССР (который с 1946 г. в соответствии с законом СССР от 19 марта 1946 г. стал именоваться Генеральным прокурором) состояли прокуроры для особых поручений, следователи по важнейшим делам, инспекторы и консультанты. С некоторыми, изменениями эта структура прокуратуры и аппаратов органов прокуратуры просуществовала вплоть до распада СССР в 1991 г.
В 1960 г. были упразднены транспортные прокуратуры, но уже в 1961 г. они стали воссоздаваться в составе отдельных прокуратур краев и областей, а в 80-х годах их система была практически воссоздана.
В начале 20-х годов при каждом реввоентрибунале состоял военный прокурор, непосредственно подчиненный помощнику прокурора республики при Верховном суде (по Военной коллегии) и по его представлению назначаемый прокурором республики. В последующем в соответствии с развитием вооруженных сил и иных войск, применительно к их организационной структуре развивались и органы военной прокуратуры. Создавались трудовые (1924 г.), природоохранные (1984— 1985гг.) и другие специализированные прокуратуры.
Постепенно совершенствовалось правовое регулирование системы прокурорского надзора, в том числе нормы отраслевого законодательства (уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и др.).
В 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР. Указом ПВС СССР в 1959 г. были образованы Коллегии в прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик. Указом ПВС СССР от 14 декабря 1966 г. утверждено Положение о военной прокуратуре.
Более интенсивно и детально стало развиваться законодательство о прокуратуре в 70-х годах. После принятия Конституции 1977 г. был принят в 1979 г. Закон о прокуратуре СССР с изменениями, внесенными в этот закон в 1982 и 1987 г., который действовал до распада СССР и принятия законов о прокуратуре в бывших союзных республиках. Первый закон о прокуратуре РСФСР постсоветского периода был принят Верховным Советом РСФСР 17 января 1992 г., который действовал до ноября 1995 г.
Конституция Российской Федерации 1993
года провозглашает разделение государственной
власти в Российской Федерации
на три самостоятельных ветви: законодательную,
исполнительную и судебную. В системе
государственной власти Российской Федерации
прокуратура играет неоднозначную роль.
Согласно Федеральному закону, прокуратура
Российской Федерации являет собой единую
федеральную централизованную систему
органов, которые осуществляют от имени
Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Россий
Принципы организации и деятельности органов прокуратуры РФ
Под принципами организации и деятельности прокуратуры принято понимать руководящие, выработанные наукой и закрепленные в Конституции и специальном законодательстве положения организации и деятельности органов и учреждений прокуратуры, на основании которых реализуются функции, направленные на достижение стоящих перед ними целей и задач. К их числу относятся: законность, единство органов прокуратуры, централизация органов прокуратуры, единоначалие в организации и деятельности прокуратуры, независимость прокуратуры, а также открытость деятельности прокуратуры.
Законность. Данный принцип имеет двойное содержание. В первую очередь, законность означает, что прокурор всегда, во всех случаях должен исходить из требований Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, поскольку прокурорский надзор осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Далее, выполняя свои функции, прокуроры и все прокурорские работники обязаны всегда неуклонно выполнять требования Конституции и законов и не допускать отступления от их требований.
Единство органов прокуратуры.
Содержание данного принципа выражается:
а) в единстве целей и задач всех органов
прокуратуры;
б) в единстве принципов организации и
деятельности;
в) в единстве направлений деятельности,
ее формах и методах, в единстве полномочий
каждого прокурора;
г) во взаимозаменяемости прокуроров;
д) в единстве своего внутреннего содержания
прокурорского надзора, суть которого
является проверка исполнения требований
закона и устранение правонарушений.
Централизация органов прокуратуры. Принцип
централизация выражается:
а) в строго централизованном порядке
назначения работников прокуратуры и
в освобождении их от должности;
б) в отсутствие двойного подчинения, в
подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим,
а всех вместе – Генеральному прокурору
РФ;
в) в строго централизованном построении
всех органов прокуратуры в пределах РФ;
г) в праве вышестоящего прокурора отменить
любой акт прокурора нижестоящего.
Единоначалие в организации и деятельности прокуратуры. Все решения в органах прокуратуры принимаются единолично должностным лицом в пределах своей компетенции. Коллегия при соответствующих прокуратурах является совещательным органом. При несогласии прокурора с решением коллегии он проводит в жизнь свое решение, уведомляя о возникших разногласиях вышестоящего прокурора.
Независимость прокуратуры. Нижестоящие прокуроры подотчетны только вышестоящим, а все вместе – Генеральному прокурору РФ. Особенность принципа независимости органов прокуратуры продиктована, прежде всего, наличием у нее функции надзора и заключается:
В отличие от принципа независимости судей, принцип независимости органов прокуратуры закрепляет лишь независимость от внешних факторов и не устанавливает внутренней независимости прокурорских работников от влияния и мнения (вышестоящего) прокурора.
Открытость деятельности прокуратуры. Принцип открытости закрепляется в ст. 4 Закона о прокуратуре и означает, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной тайне и иной специально охраняемой законом тайне. Данный принцип также имеет специфику реализации, обусловленную функциональным содержанием прокурорской деятельности. Наиболее полно принцип гласности реализуется при осуществлении прокурорского надзора. Здесь он означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации в пределах установленных федеральным законодательством. Нормативные пределы действия данного принципа определены ст. 5 Закона о прокуратуре:
При реализации прокуратурой функции уголовного преследования действие этого принципа существенно ограничено требованиями соблюдения тайны предварительного следствия.
Понятие прокурорского надзора и направления деятельности прокуратуры РФ
Основные цели, стоящие перед прокуратурой, заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Для реализации целей прокуратура осуществляет свою деятельность по строго определенным в законе направлениям.
Под направлением деятельности прокуратуры следует понимать вытекающие из ее правового положения обязанности по решению поставленных перед нею целей и задач, для выполнения которых она наделена специфическими властными полномочиями. Во избежание путаницы в терминах, под функциями прокуратуры необходимо понимать основные направления прокурорской деятельности.
На прокуратуру РФ возложено
осуществление следующих
а) осуществление надзора за соблюдением
Конституции РФ и исполнением законов,
действующих на территории России (осуществление
прокурорского надзора);
б) осуществление уголовного преследования
лиц, совершивших преступления;
в) участие в рассмотрении дел судами;
г) координация деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью.
Осуществление прокурорского надзора
и уголовного преследования лиц,
совершивших преступления, являются основными,
но далеко не единственными направлениями
деятельности прокуратуры. Прокурорский
надзор представляет собой отдельно направление
государственной деятельности, заключающееся
в реализации от имени Российской Федерации
наблюдения за соблюдением Конституции
РФ и правильным и единообразным применением
законов, действующих на ее территории,
путем выявления нарушений и принятия
специально установленных законом мер
к их устранению. Этот вид государственной
деятельности характеризуется следующими
особенностями:
1) является одним из основных направлений
деятельности прокуратуры России;
2) осуществляется от имени Российской
Федерации;
3) реализуется только органами прокуратуры;
4) распространяется на территорию всей
Российской Федерации, республик в ее
составе, краев, областей и иных субъектов;
5) действует в отношении всех федеральных
министерств, служб и иных федеральных
отраслевых и межотраслевых органов исполнительной
власти, представительных (законодательных)
и исполнительных органов субъектов РФ,
органов местного самоуправления, органов
военного управления, органов управления
и руководителей коммерческих и некоммерческих
организаций;
6) осуществляется за исполнением законов,
в том числе всеми другими органами надзора
и контроля;
7) ему присущи своеобразные правовые меры
выполнения поставленных перед ним задач,
специфичные формы реагирования на выявленные
нарушения.
Прокурорский надзор включает в себя несколько отраслей, каждая из которых характеризуется наличием особого предмета надзора и специальной совокупностью полномочий прокурора, которая дает ему возможность эффективно выявлять нарушения закона и принимать меры к его устранению.
К отраслям прокурорского надзора
относятся:
1) надзор за исполнением законов федеральными
министерствами, государственными комитетами,
службами и иными федеральными отраслевыми
и межотраслевыми органами исполнительной
власти, представительными (законодательными)
и исполнительными органами субъектов
РФ, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами
контроля, их должностными лицами, органами
управления и руководителями коммерческих
и некоммерческих организаций, а также
за соответствием законам издаваемых
ими правовых актов (общий надзор);
2) надзор за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина вышеуказанными
органами;
3) надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, дознание и предварительное
следствие;
4) надзор за исполнением законов администрациями
органов и учреждений, исполняющих наказание,
и назначаемые судом меры принудительного
характера, администрациями мест содержания
задержанных и заключенных под стражу;
5) надзор за исполнением законов судебными
приставами.
В процессе осуществления прокурорского надзора прокуроры, в случае выявления нарушений закона, принимают меры к их устранению. Основной формой реагирования на выявленные нарушения является вынесение актов прокурорского реагирования: принесение протестов, внесение представлений, объявление предостережений, обращения с заявлением в суд.
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, полномочным устранить нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.