Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:22, реферат
Для функционирования системы демократии необходим четко отрегулированный государственный аппарат, обладающий определенными полномочиями, позволяющими ему эффективно осуществлять возложенные на него задачи и функции. Важная роль в усилении демократии и законности здесь принадлежит органам государственной власти, в том числе и прокуратуре. Прокуратура РФ, как орган, цель которого - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, является, в силу особенностей и специфики своей деятельности, одним из основных гарантов движения нашего общества по пути прогресса. Ведь Российская Федерация – государство с самой большой в мире территорией, где невозможно представить себе существование без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов.
Введение 3
Прокуратура как орган государственной власти 4
Возникновение и становление российской прокуратуры 7
Принципы организации и деятельности органов прокуратуры РФ 12
Понятие прокурорского надзора и направления деятельности прокуратуры РФ 15
Система, структура и порядок образования органов прокуратуры 19
Государственная служба в органах и учреждениях прокуратуры 23
Заключение 26
Список литературы 27
В случае выявления фактов нарушения закона прокуроры принимают меры к привлечению виновных к ответственности путем возбуждения уголовных дел, а также возбуждения дел об административных правонарушениях.
Уголовное преследование является
другим важным направлением прокурорской
активности и представляет собой
деятельность следователя и прокурора,
состоящую в собирании
Так, прокурор, реализуя указанную
функцию, в пределах своей компетенции
осуществляет следующие полномочия:
1) возбуждает уголовное дело или отказывает
в его возбуждении;
2) дает согласие на возбуждение уголовного
дела;
3) передает в соответствующий орган возбужденные
прокуратурой уголовные дела для производства
дознания или предварительного следствия;
4) вносит представление для получения
согласия на привлечение к уголовной ответственности
лица, обладающего правом неприкосновенности;
5) участвует в производстве дознания и
предварительного следствия и в необходимых
случаях лично производит следственные
действия.
6) дает письменные указания и поручения
о расследовании преступлений, об избрании,
изменении мер пресечения;
7) утверждает обвинительное заключение,
направляет дело в суд и продолжает уголовное
преследование по тому же обвинению в
суде.
Прокурор не осуществляет надзор за рассмотрением дел в судах, но прокурор может участвовать в рассмотрении любого уголовного дела в суде. При этом он является стороной обвинения, поддерживает в суде то обвинение, которое сформулировано в утвержденном прокурором обвинительном заключении.
Прокурор вправе участвовать в
рассмотрении гражданских и иных
дел как в судах общей
Прокурор сам вправе обратиться в суд с иском для защиты законных прав и интересов граждан или юридических лиц.
Генеральный прокурор участвует в заседаниях Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и дает свои заключения по всем возникающим вопросам.
Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд апелляционное, кассационное или надзорное представление, а в арбитражный суд – апелляционную или кассационную жалобу либо представление в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить представление только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.
Принесение Генеральным
Генеральный прокурор Российской Федерации вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.
Координация деятельности по борьбе с преступностью также является одним из направлений деятельности прокуратуры РФ.
Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В этих целях прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Система, структура и порядок образования органов прокуратуры
По Конституции РФ (ст. 129) и Закону о прокуратуре (ст. 11) органы прокуратуры составляют единую, централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим. Прокуратура строится в соответствии с административным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ.
Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о прокуратуре.
Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В систему органов прокуратуры, помимо Генеральной прокуратуры РФ, входят: прокуратуры субъектов Федерации, районные, городские прокуратуры. В крупных городах в целях более оперативного руководства создаются прокуратуры городов, которые подчинены прокурору субъекта Федерации, а сами, в свою очередь, имеют в подчинении районные прокуратуры. Они осуществляют главным образом организационные функции.
В систему органов прокуратуры входят также военные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, транспортные и природоохранительные прокуратуры, которые могут образовываться Генеральным прокурором РФ и приравниваются к прокуратурам областей или районов.
Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в систему прокуратуры Российской Федерации, допускается только с согласия высших органов законодательной власти страны.
Право образования новых прокуратур
в связи с возникающей необходимостью
(изменение административно-
Генеральную прокуратуру РФ, как отмечено выше, возглавляет Генеральный прокурор РФ, который имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых по его представлению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется Генеральным прокурором РФ.
В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.
В Генеральной прокуратуре РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), начальники и заместители начальников которых назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором РФ и являются соответственно его старшими помощниками и помощниками. Генеральный прокурор имеет также помощников по особым поручениям.
Военная прокуратура, хотя и входит в единую систему органов прокуратуры, является автономной и только в своей верхней части включена в структуру Генеральной прокуратуры РФ, в которой действует Главная военная прокуратура (возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором). В состав военной прокуратуры, кроме того, входят прокуратуры военных округов, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, а также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Нужно отметить, что Закон о прокуратуре
содержит отдельный раздел об особенностях
организации и обеспечения
Прокуратуры республик, краев, областей, городов Москвы, и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В их составе образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников которых назначаются на должность и освобождаются от нее прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры, и являются соответственно их старшими помощниками и помощниками. В названных прокуратурах имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, которые назначаются на должность и освобождаются от нее соответствующими прокурорами. Прокуроры субъектов Федерации могут иметь помощников по особым поручениям.
Прокуратуру города и района, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В такой прокуратуре могут быть первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуроров, назначаемые на должность и освобождаемые от нее прокурором соответственно республики, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) и Законом о прокуратуре Генеральный прокурор РФ назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.
В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия того и другого или в случае невозможности выполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.
Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с их органами государственной власти.
Прокурор города, района, приравненные к ним прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
Сообщения о назначении на должность и освобождении от должности прокуроров публикуются в печати.
В течение срока полномочий прокурор
может быть освобожден Генеральным
прокурором РФ от занимаемой должности.
Служба в органах и учреждениях прокуратуры
прекращается при увольнении прокурорского
работника. Помимо оснований,
предусмотренных законодательст
Прокурор органов прокуратуры имеет право на выход в отставку.
В вышестоящих прокуратурах (кроме районных, городских и приравненных к ним специализированных прокуратур) создаются коллегии в составе руководителя соответствующей прокуратуры (председателе), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначенных руководителем данной прокуратуры. Коллегии, создаваемые в прокуратурах, являются совещательными органами. На основании их решений соответствующие прокуроры в пределах своей компетенции издают приказы и иные акты.
В Генеральной прокуратуре РФ действует
Научно-консультативный совет
Государственная служба в органах и учреждениях прокуратуры
Служба в органах и
Прокурорские работники