Прокуратура Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 14:22, реферат

Описание работы

Для функционирования системы демократии необходим четко отрегулированный государственный аппарат, обладающий определенными полномочиями, позволяющими ему эффективно осуществлять возложенные на него задачи и функции. Важная роль в усилении демократии и законности здесь принадлежит органам государственной власти, в том числе и прокуратуре. Прокуратура РФ, как орган, цель которого - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, является, в силу особенностей и специфики своей деятельности, одним из основных гарантов движения нашего общества по пути прогресса. Ведь Российская Федерация – государство с самой большой в мире территорией, где невозможно представить себе существование без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов.

Содержание работы

Введение 3
Прокуратура как орган государственной власти 4
Возникновение и становление российской прокуратуры 7
Принципы организации и деятельности органов прокуратуры РФ 12
Понятие прокурорского надзора и направления деятельности прокуратуры РФ 15
Система, структура и порядок образования органов прокуратуры 19
Государственная служба в органах и учреждениях прокуратуры 23
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Реферат по праву.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

В случае выявления фактов нарушения  закона прокуроры принимают меры к привлечению виновных к ответственности  путем возбуждения уголовных  дел, а также возбуждения дел об административных правонарушениях.

Уголовное преследование является другим важным направлением прокурорской активности и представляет собой  деятельность следователя и прокурора, состоящую в собирании фактических  данных совершения преступления подозреваемым, обвиняемым, установлении обстоятельств совершенного преступления, а также применении мер процессуального принуждения и поддержании обвинения в суде. 

Так, прокурор, реализуя указанную  функцию, в пределах своей компетенции  осуществляет следующие полномочия: 
1) возбуждает уголовное дело или отказывает в его возбуждении; 
2) дает согласие на возбуждение уголовного дела; 
3) передает в соответствующий орган возбужденные прокуратурой уголовные дела для производства дознания или предварительного следствия; 
4) вносит представление для получения согласия на привлечение к уголовной ответственности лица, обладающего правом неприкосновенности; 
5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит следственные действия.  
6) дает письменные указания и поручения о расследовании преступлений, об избрании, изменении мер пресечения; 
7) утверждает обвинительное заключение, направляет дело в суд и продолжает уголовное преследование по тому же обвинению в суде.

Прокурор не осуществляет надзор за рассмотрением дел в судах, но прокурор может участвовать в рассмотрении любого уголовного дела в суде. При этом он является стороной обвинения, поддерживает в суде то обвинение, которое сформулировано в утвержденном прокурором обвинительном заключении.

Прокурор вправе участвовать в  рассмотрении гражданских и иных дел как в судах общей юрисдикции, так и в арбитражных судах.

Прокурор сам вправе обратиться в суд с иском для защиты законных прав и интересов граждан или юридических лиц.

Генеральный прокурор участвует в  заседаниях Верховного Суда РФ и Высшего  Арбитражного Суда РФ и дает свои заключения по всем возникающим вопросам.

Прокурор или его заместитель  в пределах своей компетенции  приносит в вышестоящий суд апелляционное, кассационное или надзорное представление, а в арбитражный суд – апелляционную или кассационную жалобу либо представление в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить представление только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

Принесение Генеральным прокурором Российской Федерации или его  заместителем представления на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

Генеральный прокурор Российской Федерации  вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Координация деятельности по борьбе с преступностью также является одним из направлений деятельности прокуратуры РФ. 

Генеральный прокурор Российской Федерации  и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. В этих целях прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

 

Система, структура и порядок образования органов прокуратуры

По Конституции РФ (ст. 129) и Закону о прокуратуре (ст. 11) органы прокуратуры  составляют единую, централизованную систему со строгим подчинением  нижестоящих прокуратур вышестоящим. Прокуратура строится в соответствии с административным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ.

Возглавляет прокуратуру Генеральный  прокурор РФ. Его полномочия по руководству  органами прокуратуры определены Законом о прокуратуре.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В систему органов прокуратуры, помимо Генеральной прокуратуры РФ, входят: прокуратуры субъектов Федерации, районные, городские прокуратуры. В крупных городах в целях более оперативного руководства создаются прокуратуры городов, которые подчинены прокурору субъекта Федерации, а сами, в свою очередь, имеют в подчинении районные прокуратуры. Они осуществляют главным образом организационные функции.

В систему органов прокуратуры входят также военные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, транспортные и природоохранительные прокуратуры, которые могут образовываться Генеральным прокурором РФ и приравниваются к прокуратурам областей или районов.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в систему прокуратуры  Российской Федерации, допускается  только с согласия высших органов  законодательной власти страны.

Право образования новых прокуратур в связи с возникающей необходимостью (изменение административно-территориального деления, образование новых районов и т.д.) принадлежит Генеральному прокурору РФ.

Генеральную прокуратуру РФ, как  отмечено выше, возглавляет Генеральный  прокурор РФ, который имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых по его представлению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется Генеральным прокурором РФ.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.

В Генеральной прокуратуре РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), начальники и заместители начальников которых назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором РФ и являются соответственно его старшими помощниками и помощниками. Генеральный прокурор имеет также помощников по особым поручениям.

Военная прокуратура, хотя и входит в единую систему органов прокуратуры, является автономной и только в своей  верхней части включена в структуру  Генеральной прокуратуры РФ, в  которой действует Главная военная прокуратура (возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором). В состав военной прокуратуры, кроме того, входят прокуратуры военных округов, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, а также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Нужно отметить, что Закон о прокуратуре  содержит отдельный раздел об особенностях организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры (ст. 46—50). В нем регламентируются построение военной прокуратуры, полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законности в Вооруженных Силах, войсках и других воинских структурах, требования к кадрам органов военной прокуратуры, материальное и социальное обеспечение работников военной прокуратуры.

Прокуратуры республик, краев, областей, городов Москвы, и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В их составе образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников которых назначаются на должность и освобождаются от нее прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры, и являются соответственно их старшими помощниками и помощниками. В названных прокуратурах имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, которые назначаются на должность и освобождаются от нее соответствующими прокурорами. Прокуроры субъектов Федерации могут иметь помощников по особым поручениям. 

Прокуратуру города и района, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В такой прокуратуре могут быть первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуроров, назначаемые на должность и освобождаемые от нее прокурором соответственно республики, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) и Законом о прокуратуре  Генеральный прокурор РФ назначается  на должность сроком на пять лет  и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Если предложенная Президентом  РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

В отсутствие Генерального прокурора  РФ или в случае невозможности  исполнения им своих обязанностей его  обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия того и другого  или в случае невозможности выполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Прокуроры субъектов Российской Федерации  назначаются на должность Генеральным  прокурором РФ по согласованию с их органами государственной власти.

Прокурор города, района, приравненные к ним прокуроры назначаются  Генеральным прокурором РФ, подчинены  и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Сообщения о назначении на должность  и освобождении от должности прокуроров публикуются в печати.

В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден Генеральным  прокурором РФ от занимаемой должности. Служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях: достижения прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры; прекращения гражданства Российской Федерации; нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника; несоблюдения ограничений и неисполнения обязанностей, связанных со службой, а также возникновения других обстоятельств, предусмотренных статьями 16 и 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"5; разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну; утраты доверия. Наличие заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, является основанием для прекращения службы в органах и учреждениях прокуратуры и увольнения прокурорского работника. Предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и учреждениях прокуратуры - 65 лет. Решением руководителя соответствующего органа или учреждения прокуратуры допускается продление срока нахождения на службе работников, достигших предельного Продление срока нахождения на службе работника при наличии у него заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, а также работника, достигшего возраста 70 лет, не допускается. После достижения указанного возраста работник может продолжить работу в органах и учреждениях прокуратуры на условиях срочного трудового договора с сохранением полного денежного содержания

Прокурор органов прокуратуры имеет право на выход в отставку.

В вышестоящих прокуратурах (кроме  районных, городских и приравненных к ним специализированных прокуратур) создаются коллегии в составе руководителя соответствующей прокуратуры (председателе), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначенных руководителем данной прокуратуры. Коллегии, создаваемые в прокуратурах, являются совещательными органами. На основании их решений соответствующие прокуроры в пределах своей компетенции издают приказы и иные акты.

В Генеральной прокуратуре РФ действует  Научно-консультативный совет для  рассмотрения вопросов, связанных с  организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о Научно- консультативном совете и его состав утверждаются Генеральным прокурором РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственная служба в органах и учреждениях прокуратуры

Служба в органах и учреждениях  прокуратуры - вид федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются Законом о прокуратуре.

Прокурорские работники обязаны  соблюдать определенные ограничения, которые состоят в том, что  государственный служащий не вправе:

    • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
    • быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
    • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
    • состоять членом органа управления коммерческой организации;
    • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
    • использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
    • получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
      • получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей и другие ограничения, предусмотренный Федеральным законом «О государственной гражданской службе» и Федеральным законом «О противодействии коррупции»6.

Информация о работе Прокуратура Российской Федерации