Прокуроркский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ основной сферы деятельности прокуратуры Российской Федерации – общего прокурорского надзора, его правовых основ и содержания. Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- раскрытие понятия общего надзора органов прокуратуры и его места среди отраслей прокурорского надзора;
- исследование содержания общего прокурорского надзора;
- исследование актов прокурорского реагирования на нарушения закона.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общий надзор как основная отрасль прокурорского надзора……..5
§1. Понятие общего прокурорского надзора……………….…………………...5
§2. Место общего надзора среди других отраслей прокурорского надзора…..6
§3. Проблемы и перспективы общего прокурорского надзора ……………...8
ГЛАВА 2. Содержание общего прокурорского надзора ……………………..11
ГЛАВА 3. Акты прокурорского реагирования ………………………………..14
§1. Протест прокурора…………………………………………………………..14
§2. Представление прокурора…………….……………………………………..16
§3. Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении при выявлении нарушений закона…18
§4. Предостережение о недопустимости нарушения закона………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

моя.docx

— 48.20 Кб (Скачать файл)

После этого постановление и  приложенные к нему материалы  направляются на рассмотрение уполномоченному  на то КоАП РФ органу или должностному лицу. Сам же прокурор дело об административном правонарушении не может принять к своему производству. Уполномоченные органы или должностные лица должны рассмотреть постановление прокурора в установленный законом срок и о результатах рассмотрения сообщают прокурору в письменном виде.

В прокуратуре ведутся учет и  контроль за своевременностью рассмотрения постановлений прокурора и надзор за законностью принятых по результатам  его рассмотрения решений. С этой целью регистрируется каждое направленное постановление с указанием, когда  и кому было направлено, а также сообщения органов или должностных лиц о результатах его рассмотрения.

§4. Предостережение о недопустимости нарушения закона

Этот акт прокурорского надзора  как форма реализации полномочия прокурора  установлен  поправкой  к ФЗ «О прокуратуре РФ» от 10 февраля 1999 г. ФЗ не достаточно четко регламентирует применение этого акта прокурорского реагирования. Указывается, что предостережение применяется "при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях содержащих признаки экстремистской деятельности "18. На практике такие сведения оказываются достаточно разнообразны по формам: заявления граждан, сообщения средств массовой информации, материалы контролирующих органов и т.д. Однако очевидно, что эти сведения в любом случае должны быть реальными, объективными и достоверно установленными. Если отталкиваться от смысла ст. 25.1, следует отметить, что данный акт прокурорского реагирования должен применяться в тех случаях, когда у прокурора есть основания считать имеющуюся у него информацию о готовящемся правонарушении объективной и реальной.

Из ФЗ следует, что прокурор вправе вынести предостережение должностному лицу, то есть физическому лицу, являющемуся представителем определённого органа власти или исполняющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах государственной. Перечень таких лиц должен быть соотнесён с пределами и компетенций прокуроров, осуществляющих общенадзорные функции. На основании предмета и пределов общего прокурорского надзора, определенных в ФЗ «О прокуратуре РФ», можно говорить о том, что предостережение может быть вынесено не только указанным в ст. 25.1 ФЗ должностным лицам, но и руководителям коммерческих и некоммерческих организаций, если их деяния могут повлечь существенные нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Форма реализации рассматриваемого акта прокурорского реагирования является смешанной. Сам акт, как уже отмечалось, имеет письменную форму, а его  реализация осуществляется в устной форме. В отличие от протеста или  представления, которые могут быть принесены, то есть переданы адресату по почте, с нарочным или другим путем, предостережение должно быть в устной форме объявлено прокурором или  его заместителем соответствующему должностному лицу. При этом ему  должны быть разъяснены требования по прекращению конкретных деяний, могущих  повлечь нарушение закона, и возможность  привлечения его к ответственности  в установленном законом порядке  в случае невыполнения этих требований.

Невыполнение изложенных в предостережении требований о недопущении правонарушения будет важным поводом и одним из оснований для привлечения предостереженного должностного лица к ответственности. 

Заключение

Достигнута цель курсовой работы, анализ общего прокурорского  надзора, посредством выполнения поставленных во введении задач.

Раскрыв понятие, содержание и меры реагирования на нарушения закона присущие общему надзору, можно сделать вывод о том, что он является важнейшей отраслью надзора органов прокуратуры с момента их создания.

Это понимали и законодатели, неоднократно отвергавшие попытки преобразовать  прокуратуру в лишенный надзорных  полномочий придаток исполнительной или  судебной системы. Решения принимались  почти единогласно всеми фракциями, за исключением в каждом случае нескольких депутатов. Законодатели сознавали, что  при существующем состоянии законности отсутствие механизма её защиты губительно для страны.

Надзор за исполнением законов  является наиболее эффективной и  последовательной формой контроля со стороны государства в очень  важной для него сфере – обеспечения  законности. Он свободен от ведомственных  и местнических влияний, вследствие чего объективно исходит из общегосударственных  задач.

Данное направление деятельности российской прокуратуры имеет непосредственное отношение к обеспечению подлинного, отвечающего условиям жизнедеятельности  федеративного государства суверенитета субъектов Российской Федерации, предотвращению сепаратистских тенденций. Так же в общем надзоре заключена основная часть профилактического потенциала прокуратуры. Он имеет дело с нарушениями законов, которые, по существу, составляют исходную базу, обеспечивают подпитку широкого диапазона правонарушений, и в первую очередь, преступного характера. Своевременное выявление и пресечение такого рода нарушений законов способно позитивно влиять на укрепление социальной базы обеспечения законности, изменение криминогенной ситуации в стране.

 

Библиография

 

Законодательные акты Российской Федерации:

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

(http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875)

  1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 05.04.2013)

(http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=144719)

  1. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 26.04.2013)

(http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=145802)

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.12.2012) "О прокуратуре Российской Федерации  

(http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133796)

Учебная и специальная литература:

  1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. - М. «Зерцало - М», 2003.
  2. Амиров М.А. Прокурорский надзор и права человека. Екатеринбург, 2001.
  3. Басков В.И. Курс прокурорского надзора: М.: «Зерцало - М», 2000.
  4. Березовская С.Г. Охрана прав граждан советской прокуратурой. М., 1964.
  5. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. «Экзамен» М. 2003
  6. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор  в его устройстве и деятельности. Т.1. Прокуратура на Западе и в России Москва 1889.
  7. Чувилева А.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник. М. Юристъ, 1999.

 

Материалы периодической печати:

  1. Рохлин В.И., Стуканов А.П. Прокурорский надзор в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Журнал «Правоведение». С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2000, № 5.       

( http://www.lawportal.ru/article/article.asp?articleID=159495)

  1. Рабко Т.А. Протест прокурора на юридический акт субъекта Федерации: теория и практика. "Журнал российского права",     N 2, 2002.

(http://law.vl.ru/analit/show_a.php?id=628&pub_name=%CF%F0%EE%F2%E5%F1%F2+%EF%F0%EE%EA%F3%F0%EE%F0%E0+%ED%E0+%FE%F0%E8%E4%E8%F7%E5%F1%EA)

  1. Стуканов, А. П. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации. Журнал «Правоведение», № 4. 1999. 
  2. Ястребов В.Б. Надзор за исполнением законов как основная функция прокуратуры. Проблемы совершенствования прокурорского надзора. Материалы научно-практ.конф.-М.1997.
  3. Орлов М. Нет прокуратуры – нет проблемы. Журнал «Законность». №1. 2003.

1 Наименование "прокурорский надзор" происходит от латинского глагола "procurare" - заботиться (Словарь иностранных языков / Под ред. И. В. Ляхина, Ф. Н. Петрова. 3-е изд., перераб. и доп. М , 1949. Г. ЯМ) и русского глагола "надзирать" - наблюдать за кем-либо в целях присмотри, проверки (Ожегов С. И. Словарь русского языка. 3-е изд. М., 1953. С. 332). Оно означает заботу государства об укреплении в нем законности.

2 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.12.2012) "О прокуратуре Российской Федерации" (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133796)

3 Басков В.И. Курс прокурорского надзора:М.:Зерцало,2000 С. 95

4 Алехин А.П., Кармолицкий А.А.Административное право России: Учебник. - М.: И КД «Зерцало - М»,2003 С. 330

5 Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т.1. Прокуратура на Западе и в России Москва 1889г. С.359

6 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.12.2012) "О прокуратуре Российской Федерации" (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133796)

7 Рохлин В.И., Стуканов А.П. Прокурорский надзор в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Правоведение. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2000, № 5. С.154

8 Там же. С.155

9 Амиров М.А. Прокурорский надзор и права человека. Екатеринбург, 2001.

10 Рохлин В.И., Стуканов А.П. Прокурорский надзор в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Журнал «Правоведение». С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2000, № 5.( http://www.lawportal.ru/article/article.asp?articleID=159495)

11 Березовская С.Г. Охрана прав граждан советской прокуратурой. М., 1964. С.229

12 Т.А. Рабко Протест прокурора на юридический акт субъекта Федерации: теория и практика "Журнал российского права", N 2, февраль 2002 г.(http://law.vl.ru)

13 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.12.2012) "О прокуратуре Российской Федерации" ст.23 ( http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133796)

14 Басков В.И. Курс прокурорского надзора:М.:Зерцало,2000. С.110

15 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.12.2012) "О прокуратуре Российской Федерации" ст.24 ( http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133796)

16 "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 26.04.2013). Ст 140.

(http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=145802)

17 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 05.04.2013), Ст 14. (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=144719)

18 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.12.2012) "О прокуратуре Российской Федерации" ст.25.1. ( http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133796)


Информация о работе Прокуроркский надзор