Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 14:52, реферат
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» явился одним из четырех проектов, рассчитанных на 2006-2007 гг. (помимо аграрно-промышленного комплекса, областью государственной заботы объявлялись образование, здравоохранение и жилищное строительство.) Кроме собственно экономического смысла, который связывался с подъемом аграрного производства, проект имел явную политическую составляющую. Приближающиеся выборы в Государственную Думу и смена Президента диктовали тактику «подтягивания тылов», то есть относительного улучшения в самых неблагоприятных сферах, непосредственно связанных со значительной частью электората.
Введение.
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» явился одним из четырех проектов, рассчитанных на 2006-2007 гг. (помимо аграрно-промышленного комплекса, областью государственной заботы объявлялись образование, здравоохранение и жилищное строительство.) Кроме собственно экономического смысла, который связывался с подъемом аграрного производства, проект имел явную политическую составляющую. Приближающиеся выборы в Государственную Думу и смена Президента диктовали тактику «подтягивания тылов», то есть относительного улучшения в самых неблагоприятных сферах, непосредственно связанных со значительной частью электората1. В этом ряду сельское хозяйство играло особую роль.
Общий развал в сельском хозяйстве страны в 1990-е годы оказался ошеломляющим. Масштаб спада сельскохозяйственного производства был таков, что уровень 1990 г. удалось догнать и превзойти только в 2004 г. Что такое сельское хозяйство сегодня? Это отрасль, в которой износ производственных фондов составляет более 80%; при этом выбытие из строя основных фондов в 1,5-2 раза превышает ввод новых мощностей. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляет лишь 4% от общего объема инвестиций в экономику. За чертой бедности находится 56% сельского населения, а средняя месячная заработная плата составляет 43% от общероссийского уровня. Более трети сельскохозяйственных организаций в РФ являются убыточными. Растет диспаритет цен на производимую и потребляемую в агросекторе продукцию: в 2000 г. крестьянин для покупки 1 тонны дизельного топлива должен был продать 3,1 т. зерна, а в 2005 г. - уже 5,6 т. Как результат, страна завозит из-за границы треть необходимого продовольствия.
На этом фоне никто не спорил, что назрела необходимость действенных мер. Но что может стать действенными мерами? И на какие позитивные изменения может претендовать национальный проект, не рискуя сорваться в пропасть невыполнимых задач и несбывшихся надежд? Однозначная поддержка идеи подъема сельского хозяйства соседствовала с ожесточенными спорами по поводу конкретных направлений и мер национального проекта. Впрочем, все споры проходили в условиях явного цейтнота, ведь ПНП «Развитие АПК» - самый последний из проектов, инициированных высшей властью. Решение включить сельское хозяйство в число приоритетных национальных проектов 2006-2007 гг. Президент РФ В.В. Путин впервые озвучил лишь 5 сентября 2005 г. Отказ отраслевого руководства со ссылкой на неготовность означал игнорирование редкой исторической возможности, ведь «впервые в новейшей истории России сельское хозяйство было отнесено к числу приоритетов социально-экономической политики».
Каковы формальные правила, предлагаемые аграриям в рамках национального проекта? В чем их новизна? На какие отрасли сельского хозяйства непосредственно нацелен национальный проект? И как реально идет его реализация, учитывая, что никогда и нигде экономика не является послушным воплощением нормативно-правового дизайна? Ответам на эти вопросы посвящен мой реферат.
1. ПНП «Развитие АПК»: направления и мероприятия.
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:
Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства и промышленного рыбоводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм), предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) и ввести в эксплуатацию новые мощности.
Это станет возможным за счет:
- повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 5 и 8 лет;
- роста поставок по
системе федерального лизинга
племенного скота, техники и
оборудования для
- совершенствования мер
таможенно-тарифного
В октябре 2006 года решением
Совета при Президенте РФ по реализации
приоритетных национальных проектов в
направление «Ускоренное
Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Это предполагается достичь путем:
- удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК;
- развития инфраструктуры
обслуживания малых форм
- развития системы
земельно-ипотечного
Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.
Основные цели на 2006-2007 годы:
По направлению «Ускоренное развитие животноводства»:
По направлению «
По направлению «Обеспечение жильем молодых специалистов на селе»:
Из каких источников
будут финансироваться
Заявленные мероприятия
Всего на финансирование мероприятий в 2006-2007 годах из федерального бюджета выделяется 47,326 млрд. руб.
Из них в 2006 году выделено в общей сложности 18,84 млрд. руб. В 2007 году - 28,486 млрд. руб.
Почему именно животноводство стало приоритетным направлением?
Недостаточное развитие животноводства – одна из причин безработицы и бедности на селе. Его развитие позволит решить не только важные общегосударственные экономические задачи, но и ощутимо повысить благосостояние сельских жителей.
С 1991 по 2005 гг. поголовье крупного рогатого скота сократилось с 54,7 до 21,4 млн. голов, свиней – с 35,4 до 13,3 млн. голов. Производство мяса скота и птицы на убой в живом весе снизилось с 14,5 до 7,6 млн. тонн. В настоящее время мясное животноводство в целом нерентабельно, а производство мяса крупного рогатого скота – самое убыточное (-31,1% в 2004 году)
Естественно, что в такой ситуации растет импорт мяса и мясопродуктов, доля которого на внутреннем рынке составляет свыше 34%. Подобная зависимость нашей страны от импорта при наблюдаемом сегодня мировом росте цен на мясо провоцирует инфляцию и сдерживает увеличение реальных доходов населения.
Развитие животноводства будет способствовать увеличению объемов качественных отечественных продуктов питания на внутреннем рынке, расширению производства зерновых и кормовых культур и тем самым стимулировать развитие растениеводства.
Какие меры в рамках приоритета по развитию малых форм хозяйствования в АПК предполагается реализовать?
Основные меры:
1. Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлекаемым крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (заготовительными, снабженческо-сбытовыми, перерабатывающими) на развитие производства.
В рамках этого мероприятия малыми формами хозяйствования на селе привлечено кредитов на сумму 40,9 млрд. руб. На субсидирование привлеченных кредитов в 2006 году из федерального бюджета направлено 0,907 млрд. руб.
В 2007 году на субсидии предполагается направить 5,043 млрд. руб., что позволит субсидировать кредиты, привлеченные в 2006 году, а также привлечь новые на сумму 30 млрд. руб.
2. Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов и поддержка развития сельскохозяйственной потребительской кооперации путем льготного кредитования, оказания организационной и консультативной помощи. Модернизация и развитие предприятий по первичной переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
В рамках проекта за 2006-2007 гг. запланировано создать 2550 кооперативов, а в 2006 году уже создано 2134 сельскохозяйственных потребительских кооператива всех видов. Для кредитования сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2006 году в уставный капитал ОАО «Россельхозбанк» направлено 8,1 млрд. руб.
3. Развитие (создание) системы земельно-ипотечного кредитования, выдача кредитов под залог земельных участков.
На эти цели в 2006 году выделено 1,3 млрд руб., что позволило в 2006 году получить кредиты под залог земли на сумму 2,1 млрд руб., а в 2007 году планируется выдать земельно-ипотечные кредиты еще на 2,0 млрд руб.
На реализацию направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе» из федерального бюджета в 2006 году выделено в общей сложности 10,307 млрд руб. В 2007 году запланировано финансирование в размере 5,043 млрд руб.
Третье направление - обеспечение жильем молодых специалистов на селе - самое скромное с финансовой точки зрения (4 млрд. рублей), что делает его, скорее, ритуальным приложением или пилотным малотиражным экспериментом, чем реальным механизмом изменения ситуации на селе. Но и тут выделенные деньги - не простое дотирование, а запуск новых правил. Строительство для молодых специалистов на селе предполагает паевое софинансирование, в результате чего средства федерального бюджета «обрастают» средствами региональных бюджетов и внебюджетными источниками (средства работодателей, муниципальных образований и самих работников). Например, в 2006 г. взносы субъектов РФ составили 2,7 млрд. рублей, а поступления из внебюджетных источников - 2,16 млрд. рублей. В итоге 2 млрд. рублей федеральных денег превратились в 6,86 млрд. рублей, работающих на данное направление национального проекта.
По такой схеме за 2006-2007 гг. планируется улучшить жилищные условия 31,64 тыс. молодых специалистов на селе, введя 1392,9 тыс. кв. метров жилья.
2. Результаты реализации ПНП «Развитие АПК» на территории Приволжского федерального округа и в Саратовской области.
В результате реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» заложена основа для повышения продуктивности сельскохозяйственных животных и развития инфраструктуры поддержки малых форм хозяйствования на селе.
В целом, по индексу производства продукции
сельского хозяйства в
По темпам роста производства молока мы делим 1-2 места с Южным федеральным округом (101,9% к 100,6%).В целом из 7 федеральных округов в 4 произошёл спад производства молока. В то же время и в нашем округе не всем регионам удалось сохранить объёмы производства прошлого года: Пермский край – 96,4%, Кировская область – 98,8%, Нижегородская область – 96,6%.