Развитие аропромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 14:52, реферат

Описание работы

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» явился одним из четырех проектов, рассчитанных на 2006-2007 гг. (помимо аграрно-промышленного комплекса, областью государственной заботы объявлялись образование, здравоохранение и жилищное строительство.) Кроме собственно экономического смысла, который связывался с подъемом аграрного производства, проект имел явную политическую составляющую. Приближающиеся выборы в Государственную Думу и смена Президента диктовали тактику «подтягивания тылов», то есть относительного улучшения в самых неблагоприятных сферах, непосредственно связанных со значительной частью электората.

Файлы: 1 файл

Развитие агропромышленного комплекса в России.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)


Введение.

 

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» явился одним из четырех проектов, рассчитанных на 2006-2007 гг. (помимо аграрно-промышленного комплекса, областью государственной заботы объявлялись образование, здравоохранение и жилищное строительство.) Кроме собственно экономического смысла, который связывался с подъемом аграрного производства, проект имел явную политическую составляющую. Приближающиеся выборы в Государственную Думу и смена Президента диктовали тактику «подтягивания тылов», то есть относительного улучшения в самых неблагоприятных сферах, непосредственно связанных со значительной частью электората1. В этом ряду сельское хозяйство играло особую роль.

Общий развал в сельском хозяйстве страны в 1990-е годы оказался ошеломляющим. Масштаб спада сельскохозяйственного производства был таков, что уровень 1990 г. удалось догнать и превзойти только в 2004 г. Что такое сельское хозяйство сегодня? Это отрасль, в которой износ производственных фондов составляет более 80%; при этом выбытие из строя основных фондов в 1,5-2 раза превышает ввод новых мощностей. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляет лишь 4% от общего объема инвестиций в экономику. За чертой бедности находится 56% сельского населения, а средняя месячная заработная плата составляет 43% от общероссийского уровня. Более трети сельскохозяйственных организаций в РФ являются убыточными. Растет диспаритет цен на производимую и потребляемую в агросекторе продукцию: в 2000 г. крестьянин для покупки 1 тонны дизельного топлива должен был продать 3,1 т. зерна, а в 2005 г. - уже 5,6 т. Как результат, страна завозит из-за границы треть необходимого продовольствия.

На этом фоне никто не спорил, что назрела необходимость действенных мер. Но что может стать действенными мерами? И на какие позитивные изменения может претендовать национальный проект, не рискуя сорваться в пропасть невыполнимых задач и несбывшихся надежд? Однозначная поддержка идеи подъема сельского хозяйства соседствовала с ожесточенными спорами по поводу конкретных направлений и мер национального проекта. Впрочем, все споры проходили в условиях явного цейтнота, ведь ПНП «Развитие АПК» - самый последний из проектов, инициированных высшей властью. Решение включить сельское хозяйство в число приоритетных национальных проектов 2006-2007 гг. Президент РФ В.В. Путин впервые озвучил лишь 5 сентября 2005 г. Отказ отраслевого руководства со ссылкой на неготовность означал игнорирование редкой исторической возможности, ведь «впервые в новейшей истории России сельское хозяйство было отнесено к числу приоритетов социально-экономической политики».

Каковы формальные правила, предлагаемые аграриям в рамках национального проекта? В чем их новизна? На какие отрасли сельского хозяйства непосредственно нацелен национальный проект? И как реально идет его реализация, учитывая, что никогда и нигде экономика не является послушным воплощением нормативно-правового дизайна? Ответам на эти вопросы посвящен мой реферат.

 

1. ПНП «Развитие АПК»: направления и мероприятия.

 

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в  себя три направления:

  • Ускоренное развитие животноводства;
  • Стимулирование развития малых форм хозяйствования;
  • Обеспечение доступным жильем молодых специалистов  на селе.

Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства и промышленного рыбоводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм), предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) и ввести в эксплуатацию новые мощности.

Это станет возможным  за счет:

- повышения доступности  долгосрочных кредитов, привлекаемых  на срок до 5 и 8 лет;

- роста поставок по  системе федерального лизинга  племенного скота, техники и  оборудования для животноводства  и промышленного рыбоводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов и предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) до 10 лет;

- совершенствования мер  таможенно-тарифного регулирования  путем утверждения объемов квот  и таможенных пошлин на мясо  в 2006-2007 годах и вплоть до 2009 года и отмены ввозных таможенных  пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

В октябре 2006 года решением Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов в  направление «Ускоренное развитие животноводства» включено пять дополнительных мероприятий. В их числе: государственная поддержка племенного животноводства, отечественного овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, развитие промышленного рыбоводства (аквакультуры), а также дополнение в связи с этим финансовой составляющей нацпроекта субсидированием 5-летних кредитов на развитие животноводства и аквакультуры.

Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Это предполагается достичь  путем:

- удешевления кредитных  ресурсов, привлекаемых малыми формами  хозяйствования АПК;

- развития инфраструктуры  обслуживания малых форм хозяйствования  в АПК – сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).

- развития системы  земельно-ипотечного кредитования, что позволит выдавать кредиты  под залог земельных участков  и поможет решить проблему  отсутствия залоговой базы для малых форм хозяйствования в АПК.

Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов  на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.

Основные цели на 2006-2007 годы:

По направлению «Ускоренное  развитие животноводства»:

  • увеличение производства мяса на 7%, молока на 4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого скота (КРС), в том числе коров, не ниже уровня 2005 г.;
  • увеличение реализации молодняка племенных животных на 15% к уровню 2006 г.
  • увеличение численности поголовья овец и коз на 3% к уровню 2005 года.
  • увеличение численности поголовья к уровню 2006 г.: оленей на 3,2%, лошадей на 2,8% к уровню 2005 года.
  • увеличение выпуска товарной продукции аквакультуры на 4,0% к уровню 2005 г.

По направлению «Стимулирование  развития малых форм хозяйствования»:

  • увеличение объемов реализации продукции, произведенной ЛПХ и КФХ к 2008 году на 6% (относительно уровня 2005 года);
  • развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (снабженческо-сбытовых, заготовительных, перерабатывающих, кредитных кооперативов);
  • создание системы земельно-ипотечного кредитования;

По направлению «Обеспечение жильем молодых специалистов  на селе»:

  • строительство (приобретение) 1392,9 тыс. кв. м жилья и улучшение жилищных условий не менее 31,64 тыс. молодых специалистов на селе.

Из каких источников будут финансироваться заявленные мероприятия?

Заявленные мероприятия финансируются  за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.

Всего на финансирование мероприятий  в 2006-2007 годах из федерального бюджета  выделяется 47,326 млрд. руб.

Из них в 2006 году выделено в общей сложности 18,84 млрд. руб. В 2007 году - 28,486 млрд. руб.

Почему именно животноводство стало приоритетным направлением?

Недостаточное развитие животноводства – одна из причин безработицы  и бедности на селе. Его развитие позволит решить не только важные общегосударственные  экономические задачи, но и ощутимо повысить благосостояние сельских жителей.

С 1991 по 2005 гг. поголовье  крупного рогатого скота сократилось  с 54,7 до 21,4 млн. голов, свиней – с 35,4 до 13,3 млн. голов. Производство мяса скота  и птицы на убой в живом весе снизилось с 14,5 до 7,6 млн. тонн. В настоящее время мясное животноводство в целом нерентабельно, а производство мяса крупного рогатого скота – самое убыточное (-31,1% в 2004 году)

Естественно, что в  такой ситуации растет импорт мяса и мясопродуктов, доля которого на внутреннем рынке составляет свыше 34%. Подобная зависимость нашей страны от импорта при наблюдаемом сегодня мировом росте цен на мясо провоцирует инфляцию и сдерживает увеличение реальных доходов населения.

Развитие животноводства будет способствовать увеличению объемов  качественных отечественных продуктов питания на внутреннем рынке, расширению производства зерновых и кормовых культур и тем самым стимулировать развитие растениеводства.

 

Какие меры в рамках приоритета по развитию малых форм хозяйствования в АПК предполагается реализовать?

 

Основные меры:

1. Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлекаемым крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (заготовительными, снабженческо-сбытовыми, перерабатывающими) на развитие производства.

В рамках этого мероприятия  малыми формами хозяйствования на селе привлечено кредитов на сумму 40,9 млрд. руб. На субсидирование привлеченных кредитов в 2006 году из федерального бюджета направлено 0,907 млрд. руб.

В 2007 году на субсидии предполагается направить 5,043 млрд. руб., что позволит субсидировать кредиты, привлеченные в 2006 году, а также привлечь новые  на сумму 30 млрд. руб.

2. Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов и поддержка развития сельскохозяйственной потребительской кооперации путем льготного кредитования, оказания организационной и консультативной помощи. Модернизация и развитие предприятий по первичной переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, производимой в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах.

В рамках проекта за 2006-2007 гг. запланировано создать 2550 кооперативов, а в 2006 году уже создано 2134 сельскохозяйственных потребительских кооператива всех видов. Для кредитования сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2006 году в уставный капитал ОАО «Россельхозбанк» направлено 8,1 млрд. руб.

3. Развитие (создание) системы земельно-ипотечного кредитования, выдача кредитов под залог земельных участков.

На эти цели в 2006 году выделено 1,3 млрд руб., что позволило  в 2006 году получить кредиты под залог  земли на сумму 2,1 млрд руб., а в 2007 году планируется выдать земельно-ипотечные  кредиты еще на 2,0 млрд руб.

На реализацию направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе» из федерального бюджета в 2006 году выделено в общей сложности 10,307 млрд руб. В 2007 году запланировано финансирование в размере 5,043 млрд руб.

Третье направление - обеспечение жильем молодых специалистов на селе - самое скромное с финансовой точки зрения (4 млрд. рублей), что делает его, скорее, ритуальным приложением или пилотным малотиражным экспериментом, чем реальным механизмом изменения ситуации на селе. Но и тут выделенные деньги - не простое дотирование, а запуск новых правил. Строительство для молодых специалистов на селе предполагает паевое софинансирование, в результате чего средства федерального бюджета «обрастают» средствами региональных бюджетов и внебюджетными источниками (средства работодателей, муниципальных образований и самих работников). Например, в 2006 г. взносы субъектов РФ составили 2,7 млрд. рублей, а поступления из внебюджетных источников - 2,16 млрд. рублей. В итоге 2 млрд. рублей федеральных денег превратились в 6,86 млрд. рублей, работающих на данное направление национального проекта.

По такой схеме за 2006-2007 гг. планируется улучшить жилищные условия 31,64 тыс. молодых специалистов на селе, введя 1392,9 тыс. кв. метров жилья.

 

2. Результаты реализации ПНП «Развитие АПК» на территории Приволжского федерального округа и в Саратовской области.

 

В результате реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» заложена основа для повышения продуктивности сельскохозяйственных животных и развития инфраструктуры поддержки малых форм хозяйствования на селе.

В целом, по индексу производства продукции  сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах  к 2005 году наш округ занимает 2 место  по Российской Федерации после Уральского  (104,7% к среднероссийским 102,8%).

По темпам роста производства молока мы делим 1-2 места с Южным федеральным  округом (101,9% к 100,6%).В целом из 7 федеральных  округов в 4 произошёл спад производства молока. В то же время и в нашем округе не всем регионам удалось сохранить объёмы производства прошлого года: Пермский край – 96,4%, Кировская область – 98,8%, Нижегородская область – 96,6%.

Информация о работе Развитие аропромышленного комплекса