Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 14:52, реферат
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» явился одним из четырех проектов, рассчитанных на 2006-2007 гг. (помимо аграрно-промышленного комплекса, областью государственной заботы объявлялись образование, здравоохранение и жилищное строительство.) Кроме собственно экономического смысла, который связывался с подъемом аграрного производства, проект имел явную политическую составляющую. Приближающиеся выборы в Государственную Думу и смена Президента диктовали тактику «подтягивания тылов», то есть относительного улучшения в самых неблагоприятных сферах, непосредственно связанных со значительной частью электората.
По показателям темпов роста производства скота и птицы на убой в живом весе наш округ занимает 3 место по Российской Федерации после Центрального и Южного округов и наши показатели примерно равны среднероссийским (104,4% к 104,6%). Снижение объёмов производства по сравнению с 2005 годом допустили 4 региона (Пермский край – 96,5%, Кировская область – 98%, Нижегородская область – 96,6%, Ульяновская область – 98,8%).
Объём финансирования мероприятий
приоритетного национального
В том числе:
Кроме того, привлечено кредитов в объёме 29290,6 млн. рублей
В Приволжском федеральном округе реализуется 274 проекта строительства, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов и ферм (71 объект - новое строительство). В рамках направления заключено 344 кредитных договора и соглашения на сумму 33,5 млрд. рублей, выдано кредитных ресурсов на сумму 19,1 млрд. рублей.
В рамках мероприятия «Увеличение поставок по системе федерального лизинга племенного скота и техники и оборудования для животноводства» в 2006 году было поставлено более 24 тыс. голов племенного скота, а также оборудование для создания 117,7 тыс. скотомест. На эти цели из региональных бюджетов выделено 315,4 млн. рублей. Поставки племенного скота будут продолжаться. В целях развития животноводства в регионах закладывается высокоэффективная кормовая база - активно привлекаются новые технологии обработки почвы и выращивания кормовых культур.
На субсидирование процентной
ставки по кредитам, полученным личными
подсобными хозяйствами, крестьянскими
фермерскими хозяйствами и
Существенно расширилась сеть ОАО «Россельхозбанк» - в сельских районах открыты дополнительные филиалы и офисы (более 50), организована информационно-образовательная работа банков: в ряде регионов банки финансируют обучение сотрудников вновь созданных кредитных кооперативов, осуществляют методическое сопровождение их деятельности. Заметно активизировалась также деятельность Сбербанка на селе: в Республике Башкортостан, Нижегородской области условия кредитования селян этим банком были более льготными по сравнению с Россельхозбанком.
В 2006 году создано 345 единиц заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов (123,2% планового значения), 91 единиц сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции (182% планового значения), 213 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооператива (136,5% планового значения). Всего – 649 кооператив (133,5%).
На эти цели из региональных бюджетов выделено 70,5 млн. рублей.
Реализация данных мероприятий позволит повысить объём реализации в секторе малых форм хозяйствования путём налаженного гарантированного сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, а также расширить доступность дешевых кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Регионы достаточно интенсивно включились в реализацию проекта, большие усилия были потрачены на предупреждения рисков – обеспечение залоговой базы при кредитовании (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Мордовия создали республиканские залоговые фонды), практически во всех регионах проводилась работа по привлечению крупного бизнеса к участию в учредительстве кооперативов, в организации их сбытовой деятельности. В Саратовской области проведены совещания со всеми муниципалитетами и руководством муниципальных рынков, с которыми заключены договоры по предоставлению квот местным сельхозпроизводителям на рынках городов области.
Обеспечено жильем 4,61 тыс. молодых специалистов на селе (2,5% планового значения). На эти цели из федерального бюджета выделено 849 млн. рублей, из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 813 млн. рублей.
Во всех регионах проводится достаточно интенсивная работа по Агроконсалтингу: информированию, консультированию, обучению по всем аспектам агробизнеса. Наиболее активны в данном вопросе Саратовская область, Республика Татарстан, Оренбургская область. Создаются информационно-консультационные центры, службы агроконсалтинга, проводится большое количество межрегиональных семинаров, учебных сессий, в том числе для глав муниципальных образований; издаются учебно-методические пособия, рекомендации, инструкции.
Изначальная подготовка большого количества проектов для участия в конкурсных процедурах стимулировала привлечение дополнительных внебюджетных средств, практически на все направления проекта, но в основном, на строительство жилья (в том числе и собственных средств застройщиков) и на развитие новых технологий во всех сферах агробизнеса. В целом по регионам округа привлечено свыше 350 млн. внебюджетных средств. Этому процессу также способствовала окружная ярмарка бизнес-ангелов и инноваторов «Российским инновациям – российский капитал» в апреле 2006 года, 43% представленных инновационных технологий и проектов которой были посвящены национальным проектам.
Темп прироста объемов производства продукции сельского хозяйства по итогам 2007 года в Саратовской области составил 4,1% против среднероссийского уровня 3,3%. Об этом сообщили в областном министерстве сельского хозяйства.
Область выполнила основные индикативные показатели приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Произведено молока 945 тыс. тонн, или 108,5% к уровню 2005 года, что превысило индикативный показатель на 4,6 процентного пункта, мяса – 228,2 тыс. тонн, или 114,5% к уровню 2005 года и на 2,8 процентного пункта выше индикативного показателя.
Среди регионов Приволжского федерального округа область занимает третье место по производству зерна, молока и мяса, пятое место по производству яиц. По Российской Федерации область занимает пятое место по производству молока, седьмое место по производству зерна и десятое место по производству мяса.
Впервые за последние годы отмечен рост численности скота. Поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 11,6 тыс. голов и составило 512 тыс. гол., коров – на 4,3 тыс. гол. и составило 230,4 тыс. голов, овец – на 57,7 тыс. и составило 500,7 тыс. голов, свиней – на 0,5 тыс. и составило 387,9 тыс. голов.
Увеличение объемов производства животноводческой продукции обеспечено благодаря росту продуктивности животных. В сельхозпредприятиях надой молока на фуражную корову возрос на 11,4% и составил 3297 кг.
В рамках приоритетного национального проекта на территории области в 2007 году осуществлялась реализация 37 инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов. Проведена реконструкция и модернизация 15 животноводческих объектов. Введено в эксплуатацию 15 тыс. ското-мест и более 100 тыс. птице-мест. Запущен в эксплуатацию молочный комплекс на 1200 коров в племзаводе «Трудовой» Марксовского района.
С 2006 года в области в рамках национального проекта «Развитие АПК» на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение животноводческих помещений привлекаются кредиты с возмещением части затрат на уплату процентов за счет средств федерального и областного бюджетов.
Сельхозтоваропроизводителями области получено более 460 млн руб. инвестиционных кредитов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов. Участникам проекта на сегодняшний день выплачено 27,4 млн руб. субсидий по 8-летним кредитам.
Объем выданных субсидий по кредитам на развитие малых форм хозяйствования за период реализации нацпроекта составил 56,9 млн руб. Это позволило привлечь кредитов и займов на сумму 2,5 млрд руб., из них 1,4 млрд руб. – за прошедший период 2007 года.
Для улучшения и упрощения доступа к кредитным ресурсам участников нацпроекта филиальная сеть ОАО «Россельхозбанк» только в 2007 году увеличена на десять дополнительных офисов и насчитывает 20 дополнительных офисов.
За период реализации
приоритетного национального
Созданные в рамках нацпроекта
потребительские снабженческо-
В целях стимулирования дальнейшего развития сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов в областном бюджете на 2008 год предусмотрены меры по финансовой поддержке их деятельности. Компенсируется часть затрат сельскохозяйственным снабженческо-сбытовым кооперативам за закупленное молоко и мясо у сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности, а также у личных подсобных хозяйств области, на сегодня им оказана поддержка на сумму 4,8 млн руб.
Предусмотрена компенсация 90% затрат снабженческо-сбытовых кооперативов на приобретение специализированного оборудования, новой специализированной техники по перевозке молока и мяса. Кооперативам направлено 24,2 млн руб. субсидий.
Впервые в области представлены кредиты под ипотеку земли. Общая их сумма за 2006–2007 годы составила 8,5 млн руб.
За два года реализации нацпроекта «Развитие АПК» по обеспечению доступным жильем молодых семей и специалистов освоено 443 млн руб., в том числе 122 млн руб. средств федерального бюджета и 163 млн руб. средств областного бюджета. Введено (приобретено) 76 тыс. кв. м жилья, в том числе 12,5 тыс. кв. м нового строительства, свои жилищные условия улучшили 945 молодых семей и 264 молодых специалиста.
Целевые показатели по вводу (приобретению) выполнены на 119%; по освоению средств – на 109%; по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов – на 102%.
Кроме того, для молодых специалистов, окончивших аграрный вуз и работающих в сельхозпроизводстве, в текущем году наряду с разовой единовременной помощью – 50 тыс. руб. – осуществляется еще и доплата к основной заработной плате молодым специалистам в размере двух минимальных размеров оплаты труда (до сентября – 2,2 тыс. руб., с 1 сентября – 4,6 тыс. руб.).
Заключение.
ПНП «Развитие АПК» не может кардинально изменить социально-экономическую ситуацию на селе. Но давайте уточним: такой задачи и не ставилось. Проект был рассчитан на конкретные показатели в очень узком сегменте сельскохозяйственного производства. И оценивать проект можно и нужно только с точки зрения поставленных целей. Да, эти цели очень локальны. Но иначе это был бы не проект, а декларация о намерениях. Слишком многопланово и масштабно разоряли село, чтобы одним проектом исправить ситуацию. Положение на селе является интегральным результатом действия многих разнонаправленных сил. Помимо национального проекта, на сельское хозяйство влияет множество процессов, ключевую роль в которых играет отнюдь не Минсельхоз. Страну готовят к вступлению в ВТО, последствия чего для сельского хозяйства настораживают экспертов. Ширится интервенция импортных продуктов питания. Растут квоты на импорт мяса и снижаются таможенные пошлины на импорт сверх квот. Продолжается рост диспаритета цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства как результат макроэкономических диспропорций. Наивно было бы ожидать от национального проекта преодоления этих процессов. Но отрицать его роль в развитии сельского хозяйства - означает пребывать в старой мыслительной парадигме 1990-х годов, сводящейся к уничижительной оценке любых государственных усилий.
ПНП «Развитие АПК» показателен с точки зрения усиления роли власти, административного ресурса в решении экономических проблем, что укладывается в общий вектор российских перемен. Парадоксальность ситуации состоит в том, что усиление административного фактора обеспечивает реализацию проекта, делающего ставку исключительно на рыночные модели развития АПК. ПНП «Развитие АПК» претендует на иллюстрацию сильнейшего патронажа власти по взращиванию рыночных форм поведения на селе. Неформальные практики, возникающие по ходу такого сценария, - непреднамеренные следствия продуманных действий. Их множественность и разнокачественность можно считать показателем недостаточной продуманности действий власти, а можно - свидетельством того, что ПНП «Развитие АПК» действительно затрагивает интересы различных субъектов сельского бизнеса, и в этом смысле является не бумажным приложением к реальным процессам.
Список использованной литературы.