Республики, входящие в состав РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

С хронологической точки зрения, которая во многом определяет содержательную, республиканские конституции можно разделить на 3 основные группы.
1. Конституции, принятые в конце 70-х гг. с последующими изменениями и дополнениями (Кабардино-Балкарская, Карельская, Чувашская конституции); для них характерна умеренность в подходе к государственно-правовому статусу республик в составе РФ - хотя и провозглашая свой суверенитет, они тем не менее ограничивают его рамками целостности России.

Файлы: 1 файл

контр_Конституционное право.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

34. Республики, входящие в состав РФ.

С хронологической точки  зрения, которая во многом определяет содержательную, республиканские конституции  можно разделить на 3 основные группы.

1. Конституции, принятые в конце 70-х гг. с последующими изменениями и дополнениями (Кабардино-Балкарская, Карельская, Чувашская конституции); для них характерна умеренность в подходе к государственно-правовому статусу республик в составе РФ - хотя и провозглашая свой суверенитет, они тем не менее ограничивают его рамками целостности России.

2. Конституции, принятые в 90-х гг., до 12 декабря 1993 г. (Татарская, Якутская, Чеченская, Тувинская конституции), отразившие региональные настроения в пору так называемого "парада суверенитетов". Они отличаются крайней нетерпимостью к "ущемлению" собственного суверенитета. Из Конституции Чечни, к примеру, вообще не следует, что она входит в состав России, так как последняя не упомянута там ни разу: "Чечня - суверенное государство, созданное в результате самоопределения чеченского народа, обладающее верховным правом в отношении своей территории и национальных богатств; суверенитет Чечни - неделим" (ст. 1 Конституции Чечни). В Конституции Татарстана сказано, что Татарстан - суверенное государство, а суверенитет - неотъемлемое качественное состояние Татарстана (ст. 1 Конституции Татарстана); относительно вхождения в состав Российской Федерации отмечено, что Татарстан - государство, ассоциированное с РФ на основе договора о делегировании полномочий и предметов ведения (ст. 61 Конституции). По Конституциям республик Саха и Тыва они также являются суверенными государствами (статья 1-я обеих Конституций) и имеют право на самоопределение (ст. 36 Конституции Якутии) и выход из состава РФ (ст. 1 Конституции Тывы)1.

И все это на фоне ст. 5 Конституции РФ, где сказано, что  федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности. Конечно, упоминание о суверенитете в конституциях субъектов РФ противоречит данной статье, но в силу некоторой  ее двусмысленности, да и вообще проблематичности суверенитета в федеративном государстве, подобные положения продолжают существовать почти в конституциях почти всех субъектов РФ, кроме, пожалуй, Степного Уложения Калмыкии и Конституции Ингушетии.

3. Конституции, принятые после 12 декабря 1993 г. (Башкортостана, Бурятии, Дагестана, Ингушетии, Коми, Северной Осетии - Алании, Удмуртии, Калмыкии, Мордовии, Марий Эл). Эти конституции носят более умеренный характер по сравнению с конституциями предыдущего этапа с точки зрения суверенизации, хотя и в них часто имеют место формулировки, противоречащие нормам российской Конституции.

В конституциях республик  в составе Российской Федерации  имеют место весьма распространенные положения, о характере государственности  республик, которые можно условно представить по 10 разделам, и которые прямо или косвенно используются республиками для обоснования своего суверенитета. Многие из этих положений требуют критической оценки.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Так, Конституция Республики Саха (Якутия) устанавливает, что территория Республики принадлежит ее многонациональному народу и является исконной землей традиционного расселения ее коренных народов. Пределы территории республики определяются государственной границей республики. Республика имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов Российской Федерации. Республика может иметь и внешнюю границу, отделяющую ее от иностранных государств. Внешняя граница республики является вместе с тем государственной границей Российской Федерации. Она определяется международными договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами.

Республика обладает территориальным  верховенством. Ее территория является пространственным пределом ее власти. Органы государственной власти республики распространяют свою власть на всю  ее территорию.

Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Границы между республикой и другими субъектами Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 67), могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов.

В конституции республики устанавливается порядок выражения такого согласия. Например, согласно Конституции Республики Бурятия (ст. 60), изменение территории Республики осуществляется путем референдума. При этом решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан Республики, в том числе более половины граждан бурятской национальности, принявших участие в голосовании

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской  Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами Российской Федерации, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

Каждая республика принимает свою конституцию, которая закрепляет основы се конституционного строя; права, свободы  и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус  республики; систему, принципы организации и деятельности, а также компетенцию законодательных, исполнительных и судебных органов  республики и органов местного самоуправления.

Конституции республик устанавливаются  ими самостоятельно. Конституции принимаются в порядке, определенном самой республикой, и не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти Российской Федерации. Так, согласно Конституции  (Основного закона) Республики Карелия (ст. 57), принятие Конституции Республики Карелия и внесение в нее изменений и дополнений  относятся к ведению Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики2.

Республика самостоятельно разрабатывает  и принимает и другие  республиканские нормативные правовые акты.  

Законы республик, принятые в пределах их полномочий, на территории соответствующих республик обладают верховенством и обязательны к исполнению всеми юридическими и физическими лицами.  

Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым в пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и актом, изданным в республике, действует федеральный закон.  

Вместе с тем в случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов полномочий Российской Федерации, и нормативным правовым актом республики действует нормативный правовой акт республики.

Республика в составе Российской Федерации пользуется правом законодательной  инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации. Республика вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и республик.

В случае нарушения федеральными властями прерогатив республики в области  нормотворческой деятельности она  вправе обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд Российской Федерации.

Республики в составе Российской Федерации самостоятельно определяют систему своих органов государственной  власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и законодательством республики.

Каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган – парламент; главу исполнительной власти или  главу республики (Президента); свое правительство; Верховный суд и Высший арбитражный суд. Многие республики имеют также свой Конституционный суд.

Конституционно-правовой статус республик  в составе Российской Федерации  характеризуется наличием республиканской  собственности. Она включает в себя землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, находящиеся на их территории, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния. Эти объекты используются для обеспечения материальных и духовных потребностей народов республик.

Вопросы владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, вводными и другими природными ресурсами  регулируются законодательством Российской Федерации и законодательством  республик в ее составе. По взаимной договоренности между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республик в составе Российской Федерации часть природных ресурсов может приобретать статус федеральных.

Согласно Конституции  Российской Федерации (ст. 68)3, республики  вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком – государственным языком Российской Федерации. Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на их сохранение и развитие. В местностях компактного проживания национальных групп, не  имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований, наряду с государственными языками республик в составе Российской Федерации в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.

Республики в составе  Российской Федерации обладают международной  правосубьектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций.

Наконец, одним из элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику, включающую Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, а также на столицу.

Каждая республика самостоятельно утверждает Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн – официальные символы государства, выражающие его самобытность и исторические традиции народов, населяющих эти республики, а также имеет столицу.

 

59. Право на  свободу мысли.

Конституция РФ, наряду со свободой слова, закрепляет свободу мысли. Сама по себе мысль не наносит вреда обществу, пока не воплотилась в конкретное деяние, независимо от ее содержания. Гарантии свободы мысли могут заключаться в защите человека от ограничения его возможности мыслить свободно и независимо, не подвергаясь никакому неправомерному воздействию на его мозг или сознание медикаментозными препаратами или техническими средствами, незаконными экспериментами.

Для защиты свободы мысли как  результата функционирования головного  мозга человека российское законодательство предусматривает различные запреты воздействия на мозг человека, его сознание медикаментозными и иными препаратами. Такие запреты содержит, в частности, Закон РФ от 02.07.92 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в ред. от 10.01.03).

Закон РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах  массовой информации (в ред. от 25.07.02) запрещает использование технических  средств (электронно-лучевых и электромагнитных) для воздействия на мозг человека. Статья 4 указанного закона содержит запрет на использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Свобода мысли тесно связана  с идеологической свободой. В гражданском  обществе, основанном на свободе идеологий, никто не может навязывать человеку какие-либо мысли и желания помимо его воли.

Мысль не может проявляться свободно, если невозможно ее свободно высказать. Свобода слова заключается в  возможности человека публично высказывать, предавать гласности, распространять любым способом свои мысли и убеждения4.

Если свобода мысли не может  быть ограничена никакими законными  способами, то некоторые ограничения  свободы слова допускаются в  интересах охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Информация о работе Республики, входящие в состав РФ