Роль планирования в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение роли планирования в системе менеджмента.
Для исследования роли планирования в системе менеджмента в работе решаются следующие задачи:
- исследуется сущность, принципы и особенности организации планирования;
- рассматриваются сущность, принципы методы и формы разработки планов;
- изучаются особенности перспективных планов;
- выявляются особенности текущих планов;
- рассматривается состояние процессов планирования деятельности российских организаций;
- исследуется разработка и реализация плана на фирме Оптика.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль планирования в деятельности организации.
1.1 Сущность, принципы и виды планирования деятельности….……5
1.2 Схемы и методы разработки планов………………………………..8
Глава 2. Система планирования на российских предприятиях.
2.1 Общая харак-ка перспективного и текущего планирования..........18
2.2 Состояние и перспективы российской системы планирования…..25
Глава 3. Выбор и реализация стратегии на фирме Оптика.
3.1 Выбор стратегии на фирме Оптика…………………………………28
3.2 Реализация стратегического плана……………………………….... 30
Заключение……………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая зачет копия.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО  ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ 

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

в г. СУРГУТЕ

Ханты-Мансийского автономного округа – Югра

Тюменской области 
 
 

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

 
 

Тема: «Роль планирования в системе менеджмента» 

Дисциплина: Основы курсового проектирования 
 
 
 
 
 

                                       Работа выполнена:

                                            студентом 2 курса з/о

                                                    по специальности «ГМУ»

                                                                 Пинигиной И.Ю  ______________                                                                          

                                                      «_____»__________2010 г. 

                            Работа проверена:

                                                                   к.и.н.,    Фищук Е.Н.  __________ 

                                                         «_____»__________2010 г. 
 

Сургут 2010г.

 

        Содержание. 

       Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Роль планирования в деятельности организации.                             

       1.1 Сущность, принципы и виды планирования  деятельности….……5           

       1.2 Схемы и методы разработки планов………………………………..8

Глава 2. Система  планирования на российских предприятиях.

       2.1 Общая харак-ка перспективного и текущего планирования..........18

       2.2 Состояние и перспективы российской системы планирования…..25

Глава 3. Выбор  и реализация стратегии на фирме  Оптика.

       3.1 Выбор стратегии на фирме Оптика…………………………………28

       3.2 Реализация стратегического плана……………………………….... 30

       Заключение……………………………………………………………….33

       Список использованной литературы……………………………………36

 

        Введение 

           Актуальность. Стратегическое планирование – относительно молодой вид деятельности менеджмента фирмы.  Его предтечей стало долгосрочное планирование, которое бизнес стал применять в 50 - х годах XX века.  Уже долгосрочное планирование оказалось большим шагом вперед, оно дало возможность фирме расширить горизонт своего взгляда на будущее, связать текущую деятельность с более масштабными задачами.  В конце 60 - х годов на смену долгосрочному планированию приходит стратегическое планирование.  В стратегическом планировании по сравнению с долгосрочным, пространство деятельности фирмы становится более объемным, оно включает в себя как основные элементы внутренней среды экономической организации, так и внешние аспекты: социальные и политические факторы, вкусы и потребности покупателей, действия конкурентов и т.д.  Кроме того, долгосрочные цели фирмы в стратегическом планировании перестают быть простым отражением условий текущей деятельности, а оказываются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде фирмы.

           В настоящее время планирование  заняло свое место в ряду  функций менеджмента.  Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с гуманизированным подходом.  Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, планирование использует творческий, интуитивный подход.  Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы.

           В процессе развития планирования создано большое число методов и моделей стратегического анализа, формальных способов решения задач.  Пик популярности формального планирования пришелся на конец 70 - х – начало   80 - х годов, когда оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем фирмы. 

       Целью курсовой работы является изучение роли планирования в системе менеджмента.

       Для исследования роли планирования в системе менеджмента  в работе решаются следующие задачи:

       - исследуется сущность, принципы и особенности организации планирования;

       - рассматриваются сущность, принципы  методы и формы разработки  планов;

       - изучаются особенности перспективных  планов;

       - выявляются особенности текущих  планов;

       - рассматривается состояние процессов  планирования деятельности российских организаций;

       - исследуется разработка и реализация  плана на фирме Оптика.

       Объект  исследования – планирование менеджмента.

       Предметом исследования является система планирования на фирме Оптика.

       Структура курсовой работы включает введение, отражающее актуальность и цели работы; три главы; заключение; список использованной литературы.

       Для написания данной курсовой работы использованы труды  следующих авторов: Алексеева М.М., Баканов М.И., Фатхутдинов Р. А., Савицкая Г.В., Вершигора Е.Е., Мильнер Б.,  Н.А.Сафронова, Тихомирова А. В. и других.

 

        Глава 1. Роль планирования в деятельности организации

       1.1 Сущность, принципы  и виды планирования 

       Планирование  – это процесс практического  воплощения стратегии. Он заключается  в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить их неопределенность1.

       Плановые  решения могут быть связаны с  постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением  и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.

       В 1950 – е годы темп изменений во внешней среде стал нарастать, но они еще оставались предсказуемыми путем экстраполяции. Здесь уже, наряду с текущим приходилось  заниматься среднесрочным и долгосрочным планированием, составлять перспективные целевые программы.

       В 1960 – 1979 – е годы общий темп развития ускорился, а изменения в среде  стали неожиданными. Это обусловило превращение долгосрочного планирования в стратегическое, которое исходило из будущих возможностей. Планирование стало осуществляться от будущего к настоящему на основе мнений экспертов и сложных математических моделей.

       С начала 1970 – х годов изменения  во внешней среде стали протекать  столь стремительно и непредсказуемо, что перспективные стратегические планы перестали соответствовать потребностям хозяйственной практики. В дополнение к ним стали составляться стратегические программы, позволяющие оперативно учитывать эти изменения в текущих решениях.

       Существуют  три основных типа планов:

  1. Планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем. Эти цели согласовываются и ранжируются по тому или иному принципу, однако никогда не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Планы-цели используются при больших сроках либо принципиальной непредсказуемости конкретных событий;
  2. Планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки. А также порядок осуществления в стандартных ситуациях, например, железнодорожное расписание. Обычно в них предусматриваются «окна», позволяющие обеспечить свободу маневра в случае возникновения непредвиденных обстоятельств и необходимости осуществления коррекции;
  3. Планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования и развития организации. Такие планы могут иметь вид программы, бюджета поступления и распределения ресурсов и пр.

       По  срокам выполнения планы принято  делить на:

       а) долгосрочные (свыше 5 лет), относящиеся в основном к категории планов-целей;

       б) среднесрочные (от 1 года до 5 лет), выполняемые  в виде различного рода программ;

       в) краткосрочные (до 1 года), имеющие форму  бюджетов, сетевых графиков. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые на срок от одной смены до одного месяца2.

       Процесс планирования в крупных западных фирмах осуществляет плановый комитет, членами которого обычно состоят  руководители подразделений, а также плановый отдел и его структуры на местах. Деятельность плановых органов координируется первым лицом организации и его заместителем.

       В задачу плановых органов входит определение  того, какие подразделения будут участвовать в реализации тех или иных организационных целей, в какой форме это будет происходить, как обеспечиваться ресурсами.

       При осуществлении планирования учитывается  связь уровней управления. Планирование может происходить сверху вниз (детализация); снизу вверх (обогащение внизу спущенных сверху указаний); отсутствовать как таковое на данном уровне (делегирование), происходить в «зоне результата» (частичное делегирование).3

       Применяется самый различный «горизонт планирования». Он может соответствовать календарному периоду (дискретное планирование); быть больше его (скользящее планирование); быть меньше (остаточное планирование); предполагать возможность исполнителям самостоятельно определять период планирования (планирование с выбором планового горизонта).

       Планирование  может, как испытывать влияние предшествующего  результата и обязательств (возвратное планирование), так и осуществляться с нуля.

       Существуют  различные варианты связи между  объектами планирования – «по узкому месту» (наименее производительной единице оборудования); последовательная проводка объекта «от входа к выходу»; обратная проводка «от выхода к входу».

       Планирование  базируется на ряде принципов, то есть правил, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления:

  1. Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Как правило, люди скорее и охотнее выполняют те задачи, которые сами по себе поставили, чем «спущенные сверху», поскольку они им ближе и понятнее.
  2. Непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности фирмы. В соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем.
  3. Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Для обеспечения гибкости в планы закладываются так называемые «окна», дающие в определенных пределах свободу маневра.
  4. Координация и интеграция плановой деятельности между различными подразделениями.
  5. Экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.
  6. Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.

Информация о работе Роль планирования в системе менеджмента