Роль планирования в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение роли планирования в системе менеджмента.
Для исследования роли планирования в системе менеджмента в работе решаются следующие задачи:
- исследуется сущность, принципы и особенности организации планирования;
- рассматриваются сущность, принципы методы и формы разработки планов;
- изучаются особенности перспективных планов;
- выявляются особенности текущих планов;
- рассматривается состояние процессов планирования деятельности российских организаций;
- исследуется разработка и реализация плана на фирме Оптика.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль планирования в деятельности организации.
1.1 Сущность, принципы и виды планирования деятельности….……5
1.2 Схемы и методы разработки планов………………………………..8
Глава 2. Система планирования на российских предприятиях.
2.1 Общая харак-ка перспективного и текущего планирования..........18
2.2 Состояние и перспективы российской системы планирования…..25
Глава 3. Выбор и реализация стратегии на фирме Оптика.
3.1 Выбор стратегии на фирме Оптика…………………………………28
3.2 Реализация стратегического плана……………………………….... 30
Заключение……………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Курсовая зачет копия.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

       Работы  связывают между собой события, характеризующие определенные состояния объекта управления. Они могут быть исходными, которым не предшествуют никакие работы; промежуточными, представляющими собой результат одной или нескольких работ; завершающими, свидетельствующими о достижении поставленной цели.

       Любая последовательность работ в сети, при которой конечное событие каждой работы совпадает с начальным событием следующей за ней, получила название путь. Путь может быть полным, когда его начало совпадает с исходным событием, а конец – с завершающим; частичным (от исходного события до промежуточного или от промежуточного до конечного); критическим (самым длинным в сетевом графике от исходного до завершающего события).

       Критический путь определяет предельную продолжительность выполнения задания5.

       Цель  и события изображаются на графике  кружками, в которых указывается их содержание и порядковый номер, расшифровывающиеся в прилагательном тексте, а работы – стрелками, ведущими от одного кружка к другому. Стрелки несут на себе информацию о времени, необходимом для выполнения работы, и связанных с нею затратах. Время изображается цифрой над стрелкой, а затраты – под ней. Если для перехода от одного события к другому затрат времени  и труда не требуется, связь между событиями на графике изображается пунктирной линией.

       Сетевой график дает возможность составить  наиболее рациональный план осуществления каких-либо мероприятий, к которому привязываются все остальные процессы: диспетчеризация, выдача заданий на выполнение определенных работ, наблюдение и контроль за их осуществлением. Высокая степень формализации графика позволяет при этом широко применять компьютерные технологии.

       Метод планирования «Паттерн» сводится к  построению «дерева целей». Каждая цель и подцель в этой иерархической  модели оценивается экспертами с  точки зрения важности и степени  влияния на конечные результаты (цель может быть важной сама по себе, но не играть существенной роли). Оценки служат основой распределения ресурсов, сил и средств между отдельными целями, подцелями, проблемами, работниками и определения желательных сроков выполнения тех или иных работ6.

       Возможности применения различных методов планирования имеют свои границы. Эти границы  определяются:

       а) современной НТР, которая вызывает столь стремительные изменения  внутри фирмы и в окружающей среде, что поспеть за ними планирование попросту не успевает;

       б) нехваткой времени, связанной с  тем, что плановые расчеты весьма длительны и трудоемки;

       в) бюрократизмом и инерционностью самих сотрудников организации, их боязнью новшества.

       Полностью перечисленные ограничения устранить  нельзя, но можно существенно ослабить путем уменьшения жесткости и схематичности составления планов, их ориентацией на ключевые цели и задачи, конкретизацией и приближением к нуждам практики, усилением комплексности.

 

Глава 2. Система планирования на российских предприятиях

2.1 Общая характеристика перспективного и текущего планирования 

       Обычно  перспективные планы в организации  разрабатываются на период свыше одного года. Как правило, речь идет о среднесрочных планах, рассчитанных на период до 5 лет, однако решение многих крупных проблем, отражающих стратегию организации, в это «прокрустово ложе» не укладывается, и приходится составлять долгосрочные планы, срок действия которых достигает 10, а порой и более лет. Это имеет место, например, при выборе сфер и направлений деятельности организации, политики диверсификации и т.п.

       Перспективные планы могут иметь форму набора целей; целевых комплексных программ; стратегических планов; бизнес-планов и т.п. При этом положения долгосрочных планов, обозначенные там лишь в общих чертах, преимущественно в качественных показателях, развиваются и конкретизируются в среднесрочных, уже в количественных (в том числе финансовых) показателях, распределяются по срокам и подкрепляются системой балансов.

       В рамках перспективного планирования создаются  планы: разработки новых продуктов; снижения издержек; инноваций; приобретений; маркетинга; производства; материально-технического снабжения; развития системы управления; социальных мероприятий; план по труду, финансовый план и др.

       Посредством такого рода планов на основе стандартных процедур происходит определение шагов, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации, прежде всего получения заданного объема продукции, прибыли и т.п. Их разработка начинается с выбора перспективных целей. Затем на основе имеющихся ресурсов происходит определение политики организации, выбор правил и процедур, разработка альтернатив, выбор наиболее приемлемой из них, ее детализация в бюджетах, графиках, стандартных решениях7.

       Стратегическое  планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.  Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

         Целью стратегического планирования  является комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в перспективе.  На этой основе определяются  показатели развития организации на плановый период. 

       Динамичный  спрос стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.  Не используя преимущества стратегического планирования, организация в целом  и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

       Стратегическое  планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятые руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

       Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений.  Его задача – обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени.  Точнее говоря, он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования.  К ним относятся:

       а) распределение ресурсов;

       б) адаптация к внешней среде;

       в) внутренняя координация;

       г) организационное стратегическое предвидение.

       Распределение ресурсов - данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

       Адаптация к внешней среде - адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова.  Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением.  Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

       Внутренняя  координация - она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.  Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях, больших или малых, является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

       Осознание организационных  стратегий - эта деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях.

       Роль  руководителя высшего звена заключается  в большем, чем простое инициирование  процесса стратегического планирования.  Она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого  процесса.

         Динамичная природа  организаций  затрудняет введение одной специфической модели процесса планирования. Некоторые организации, как индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.

           Современный темп изменения и  увеличения знаний является настолько  большим, что стратегическое планирование  представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей.  Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок.  Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий.  Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации.

           Планирование, поскольку оно служит  для формулирования установленных  целей, помогает создать единство общей цели внутри организации8.

           Если всем руководителям следует  в той или иной степени заниматься  формальным стратегическим планированием, то составление стратегических планов для всей организации является, в первую очередь, обязанностью высшего руководства. 

           В крупных организациях, занимающихся  сложным формальным стратегическим планированием, руководство почти всегда оформляет планы в письменном виде; могут существовать тысячи письменных документов, относящихся к планированию. Текущее планирование же представлено краткосрочными и оперативными планами.

       Краткосрочные планы охватывают годовой период и в них конкретизируются задания перспективных планов на соответствующий год с распределением по кварталам с вовлечением дополнительных резервов.

       Годовые планы разрабатываются на основе изучения рыночной ситуации (конъюнктура, цены, характер конкуренции) и прогноза сбыта, исходящего из поступивших заказов, сведений о величине продаж за истекший период, результатов маркетинговых исследований.

       Прогноз сбыта определяет объем производства, потребности в оборудовании, производственных мощностях, сырье, материалах, рабочей силе. Поскольку производственные мощности постоянны, речь идет прежде всего о планировании материально-технического обеспечения, производства и численности занятых.

       Элементами  годового плана обычно являются:

       а) производственная программа;

       б) план развития предприятия (внедрение новой техники, изменение технологии, снятие с производства отдельных видов продукции);

       в) план маркетинга и сбыта;

       г) план по себестоимости и рентабельности;

       д) план по материально-техническому снабжению;

       е) план по труду и кадрам;

       ж) финансовый план.

       Рассмотрим  некоторые из этих планов поподробнее.

       План  сбыта является основой других планов предприятия. Он составляется на основе прогнозов сбыта, информации о требованиях заказчика по ассортименту и качеству, заключенных договоров, ценах, плановых и фактических показателях за ряд лет в разрезе регионов, товаров, групп показателей, частоты заказов, каналов сбыта, данных о величине оборота и стоимости продаж и т.п. Он основывается на данных об обороте и стоимости продаж.

       План  производства состоит из двух частей: производственной программы и расчета использования производственных мощностей.

       При формировании производственной программы  определяются: номенклатура (ассортимент) продукции и услуг; объем услуг, оказываемых другим организациям; увеличение или уменьшение незавершенного производства; группы продукции (основная, экспортная, новая, государственный или специальный заказ, изделия из материала заказчика, прочая продукция, работы промышленного характера и услуги на сторону); товарная продукция (товары, полуфабрикаты, промышленные работы); объем реализованной продукции (валовая продукция – внутренний оборот). В целом производственная программа определяет: перечень, объем, сроки выпуска продукции, величину НЗП и загрузку оборудования.

Информация о работе Роль планирования в системе менеджмента