Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 14:15, курсовая работа
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества.
Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.
1. Рынок природных ресурсов. Сущность, функции, особенности рынка земли
2. Формирование рынка земли в России
2.1. Особенности Российской цивилизации (отношение к земле)
2.2. История аграрного вопроса в России
2.3.Характеристика Столыпинской реформы
3. Аграрный сектор в современной России
4. Современные воззрения на рынок земли в России
цена земли и факторы определяющие цену на землю
земельный кодекс
Земельный кодекс в нынешнем варианте решает вопрос получения гражданами России земельных участков для организации крестьянского хозяйства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, и животноводства, индивидуального жилищного, дачного строительства и т.д. Но в нем содержатся жесткие ограничения правомочий по распоряжению земельными участками и долями, по существу отрицается ипотека. Следовало бы признать за собственником право распоряжения земельными участками, в том числе и сдачу их в залог под выполнение кредитных или иных обязательств. Без залога земли товаропроизводителю сегодня не решить своих финансовых проблем. Разрешите регулируемый земельный оборот, поставить преграды латифундизму, спекуляции - вот о чем сегодня говорят сами крестьяне, не понаслышке знающие истинные проблемы села.
Министр экономического развития и торговли Герман Греф сообщил, что законопроект будет внесен в Госдуму в период весенней сессии. Предполагается, что земли промышленного назначения, земли городов, охраняемые территории, лесной фонд будут равноправными с точки зрения формы собственности на них. «Мы придерживаемся принципа равенства всех категорий земель», - подчеркивает министр.
При этом также было сказано, что «мы не будем ломать сложившуюся систему земельных отношений в России после планируемого вступления в силу Земельного кодекса». По его словам, с началом действия земельного кодекса правительством предусмотрен переходный период для приведения в порядок земельных отношений. Его введение обусловлено необходимостью преодоления некоторой дестабилизации, которая неизбежно возникает после законодательного закрепления правовых норм регулирования земельного оборота.
Правительственная концепция земельного кодекса не включает в себя принципы правового регулирования оборота сельскохозяйственных земель. Отдельный закон об обороте сельскохозяйственных угодий последует сразу же за принятием земельного кодекса. Этот специальный нормативный акт будет разработан до конца года. Правда, как отметил Греф, принят он будет лишь в начале 2002 года.
Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне не эффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный ранок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей, ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. при этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Земельные отношения крайне политизированы.
Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию реформы в Российской Федерации.
Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Л.И. Абалкин. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения. М. 2000. С.19-31.
Справочник «Социально-экономические проблемы России». Гл. 7. Аграрная реформа.
Е. Власова. «Земельный кодекс появится грядущей весной?». Независимая газета 10.02.2001.
Г.Х. Попов. О Столыпинской реформе. М. Экономика 1997. С. 45-47.
В.П. Денисов нач. Департамента аграрной политики Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ. «Уроки аграрной реформы». Труды вольного экономического общества. М. 1997. С.98-100.
Г.И. Шмелев. «Земля - Россия».Труды вольного экономического общества. М. 1997. С. 110-113
Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в РФ на 1999-2002 годы». Утверждена постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999г. № 694
М. Трудолюбов. «Под паром». Журнал «Итоги», 15.12.1997г.
В.Я. Иохин. Учебник Экономическая теория. М. Юрист. 2000г.