Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 19:18, шпаргалка
Понятие и характерные черты государственного управления.
Государственное управление (ГУ) (в широком понимании) - регулирующая деятельность государства в целом.
ГУ (в узком понимании) – административная деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Какова же подведомственность дел об административных правонарушениях основных органов административной юрисдикции?
Судьи (мировые судьи), возможно, в перспективе судьи административных судов. Действующим законодательством рассмотрение дел об административных правонарушениях и назначение административных наказаний в границах установленной подведомственности возложено исключительно на судей, причем единолично. Разумеется, любое дело в рамках этой подведомственности может быть рассмотрено судом в полном составе, но ведущая роль в рассмотрении дел об административных правонарушениях отводится судьям.
Судьи рассматривают самые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях с повышенной общественной опасностью, влекущие возможность применения наиболее суровых административных наказаний - административного ареста, лишения специального права, предоставляемого гражданину, конфискации и возмездного изъятия предметов и орудий совершения административного правонарушения, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, дисквалификации.
63. Компетенция органов внутренних дел по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Ст. 23.3 Коап РФ.
64. Постановление по делу об административном правонарушении, его содержание и юридическое значение.
В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
• должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
• дата и место рассмотрения дела;
• сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
• обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
• статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
• мотивированное решение по делу;
• срок и порядок обжалования постановления.
Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены также вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение:
1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;
2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
65. Правовые основы государственного управления в сфере экономики.
66. Правовые основы управления в сфере образования и науки.
Российское законодательство в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон “Об образовании”, другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
К задачам законодательства в образовательной сфере следует отнести:
1. Разграничение компетенции в области образования между органами управления образованием различных уровней.
2. Обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование.
3. Создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования.
4. Определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц, в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.
Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих элементов:
-преемственные
-сеть образовательных
-органы управления
Образовательные программы определяют содержание образования по различным уровням и направлениям. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные программы.
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К профессиональным относятся программы:
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования;
3) высшего профессионального образования;
4) послевузовского профессионального образования.
Образовательная деятельность осуществляется образовательными учреждениями. В зависимости от организационно-правовых форм они подразделяются на государственные, муниципальные, частные, иных форм собственности (например, общественных или религиозных органов). Их деятельность регулируется типовыми положениями и разработанными на их основе уставами.
Образовательным является учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся.
Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляет прошедшие соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель соответствующего образовательного учреждения. В вузах образовывается коллективный орган – ученый совет.
Главенствующее положение в системе федеральных органов управления образованием занимает Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России). Это федеральный орган исполнительной власти, созданный для управления образованием в масштабе государства. Его статус определен Положением о Министерстве (утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г.).
В качестве главной задачи министерство призвано обеспечить осуществление государственной политики в области образования. К ведению Министерства отнесена разработка федеральных государственных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов, как правило, определяется Правительством Российской Федерации.
Министерство принимает участие в лицензировании образовательного процесса. В его компетенцию входит выдача лицензий на право ведения образовательной деятельности, а также осуществление государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений. В процессе аттестации устанавливается соответствие качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится Министерством образования на основе заключения об аттестации образовательного учреждения. В результате государственной аккредитации образовательное учреждение наделяется дополнительными правами: правом выдачи документов государственного образца о соответствующем уровне образования, правом на получение бюджетных средств и др.
В компетенции Министерства образования также относится: инспектирование образовательных учреждений и органов управления образованием; создание, реорганизация, ликвидация и осуществление проверки образовательных учреждений, непосредственно подчиненные ему.
На уровне субъекта РФ указанные задачи и функции выполняет Комитет по делам науки и высшей школы; Главное управление образования, в городах – Управление образования, в округах, районах – отдел образования.
Перед государством в области науки стоят следующие важнейшие задачи, решаемые с помощью правового регулирования:
- определение роли науки в обществе и роли государства в отношениях с нею;
- организационное и юридическое
обеспечение научной
- финансовое обеспечение
- постановка перед наукой
- выбор приоритетов научных исследований в соответствии с приоритетами общественного развития;
-формирование механизмов
Государственное регулирование в сфере научно-технической политики осуществляется Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (Минпромнауки России) правовой статус которого определен Положением о нем (утверждено постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г.).
Министерство проводит в жизнь государственную политику и осуществляет управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней (утверждено постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г.) в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров и присуждения ученых степеней действует высшая аттестационная комиссия Министерства образования РФ (ВАК России). ВАК руководит диссертационными советами вузов и научных организаций.
Правительством утвержден единый реестр ученых степеней и ученых званий, которым установлены: ученая степень доктора наук по отрасли науки; ученая степень кандидата наук по отраслям науки; ученое звание профессора по специальности; ученое звание доцента по специальности; ученое звание профессора по кафедре образовательного учреждения; ученое звание доцента по кафедре образовательного учреждения.
67. Правовые основы управления в сфере здравоохранения.
Органы государственного управления в области здравоохранения и санитарно - эпидемиологического надзора образуют государственную систему здравоохранения.
К государственной системе здравоохранения относятся:
-Министерство здравоохранения РФ (Минздрав РФ)
-Министерства здравоохранения республик в составе РФ
-Министерства здравоохранения автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В Омской области – Главное управление здравоохранения Омской области
-Российская академия
Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения и обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Основными задачами Министерства являются: разработка основ государственной политики в области охраны здоровья населения; изучение состояния здоровья и профилактика заболеваний населения, условий его жизнедеятельности, обеспечение населения лекарственными средствами; контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, медицинской и фармацевтической продукции; организация лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности и др.