Система административных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность проблем административной ответственности и административного наказания, а также развития этих правовых явлений обусловлена сегодня, по меньшей мере, тремя основными факторами: 1) экономическим – стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах; 2) политическим – необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно-властных правовых отношений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы административных наказаний…………..…….6
§1. Понятие и цели административного наказания……………………..…………...6
§2. Характерные черты административных наказаний, как мер юридической ответственности ……………………………………………………………………....12
ГЛАВА II. Виды административных наказаний и правила их назначения……....39
§1. Административные наказания, назначаемые во внесудебном порядке……….39
§2. Административные наказания, назначаемые исключительно в судебном порядке………………………………………………………………...........................49
§3. Обеспечение единства административных наказаний и правила их назначения…………………………………………………………………….……....84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....103

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2.docx

— 134.08 Кб (Скачать файл)

- подлежащих  в соответствии с Федеральным  законом возвращению их законному  собственнику;

- изъятых  из оборота либо находившихся  в противоправном владении лица, совершившего административное  правонарушение, по иным причинам  и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

В самом  общем виде вопрос о предметах, изъятых  из оборота, решен в ст. 129 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с ней виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. Какого-либо общего закона о предметах, изъятых из оборота, не существует.

Поэтому при определении правового режима имущества, выступающего в качестве орудия совершения или предмета административного  правонарушения, в каждом конкретном случае необходим тщательный анализ правил и норм, регулирующих общественные отношения, связанные с фактом противоправного  деяния.

При назначении административного наказания в  виде конфискации, равно как и  при изъятии вещей, в отношении  которых конфискация не может  быть применена, в постановлении  по делу об административном правонарушении не следует указывать на то, в  чью собственность (федеральную, субъекта РФ или просто в государственную) обращается отчуждаемое имущество, так как Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях  этого не требует.

Вещи, нахождение которых в обороте не допускается29, подлежат передаче для дальнейшего использования, переработке или уничтожению теми органами, которые производили их изъятие в порядке ст. ст. 27.10 и 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а конфискованные вещи - судебными приставами-исполнителями, которые приводят в исполнение соответствующие судебные постановления.

Порядок реализации и уничтожения конфискованных предметов административного правонарушения и орудий их совершения регулируется Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. № 260 "О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства"30.

Так же следует  упомянуть, что конфискация может быть как основным, так и дополнительным видом наказания.31

Существенное  место в системе административных наказаний Российской Федерации  занимает одно из самых суровых наказаний - административный арест: лишение в  качестве меры наказания для правонарушителя  свободы и тем самым временная  изоляция его от общества на срок, устанавливаемый  только судьей. Административный арест  является мерой исключительной и  применяется только за наиболее тяжкие проступки. Данный вид в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях, за совершение строго определенных законом административных наказаний.

По общему правилу административный арест  устанавливается на срок до пятнадцати суток. Административный арест назначается  исключительно судьей32.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный вид административного наказания не может применяться к ряду субъектов административно-правовых отношений, к которым законодатель отнес:

- беременных  женщин;

- женщин, имеющих детей в возрасте до  четырнадцати лет;

- лиц,  не достигших восемнадцатилетнего  возраста;

- инвалидов  I и II групп.

Часть 2 ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет исчерпывающий перечень указанных выше субъектов административной ответственности, на законодательном уровне защищенных от применения данного наказания. Трудно однозначно дать общую оценку подходу законодателя к этому вопросу. С одной стороны, наказание в виде административного ареста всегда дается в конкретной санкции как вариант, у правоприменителя всегда есть возможность альтернативного выбора одного из содержащихся в санкции нескольких видов наказаний. И совершенно правильно в специальной литературе подвергнуты критике предложения о безальтернативном применении административного ареста за ряд серьезных проступков33. С другой стороны, норма, содержащаяся в ч. 2. ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит, по моему мнению, некоторому реформированию. В данном случае предполагается существенное нарушение прав и законных интересов граждан, в связи с чем представляется необходимым, в целях гуманизации данной нормы, перечень предусмотренных в ней субъектов ответственности сделать открытым. Интересы привлекаемых к ответственности лиц должны быть защищены не только возможностью альтернативного применения административного ареста, но и расширением круга субъектов рассматриваемых административно-деликтных отношений. В юридической литературе вполне правомерно высказываются предложения о необходимости дополнения указанного перечня, например, словами "женщины, достигшие 55 лет и старше; мужчины, достигшие возраста 60 лет и старше"34.

Логическое  осмысление содержательной части рассматриваемой  правовой нормы позволяет усомниться в ее безупречности, с определенной долей условности она представляется уязвимым местом отечественной правовой системы. Я думаю, что данный перечень заслуживает еще большего расширения, которое, по моему мнению, целесообразней осуществить путем придания ч. 2 ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях открытого характера. Реализация данного предложения в полном объеме согласуется со ст. 2 Конституции Российской Федерации, а также иными нормами международного права.

По общему правилу (ч. 3 ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) срок административного задержания включается в срок административного ареста. В связи с тем, что административный арест является одним из видов установленных государством административных наказаний, его применение не влечет за собой судимости и не может служить основанием для увольнения правонарушителя с работы.

Ранее указанный  вид административного наказания  был установлен только по одному составу  правонарушения: за оставление водителем  в нарушение Правил дорожного движения места ДТП, участником которого он являлся (ст. 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ). Такая суровость обусловлена тем, что водитель, оставляя место ДТП, создает угрозу жизни и здоровью людей, пострадавших в ДТП, а также своими неправомерными действиями значительно усложняет практику правоприменения. С 1 января 2008 г. административный арест до 15 суток предусмотрен для водителей еще по трем статьям гл. 12 КоАП РФ: ч. 2 ст. 12.7 - управление транспортным средством водителем, лишенным этого права; ч. 3 ст. 12.8 - управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортным средством либо лишенным этого права; ч. 2 ст. 12.26 - невыполнение водителем, не имеющим права управления транспортным средством либо лишенным права управления транспортным средством законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Среди ученых-административистов в последнее время нет единого мнения о целесообразности сохранения данного вида наказаний в российской системе административных наказаний. Более того, сомнения в необходимости административного ареста высказывались в вето Президента Российской Федерации, направленном в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на проект принятого в декабре 2000 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако при доработке проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях депутаты Государственной Думы проигнорировали высказанную точку зрения высшего должностного лица государства. Я думаю, что в данном случае было принято правильное, взвешенное решение. При этом, заслуживает определенного внимания сугубо практическое замечание, состоящее в том, что если изъять из правового оборота данное административное наказание, не дав взамен равноценную меру государственного принуждения, применяемую к наиболее злостным правонарушителям, то правоприменители в лице судей, на оперативную обстановку в городах и населенных пунктах страны, т.к. применять, например, к неработающему лицу, управлявшему транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и лишенному права управления транспортными средствами, либо не имеющего такого права, меру ответственности в виде административного штрафа не представляется возможным в силу хронической неплатежеспособности последнего35.

Постановление судьи об административном аресте исполняется  органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Это означает, что лицо, подвергнутое административному аресту, доставляется работниками милиции из зала суда в спецприемник или изолятор временного содержания. Как показывает изучение правоприменительной практики, имеют  место факты, когда по причине  территориальной удаленности этих специальных учреждений от зданий суда арестованные до отправления в конечный пункт временно водворяются в  комнату для задержанных при  дежурных частях органов внутренних дел.  Анализ норм, регулирующих исполнение постановлений об административном аресте, позволяет сделать вывод об определенном несоответствии их Конституции Российской Федерации. Так, постановление об административном аресте, вынесение которого отнесено к исключительной компетенции судьи, приводится в исполнение немедленно после его вынесения. Тем самым правонарушитель фактически лишается конституционного права защиты своих прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит правовой нормы, предусматривающей приостановление  исполнения постановления о наложении  административного наказания в  виде административного ареста в  связи с подачей жалобы на это  постановление.

Реагируя  на рассматриваемое несовершенство правовой нормы, Е. Ламонов полагает, что исключение возможности приостановления исполнения постановления об административном аресте в случае его обжалования в установленные законом сроки вызывает определенное возражение, ибо оно приводит к нарушению соблюдения конституционного права граждан на судебную защиту, к уменьшению гарантий предотвращения судебной ошибки при назначении административного ареста. По сути, считает специалист, речь идет об исполнении постановления, не вступившего в законную силу. Это в определенной степени находило свое объяснение в то время, когда постановления, выносимые судьями районных судов, являлись окончательными и не подлежали обжалованию. Однако в настоящее время постановление судьи по делу об административном правонарушении может быть обжаловано и, следовательно, до рассмотрения жалобы считается не вступившим в законную силу, а поэтому его исполнение нельзя признать законным36.

Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 726 "Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста". Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, в то же время к ним могут быть применены предусмотренные действующим законодательством ограничения.

Арестованные  доставляются в специальные приемники  органами внутренних дел, производившими их задержание. При поступлении в  спецприемник арестованные подлежат дактилоскопированию и фотографированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При поступлении  в специальный приемник арестованные проходят первичный медицинский  осмотр, осуществляемый медицинскими работниками с целью выявления  лиц, нуждающихся в медицинской  помощи, и больных. В необходимых  случаях медицинская помощь оказывается  им в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения в  соответствии с действующим законодательством.

Медицинское и санитарно-противоэпидемическое обеспечение и питание арестованных осуществляется в порядке, устанавливаемом  Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Отбытие срока наказания влечет освобождение административно арестованного  из специального учреждения. При освобождении из специального приемника по отбытии  срока ареста им выдается справка, в  которой указываются срок нахождения под арестом и основания освобождения.

В литературе в последнее время высказываются  предложения, направленные на дальнейшую демократизацию административно-наказательной политики. Применительно к теме настоящего исследования заслуживает внимания предложение о пересмотре законодательства об административной ответственности путем введения правовой нормы, предусматривающей возможность постановки вопроса о сокращении срока отбывания административного ареста в случае добросовестного поведения правонарушителя37. Реализация в правотворческой деятельности настоящего предложения будет иметь, как я думаю, как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, административный арест назначается судьей лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, если по обстоятельствам дела, с учетом личности правонарушителя, применение других мер будет признано недостаточным. Отсюда вытекает, что правонарушитель представляет для общества повышенную опасность и срок его наказания в виде административного ареста является обоснованным и вполне заслуженным. Следовательно, и сокращать срок отбывания данного наказания, длящегося, как правило, не более двух недель, представляется излишним, а может быть, и поспешным. Я думаю, что в данном случае принцип неотвратимости наказания не будет выполнять своей функции.

С другой же стороны, в условиях построения правового  государства органам правоприменения следует считаться с конкретными жизненными ситуациями, к которым можно отнести, к примеру, болезнь родственников, близких, занятость уходом за ними, предстоящую сессию в учебном заведении и прочие обстоятельства. Нельзя также исключать возможного ухудшения состояния здоровья самого правонарушителя.

Информация о работе Система административных наказаний