Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:36, курсовая работа
Первостепенной задачей любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Данная проблема актуальна и для административного права, которое переживает существенные изменения в последние годы. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, обособление института исполнительной власти, выход на арену в качестве субъекта административного права коммерческих структур - все это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.
Введение
Первостепенной задачей любой
правовой науки является правильное
определение и обоснование ее
предмета. Данная проблема актуальна
и для административного права,
которое переживает существенные изменения
в последние годы. Закрепление
в Конституции Российской Федерации
принципа разделения властей, обособление
института исполнительной власти, выход
на арену в качестве субъекта административного
права коммерческих структур - все
это существенно повысило значение
административного права в
Административное право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связана с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности и занимается административное право.
В настоящей работе будет дана общая характеристика административного права как одной из важнейших отраслей права в России.
С этой целью в первом разделе работы рассматривается состав и целостность административного права. Система административного права приводится во втором разделе данной работы.
Формирование в нашей стране основ правового государства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеют источники административного права. Поэтому в третьем разделе работы будут рассмотрены виды источников административного права
В последнем разделе представлена система источников российского административного права РФ.
Глава 1. Общая характеристика административного права
1.1. Состав и целостность административного права
Административное право
Во-вторых, административное право
служит своего рода «
Все это предъявляет
- обеспечение устойчивой системы органов исполнительной власти и создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;
- эффективного регулирования общественных отношений с помощью функциональных режимов;
- гарантирование реализации прав и свобод граждан при одновременной охране публичных интересов и общественного порядка;
- защита граждан и общества от административного произвола2.
Достижение указанных целей
способствует в конечном итоге
эффективному административно-
Требованием к системе
Система административного права состоит из отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права, тесно взаимосвязанных между собой3.
Системность права характеризует его как согласованное единство норм, институтов, отраслей, охватывающих регулирующим воздействием разнообразные стороны жизни общества и отношения людей.
Правовые нормы по своему содержанию и сфере действия группируются по отраслям и институтам права, образуя целостную систему.
Система права это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных комплексах.
Отрасль - главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом.
Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права.
Институт права - обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений.
Систему административного
права принято делить на две
части: общая и особенная.
Общая часть включает в себя институты:
- устанавливающие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права) и негосударственных организаций;
- регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);
- обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;
- регламентирующие принуждение по административному праву.
Особенная часть включает институты, регулирующие:
- обеспечение безопасности
- организационно-хозяйственную
- социально-культурную
- деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.
Традиционное построение системы административного права сохраняется во всех опубликованных учебниках, книгах и статьях по административному праву. Устойчивость общей части административного права можно объяснить преемственностью его основных элементов и средств воздействия.
Необходимо различать систему
административного права и систему административно-
Отрасль административного права можно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы); б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы; д) административный процесс, законность в управлении; е) организация государственного управления в сферах и отраслях.
К подотраслям административного законодательства можно отнести:
а) «Органы исполнительной
власти» с выделением
б) «Государственная служба
(общие вопросы)» с выделением
институтов «Государственная
в) «Административно-правовые
режимы» с институтами «
г) «Регистрационно-легализующая деятельность» институтами «Государственная регистрация», «Лицензирование», «Стандартизация» и т.п.
д) «Государственное управление в сферах государственной жизни» с институтами «Разграничение функций между органами РФ и органами ее субъектов», «Компетенция органов исполнительной власти», «Принятие решений» и т.п. Институты данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);
е) «Контрольно-надзорная
Целый ряд институтов
В рамках административного
права выделяемое
Наряду с предметом и методом регулирования, третьей особенностью самостоятельной отрасли права является ее целостность, системность, ее структура. Эта черта довольно четко прослеживается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределили взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.
Административное право
– целостная система правовых
норм, которые объединяют предмет, цели,
принципы, метод регулирования. Эти
нормы должны быть согласованы друг
с другом, опираться на единые принципы,
использовать единую терминологию. Внутри
отрасли существует субординация норм
разной юридической силы, общих и
специальных. А в целом отрасль
создает специфический –
1.2. Система административного права
Административное право, являясь частью правовой системы России, имеет собственную структуру, оригинальную систему, характеризующуюся непосредственной связью входящих в нее административно-правовых институтов (например, институт правового акта управления), подотраслей права (например, административно-деликтное, служебное право) и норм.
Необходимо различать систему
административного права, т. е. совокупность
институтов, подотраслей и норм административного
права, и систему административного законодательства,
На протяжении многих десятилетий
учеными предлагается примерно одинаковая
система административного
В общей части административного права рассматриваются основные институты административного права. Общая часть включает главные структурные элементы общего административного права, например:
Информация о работе Система и источники современного административного права